Устное народное творчество Кубани

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомить с устным народным творчеством Кубани.
  2. Прививать любовь к своему краю.

Ход урока

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что относится к устному народному творчеству? Какие его виды вам известны? (Ответы) (Презентация, слайд 1)

Правильно, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни (Презентация, слайд 2)

А, что отражается в народном творчестве? (Ответы)

Молодцы! Смекалка, ум, находчивость, хитрость… Скажите, а кто является творцом устнопоэтических произведений? (Ответы)

К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Какая-нибудь песня или рассказ, передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что-то свое. Проходит много времени, пока это произведение появится в печатном виде. Автором таких коллективных сочинений является народ. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов — русского и украинского.

У каждого народа есть свои сказки. В них отражаются те события и обычаи, которые присущи этому народу. Л.Н.Толстой, хорошо знавший и высоко ценивший кавказский фольклор, назвал его сокровищем поэтическим, необычным.  (Презентация, слайд 3)

Сегодня мы посмотрим некоторые отрывки из сказок. Итак, первая сценка из сказки кубанских казаков «Бурка да шинелюшка – хата и постелюшка». (Презентация, слайд 4)

Выходят навстречу друг другу казаки (с одной стороны двое, с другой – один). Здороваются. Угощают друг друга табаком из кисета, скручивают казачью ножку.

1-й казак: Лучше бурки нет одежды!

2-й казак: Самая лучшая одежда для казака – шинель!

1-й казак: Да я под буркой на коне в любую погоду и сухой, и в тепле.

2-й казак: Да я под шинелью своей долго – полой полконя прикрываю. А греет шинель больше не то, что бурка. Бурка при езде парусит, при ходьбе мешает. В шинель затянешься, ремнем перепояшешься и стоишь, как рюмочка на блюдечке.

1-й казак: А я с коня соскочу, под бурку лягу, меня от черной скалы не отличишь – не то копна, не то камень. Ружье чуть выставлю, прицелюсь и пущу противнику пулю меж глаз.

2-й казак: На земле – то в шинели и меня не видать. А вот как после стрельбы? По Уставу казачьему после стрельбы откатиться положено, чтоб в тебя самого не пульнули. Как ты в бурке откатываться станешь? Бурка то у тебя с полдома, не повернешься. А в шинельке будто камушек с горки скатишься.

1-й казак: Это ты правильно сказал, только не полдома, а дом. Я на землю лягу, шашку да винтовку накрест поставлю, буркой накрою – вот мне и хата. А с дружком две бурки составим – вот и шатер. Хоть гостей принимай! (Презентация, слайд 5)

2-й казак: Шатер – то шатер, спишь – то все равно на земле! А я шинель постелю, рукав под голову положу, полой накроюсь – царская постель. Уж как хорошо спится!

3-й казак: Эх вы, казаки! О чем спорите? Послужили бы вы на границе. Там как полсотни верст отмахаешь по кочкам, по лесу да буеракам, да под дождем и снегом поползаешь с винтовочкой, так где с конем приткнешься – хоть в стогу, хоть в снегу, там тебе и хата, и постель. Слаще всего с устатку спится!

Учитель: Спасибо артистам! А у меня вопрос, а кто понял, о чем эта сказка? (ответы) А вот как рассказывает о том, кто такие казаки, собиратель фольклора Пивень Александр Ефимович: «Казак – удалая, отважная голова. По первому зову бросает казак свои мирные занятия. В походе и на фронте он терпелив и вынослив. Он крепок своей вековой дружбой с конем. Сильнее дружбы коня и казака нет ничего на свете». (Презентация, слайд 6)

Смотрим следующую сказку. «Знатный дядюшка».(Презентация, слайд 7)

Ведущий: Был когда – то в нашей станице атаман Тихон Лихолуп. Маленький, хиленький, тонконогий. Только глаза горели у него как у волка. Казаки, что были победней, все у него в долгу были, со всех кровь сосал. Когда наступала пора выбирать атамана, он ходил из хаты в хату и тоненьким визгливым голосом говорил:

Тихон: Когда же ты мне долг отдашь? Или ждешь, чтоб я твою худобу отписал и надел забрал?

Казак: Погоди, Тихон Антонович, сейчас нечем отдать.

Тихон: Ладно уж, что с тебя взять. Только смотри, скоро выборы атамана, так не забудь кто к тебе добр.

Ведущий: Сам атаман был паук пауком. А дочь у него была красавица. Полюбила Галя бедного казака из соседнего хутора Ивана. И он ее полюбил. Тайком встречались. Решили они пожениться.

Иван: Отдайте Тихон Антонович Галю за меня замуж!

Тихон: Ах ты голодранец! Собачий сын! Да знаешь ли ты, что ваш хутор весь у меня в долгу? Да знаешь ли ты, что я не кто – нибудь, а господин!

Иван: Хотел я с вами по душам поговорить, да, видно не получается. В таком разе сегодня же я отбиваю телеграмму в Катеринодар моему дядюшке, пускай сам приезжает за меня Галю сватать. Да заодно и на ваши делишки поглядит. Куда сено с общественных лугов идет?

Тихон: Ах ты! Да знаешь ли ты, с кем разговариваешь?

Иван: А знаете ли вы, что мой дядюшка – генерал, помощник атамана всей Кубанской области?

Тихон: К-к-как?

Иван: А вот так!

Тихон: Ладно! Пиши! Если и в правду твой дядюшка генерал, тогда другой разговор.

(Ведут генерала в длинной шубе, укладывают спать).

Иван встречается с атаманом.

Иванушка! Дядюшка ваш прибыл? Так я хочу ему доложиться!

Иван: Сейчас невозможно. Больно они сердитые сегодня.

Тихон: От чего же сердитые?

Иван: Так ему же жалобы от казаков на вас поступили. Вот он и разгневался.

Тихон: Иванушка, сыночек, так мы же родственники почти! Что же теперь делать?

Иван: А давай мы с Галей обвенчаемся! Вы приданое сразу все ко мне в дом перевезите: корову, тройку лошадей, пару быков и 3 тысячи рублей деньгами дадите. Никакого обману не будет!

Тихон: Так где я такме деньги возьму?

Иван: А вы отдайте вместо денег расписки должников с нашего хутора. Вот и все!

Тихон: Ладно уж! (отдает бумаги) А как же звать твоего дядюшку?

Иван: Василь Васильичем зовут!

Ведущий: Наутро со знаменитыми казаками атаман идет к генералу на свадьбу приглашать. Подходит к постели. Раздается храп.

Тихон: Здравие желаем, ваше превосходительство! Прошу вас пожаловать на свадьбу моей дочки Гали и вашего племянника Ивана!

Ведущий: Раздается бормотание. Атаман подходит к постели, снимает покрывало, а там козел Васька, бэ-э-э-э-э!

Тихон:Ах, ты подлец! Обманул! Да я его в Сибирь сошлю!

Ведущий: Глянул на казаков, а все смеются. Атаман опустил голову и тоже захихикал.

А Галя с Иваном прожили счастливо до самой старости.

Учитель: Ребята, а какие качества проявились у Ивана. (Ответы)

А, каким вам показался Тихон? (Ответы) (Презентация, слайды 8-9)

Следующим жанром устного народного творчества являются пословицы и поговорки. В них можно встретить много поучительного из различных сфер жизни.

Посмотрите на пословицы (Презентация, слайд 10.)

Как вы понимаете их смысл!

  • Не дружную стаю вороны заклюют.
  • На вопрос кто друг, кто нет, в трудный час найдешь ответ.
  • Счастье и труд рядом живут.

Учитель: Молодцы! А отгадайте загадки. (Презентация, слайд 11)

  1. Через море синее горло журавлиное. (Ручка и ведро)
  2. Лежит колода средь огорода, ни взять, ни поднять, ни собакам отдать (Язык)
  3. У нашей туши выросли уши, а головы нет (Ушат)
  4. Идут вперед – смеются, идут назад – плачут. (Ведра с водой)

Учитель: Ребята, мы сегодня поговорили и вспомнили то, что относится к устному народному творчеству. Давайте вспомним, что именно. (Ответы)

Да, все вы сказали правильно.

Умеют казаки и сочинять, и трудиться, и отдыхать. Душа народа живет в его песнях. В будни и праздники, в счастье, и в беде песня всегда рядом с казаком. Песня – его связь с Родиной, с теми людьми , что жили рядом.

И наше мероприятие мы закончим песней Григория Пономаренко

«Ой, Казачок!» (Презентация, слайд 12)

Молодцы! Спасибо за урок!

Приложение 1.

Приложение 2.