Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Сейчас в наши школы всё больше приходят дети, имеющие клинические формы нарушения зрения, которые обуславливают разнообразие вторичных отклонений в психическом, физическом развитии детей, в формировании ориентировки в пространстве, координации движений, мелкой моторики. После диагностического обследования, одним из первых методов коррекции приходит на помощь игра.
Дети младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в играх, так же как и нормально развивающиеся ровесники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников-шестилеток, когда становление учебной деятельности происходит при пока недостаточном развитии произвольного внимания, восприятия, памяти. Усвоение учебного материала, который год от года наиболее усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребёнку с нарушениями в развитии длительные волевые усилия пока ещё не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее, чем какое-либо другое средство.
В.Л.Сухомлинский писал: “Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Я наблюдаю, как потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Именно в этот момент игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игра “Угадай, где монетка”.
Коррекционные задачи: развитие слухового восприятия, обучение детей умению определять направление звука.
Игровой материал: монетка.
Ход игры. Ребята садятся в кружок вокруг стола. Педагог говорит: “Я – водящий, буду стоять рядом со столом. Сначала я дам кому-нибудь монетку, а вы, держа руки под столом, должны незаметно передавать её друг другу. Через какое-то время я подам сигнал “Стоп”. Вы должны будете немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. Кладёт руки и тот ребёнок, у кого окажется в этот момент монета. Я по звуку монетки постараюсь угадать, у кого находится монета, покажу на руку и скажу: “ Монета здесь”. Если я угадаю, то этот ребёнок становится водящим, если нет, водящим остаюсь я.
Игра “Подними мяч”.
Коррекционные задачи: развитие точного восприятия движений партнёра.
Игровой материал: мячи среднего размера.
Ход игры. Игра проводится на ковре. Педагог разбивает детей на пары и сообщает правила игры: “Сейчас игрокам каждой пары нужно будет лечь на пол друг напротив друга на живот так, чтобы ваши головы оказались рядом, и поднять мяч, который будет находиться между вашими головами. Нужно поднять мяч и встать самим. Касаться мяча можно только головами, при этом постепенно поднимаясь, сначала встав на колени, а потом на ноги. При последующих проведениях игры детей можно объединить не в пары, а в тройки.
Игра “Не ошибись”.
Коррекционные задачи: развитие координации рук и глаз.
Ход игры. Ребята становятся в круг, и педагог рассказывает правила игры: “Первый игрок показывает одну из частей своего тела, например, голову, а говорит: “Это моя рука”, второй игрок должен показать ногу, а сказать: “Это моя голова” и т.д. Каждый участник игры показывает на любую часть тела, а называет ту, которую показал предыдущий участник игры. Кто ошибается, выходит из игры”. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
Игра “Передай кубик”.
Коррекционные задачи: развитие пространственной ориентировки, тактильной чувственности ребёнка.
Ход игры. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу педагога кубик передаётся каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно также передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Эту игру можно модифицировать в зависимости от желания педагога и возраста учеников, в третьем классе, например, вместо чисел по порядку можно использовать сотни по порядку, тысячи и т.д.
Игра “Числа”.
Коррекционные задачи: расширение объёма представлений о числах, развитие мышления.
Ход игры. Ученики делятся на две команды. Задание для первой команды: применяя знаки арифметических действий, написать число два тремя тройками, затем пятью тройками (3-3:3=2; 3+3-3:3-3=2). Задание для второй команды: применяя знаки действий, написать число три тремя и четырьмя двойками (2+2:2=3; 2Х2-2:2=3). Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание.
Занимательные пятиминутки:
- Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех? (Муха)
- Через шесть лет Вите будет на 6 лет больше, чем Коле сейчас. Кто из мальчиков моложе? (Витя)
- Через 10 лет Гале будет на 10 лет больше, чем Свете сейчас. Кто из девочек старше? (Света)
- Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семёнов. Кто младше всех? (Семёнов)
- Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и кто самый тяжёлый? (Катя самая печальная, Маша самая тяжёлая)
- Сколько всего надо цифр, чтобы пронумеровать тетрадь, в которой 100 страниц?
- Лестница состоит из 23 ступенек. Какая ступенька находится в середине лестницы?
- Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Также в своей работе я использую игры на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.
Изографы:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Сегодня в научно-педагогической и методической литературе можно найти много разнообразных и достаточно развёрнутых рекомендаций по использованию игр в учебно-коррекционной практике. Однако до недавнего времени основной акцент при рассмотрении вопросов о целесообразности и правомерности привнесения игры в педагогический процесс делался только на её вкладе в обучение и воспитание детей. Вместе с тем происходящие в последние десятилетия процессы становления системы социально-психолого-педагогической поддержки детства, активное включение развивающих технологий в деятельность коррекционных образовательных учреждений позволяют изучать ещё один аспект - место игры в решении вопросов выявления, предупреждения и профилактики вторичных отклонений у детей с нарушениями в развитии.
Поэтому не только адаптирующие, диагностические, дидактические, обучающие, воспитательные, но и развивающие и коррекционные функции игры должны быть осознаны и освоены взрослыми в целях наиболее эффективного использования её позитивного влияния на процессы детского развития.
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети младшего школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть”.
Используемая литература:
- Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / М.: Эксмо, 2007.
- Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении “начальная школа – детский сад” для детей с нарушением зрения / Сборник статей из опыта экспериментально-педагогической работы в учебно-образовательном учреждении “начальная школа – детский сад” г.Москвы под редакцией Л.И.Плаксиной / М.; Издательство “ГороД”, 1998.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10лет): рабочие тетради. М.: Росткнига, 2008.
- Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003.