Классный час на тему "Человек от природы добр"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  1. Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и добром поступке;
  2. Воспитание стремления совершать добрые дела;
  3. Развитие опыта самооценки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Ребята, мы с вами работаем по программе этического воспитания, автором которой является Шемшурина А.И. В 10-м классе были рассмотрены такие темы: “Жить согласно разуму”, “Человек и нравственный закон”, “Добродетели – свидетельства силы, пороки – слабости”. Сегодня тема нашего классного часа звучит так: “Человек от природы добр”.

Звучит песня: “О ДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ” (сл.Р.Амусиной, муз. С.Пожлакова)

Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.

(Д.Голубков)

Человек , как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…

- Так каким же рождается человек?

- Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала Вселенная”? Попробуем найти ответы на эти вопросы к Жана-Жака Руссо, который утверждает, что “человек от природы добр”.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ЖАН-ЖАК РУССО”

Теперь у нас нет сомнения, что человек, действительно, от природы добр. И поэтому

Добру не нужны поручительства
И броская яркость реклам.
Оно высоко и значительно
По сути своей и делам.

Во время подготовки к классному часу я попросила вас высказать свое представление о добре и зле и закончить предложение “Добро (доброта) – это…

И вот что из этого получилось.

Я попрошу каждого найти свое высказывание и озвучить его.

ДОБРО –

  • Это что-то светлое и хорошее, это то, что людей заставляет радоваться;
  • Это свет и тепло; это то, что побеждает зло;
  • Это то положительное, что идет от тебя к другим людям;
  • Это частичка счастья;
  • Это то, что очень необходимо людям и без чего их жизнь становится хуже;
  • Это когда все люди живут в мире, когда в душе человека только радость и счастье;
  • Это когда люди помогают нуждающимся, кормят бездомных собак и кошек, когда теплые мамины руки гладят тебя перед сном;
  • Цвет у добра оранжевый, белый, сиреневый; а музыка подходит медленная, ласковая, нежная.

ДОБРОТА –

  • Это счастье, а счастлив ты тогда, когда творишь добро;
  • Это стремление человека делать добро , это отзывчивость, это любовь к ближнему;
  • Это бескорыстная помощь людям;
  • Это бумеранг, который всегда возвращается с удвоенной силой, если дарить его всем;
  • Это согласие воли с совестью.

Спасибо вам, ребята! Какие прекрасные высказывания у вас получились! И я искренне надеюсь, что вы писали это своим сердцем. А это значит, что вы счастливые люди. Ибо, как утверждает Дидро, “ самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей”.

ДОБРОТА

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

(А.Дементьев).

А теперь давайте познакомимся со взглядами выдающегося советского педагога и мыслителя В.А.Сухомлинского.

- В чем источник человечности, по его мнению?
- Что значит жить в коллективе?

Готовясь к классному часу, вы получили еще одно задание: нарисовать абстрактный рисунок на тему: “ ДОБРО…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?”

Мы сейчас увидим это на доске. А я попрошу каждого прокомментировать свой рисунок.

(РАБОТА С РИСУНКАМИ)

Спасибо вам за такие светлые и радостные ассоциации.

Добро бескорыстно и обладает чудодейственной силой. Спешите делать добро. Ведь что посеешь, то и пожнешь…

СТИХ ”ДОБРО ВСЕГДА К ДОБРУ”.

Тот ищет проку в замысле преступном,
А этот счастье силой взять решил,
Но зеркала приставлены к поступкам;
К тебе вернется то, что совершил.

Недобрый взгляд такой же взгляд встречает,
И на лету наткнется нож на нож.
Как эхо тем же словом отвечает,
Так в жизни – что посеешь, то пожнешь.

Зло любит жить роскошно и удобно.
Добру и в этом далеко до зла.
Но даже в смертный час добро способно
Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас в трудную минуту,
Придет, когда его уже не ждешь.
Ты сам спеши добро нести кому-то,
Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.

(А. Дидуров)

Да, действительно, сотвори добро, и оно придет к тебе.

Под таким девизом мы с вами жили до сих пор и, я надеюсь, будем жить и дальше.

Но мы живем в мире не всегда добром. И злые люди будут периодически встречаться на нашем пути.

- Можно ли изменить злого человека?

Представьте себе ситуацию, что вас оскорбили, унизили, вы встретились лицом к лицу со злым человеком. Ваши действия?

Русский историк В.О.Ключевский сказал:” Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.”

- Согласны ли вы с таким высказыванием?
- А что легче, делать добро или быть добрым человеком?

Посмотрите отрывок из романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Появляется Воланд.

- Какой прекрасный город! (Вбегает Левий Матвей, ища глазами кого-то). Ба! Менее всего было ожидать тебя здесь. Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?

Л.Матвей: Я к тебе, дух зла и повелитель теней (недружелюбно)

- Если ты ко мне, то почему не поздоровался со мной?
- Я не хочу, чтобы ты здравствовал (дерзко).
- Но тебе придется примириться с этим. Не успел ты появиться, как уже сразу отвесил нелепость. И я скажу тебе, в чем она – она в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: “Что бы делало твое ДОБРО, если бы не существовало ЗЛА? И как бы выглядела Земля, если бы с нее исчезли тени?”

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

- Как же уживаются добро и зло?

В заключение позвольте дать вам несколько мудрых советов на каждый день словами великих людей:

- Уважайте себя, если хотите, чтобы вас уважали (Грасиан);
- Помните, что раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше (Флобер);
- Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе (Сенека Младший);
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н.Толстой);
- Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни (Эмерсон).

- Каждый из вас тоже может дать другим добрый совет. (Дети называют по одному высказыванию)

- Я благодарю всех за участие в мероприятии. Надеюсь, что вы вынесли для себя что-то важное и необходимое.

И я предлагаю закончить нашу встречу красивой доброй песней.

Все исполняют песню “ЗЕМЛЮ ОБМОТАЛИ ТОНЕНЬКИЕ НИТИ” (сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина)