Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;
  2. Познакомить с новым словом из словаря - «машина»;
  3. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, развитию речи и интеллекта учащихся;
  4. Дать первоначальное представление о фразеологизмах.

Оборудование:

  • CD с презентацией,
  • проектор,
  • колонки,
  • компьютер,
  • разрезные карточки с буквами «м», «х», «ц», «ш», «ж», «е», «д»,
  • таблица характеристики звуков [ж] и [ш],
  • таблица правописания слогов «Запомни! Жи-ши»,
  • таблицы «Слышим и произносим», «Пишем и видим»,
  • индивидуальные карточки со слогами,
  • ребус к слову машина,
  • карточки с деформированным предложением для групповой работы,
  • цветные сигналы (круги зеленого, синего и красного цвета) для дифференцированного задания.

Ход урока

(Презентация, слайд 1)

I . Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели,
Спинки прямо
Все легонечко вздохнем
И урок наш мы начнем.

II. Мобилизующее начало

(На доске на карточках представлен ряд букв м,х,ц,ж,ш,д,е)

- Назовите буквы.

- Какая буква лишняя? Почему?

- Найдите среди согласных букв те, про которые можно сказать «шипящие, парные по звонкости-глухости, обозначают всегда твердые согласные звуки».

- Давайте еще раз повторим и вспомним, что мы знаем о буквах «Ж» и «Ш» и о звуках, которые они обозначают (работа по таблице №1).

Таблица №1.

- А чем отличаются звонкие согласные от глухих?

- Как вы понимаете такое выражение «буквы «ж» и «ш» обозначают всегда твердые согласные звуки»? Что значит всегда?

- А какое общее орфографическое правило объединяет буквы «ж» и «ш»? (работа по таблице № 2 «Запомни!»)

Таблица №2

- Почему же так важно помнить об этом правиле? (работа по таблицам №3-4 «Слышим и произносим», «Пишем и видим»).

Таблица №3

Таблица №4

III. Сообщение темы урока

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).

Задание на проверку внимания

- И начнем мы с вами с задания на проверку внимания (индивидуальная работа на карточках №1).

Карточка №1

шу, ши, жа, жи,сши

кжи, жом, жу, аш, жит

шит, ыш, жэм, иш, шин

мши, тиш, жми, жми, жак

жди, шиб, сжи, шир, зош

 - Подчеркните зеленым стержнем только те слоги, которые содержат в себе сочетания жи-ши.

Проверка:

- Сколько слогов вы подчеркнули?

- Давайте прочитаем.

IV Словарная работа.

- Продолжаем наш урок и переходим к словарной работе.

- Какие словарные слова мы с вами уже выучили? (Ответ: корова, сорока, воробей, ворона)

- Что объединяет эти слова в одну группу? (Ответ: безударная гласная «о», отвечает на вопрос «Кто?», состоят из 3-х слогов)

- Сегодня познакомимся с новым словом, но для этого вам нужно разгадать ребус. (Дан ребус на слово «машина»)

- Что же такое машина?

- Назовите синоним к слову «машина». (Автомобиль)

Рассказ учителя:

- На самом деле слово «машина» не означает только вид транспорта. Слово «машина» пришло из французского языка и означало «махина» или «сооружение». А в словаре дается такое понятие слову «машина» - «механическое устройство, совершающее полезную работу».

- Машины бывают разные (слайды 2-7) (демонстрация слайдов с комментированием учителя)

Работа с пословицей

- Прочитайте пословицу с доски.

КАКАЯ О МАШИНЕ ЗАБОТА, ТАКАЯ И ЕЕ РАБОТА.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Запись слова «машина» в тетрадь с последующим анализом.

  1. Количество слогов.
  2. Определение ударного слога.
  3. Определение безударной гласной и слога.
  4. Определение количества орфограмм в слове.

- А какое еще слово с орфограммой жи-ши спряталось в слове «машина»? (шина)

Работа в парах

(Дети работают с разрезными карточками, на которых записано деформированное предложение «У машины шины.»)

Комментированное письмо

- Запишите предложение в тетрадь, выделите заглавную букву и орфограмму жи-ши.

ФИЗМИНУТКА

- Ну, а теперь, давайте еще раз все вместе обратимся к правилу, которое поможет нам сегодня выполнять задание (слайд 8)

- Прочитаем хором запись с экрана.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Кто?»

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Что?»

- Назовите только те слова, в которых по 2 раза встретился звук [ы]. (Лыжи, мыши, шины)

Проверка (слайд 9)

- Посмотрите на звуковую запись этих слов, где мы еще раз убедимся в наличии двух звуков [ы] в каждом слове. (слайд 10)

- Запишите данные слова буквами. Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Проверка (слайд 11)

- Что общего у этих слов? (2 слога, 4 буквы, 4 звука, ударение на первый слог)

Устная фронтальная работа

- Следующее задание нам поможет выполнить такая чудесная наука, как математика. Зная понятия, что такое цвет и форма, давайте составим слова. (Слайд 12)

Проверка (Слайд 13)

(Слайд 14)

- Разделите данные слова по-разному на 2 группы. (4 варианта деления)

- Как по-другому сказать слово «малыши»?

- Запишите слово «ёжики» с маленькой буквы на следующей строчке. Найдите правильную звуковую запись этого слова. Укажите, под каким номером. (слайд 15)

- Давайте проверим (слайд 16) (запись транскрипции слова в тетрадь)

- Сколько букв в слове «ёжики»? А сколько звуков? Почему букв больше, чем звуков?

Фонетическая загадка

Загадка-шутка

- Можно ли ужа превратить в ухо?

- А можно ли слово «ужи» превратить в слово «уши»?

- Как?

- Давайте проверим (слайд 17)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Продолжаем наш урок и отправимся на несколько минут в «Царство Фразеологии».

(Учитель напоминает детям значение слова «фразеологизм»)

(Слайд 18)

- Сегодня мы продолжаем знакомство с фразеологизмами, содержащие слова «ухо» и «уши»

(Слайд 19-22)

(демонстрация слайдов с комментированием учителя)

- Продолжаем наш урок и переходим к следующему заданию.

Дифференцированная работа (слайд 23)

(На слайде представлены задания 4-х уровней сложности: от самого высокого до самого низкого с последующим объяснением учителя)

Проверка (слайд 24)

Итог

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какое орфографическое правило повторили?

- Что нового узнали на уроке?

- Давайте еще раз хором прочитаем и закрепим правило написания сочетаний жи-ши. (Чтение печатного текста с индивидуальных карточек)

Лыжи, мыши и ужи,      
Шины, ёжики, чижи. 
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ  
С буквой И всегда пиши. 
      Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи.
Шиповник, шины, камыши
Машины и карандаши.
  Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши!     
 

Блиц-опрос (если останется время)

  1. Что растет на соснах и елях? (шишки)
  2. Что растет в зарослях болота? (камыши)
  3. Какие цветы расцветают в мае? (ландыши)
  4. Кто приехал к Айболиту лечиться? (животные)
  5. Как называется дикая роза? (шиповник)

(Слайд 25)

(Слайд 26)