Цели урока:
- Развивать умение выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения; развивать умение исправлять ошибки, доказывать постановку знаков препинания.
- Закрепление знания и упражнений в распознавании дорожных знаков; воспитывать умение правильно вести себя на улице.
- Воспитание взаимопомощи учащихся в коллективе; воспитание культуры поведения учащихся; воспитывать бережное отношение и любовь к животным и природе.
Оборудование: Плакат с темой урока «Ради жизни на земле, изучаем ПДД!»; плакат со славами «Чтоб не волновались каждый день родители, чтоб спокойно были за рулем водители»; предметная картина с изображением автобуса; кроссворд; модель светофора; дорожные знаки «светофор», «пешеходный переход», «подземный переход», «Р» - место стоянки; цветные кружки (жетоны): красный, желтый, зеленый; картины животных родного края – лисица, медведь, волк, заяц.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Этот урок путешествие, где нас ждут различные испытания. А я знаю, что вы смелые, умные, находчивые, а главное, что вы очень дружные. и это все нам поможет достичь цели.
- Ребята, а можно ли путешествовать, не выходя из класса?
Учитель обращается к теме урока: «Давайте прочитаем это выражение вместе «Ради жизни на земле, изучаем ПДД!». Как вы понимаете смысл этих слов?»
- Я поняла из ваших слов, что надо соблюдать правила дорожного движения. Вот и сегодня мы в своем путешествии посмотрим, кто же знает ПДД!
- А на чем мы отправимся в путешествие? Ответить на этот вопрос мы сможем, отгадав загадки и составив кроссворд.
Внимательно слушайте загадки, а отгадки записывайте в тетрадь. Я буду записывать отгадки в кроссворд, который находится на плакате.
Загадки
- Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину!
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …
(Автомобиль) - Ясным утром на дороге
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги.
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой …
(Велосипед) - Спозаранку за – окошком стук,
и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам.
Ходят красные дома.
(Трамвай) - В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд) - Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус) - Там, где строят новый дом
Ходит воин со щитом,
Где пройдет он станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер) - Летит птица – небылица,
а внутри народ сидит.
И друг с другом говорит.
(Самолет)
- Что вы можете сказать об этих словах, которые у нас получились?
- Как можно назвать все эти слова одним словом?
- А самые внимательные назовут вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие.
- Правильно, автобус. А можно ли это слово записать в эту группу слов? Почему?
II. Повторение и закрепление изученного.
- Составьте предложения с любыми из этих слов, используя однородные члены предложения. (По дороге едут автомобили, автобус, троллейбусы). (Синтаксический разбор).
- Чем являются однородные члены предложения?
- А какой частью речи выражены однородные подлежащие?
- Ребята, чтобы подъехал автобус нам надо ответить на вопросы
- Для пешеходов существуют правила ПДД?
- Какие правила вы знаете?
- Где мы должны ожидать автобус? Составьте из слов предложение и запишите в тетрадь (ожидать, троллейбус, автобус, надо, тротуаре, на, или, посадочной площадке).
- Правильно. Троллейбус, автобус надо ожидать на тротуаре или посадочной площадке.
- А что это за предложение? Это одно из правил дорожного движения.
- А вот и автобус, на котором поедем в путешествие! (Изображение автобуса).
- А кого вы видите в автобусе? Это мы! (Фотографии детей (приложение)).
- Какие правила вы соблюдали, заходя в автобус?
III. Основная часть. Путешествие.
- Я вам предлагаю вам совершить путешествие в г. Абакан в Краеведческий музей.
- Посмотрите в окна автобуса, что вы видите там? Составьте предложения, используя однородные члены предложения (поля, озера, лесопосадки).
- Пока любовались красотами наших степей приехали в Абакан. Посмотрите в окна автобуса, как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает правила дорожного движения. Идут только по тротуару по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу было бы столько аварий на дорогах.
(Автобус приехал на остановку.)
- Ребята, а музей на противоположной стороне. Посмотрите, дорожный знак и светофор!
Ученики читают стихотворение:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет,
Пешеходный переход.
Физминутка
Красный – тихо стоим
Желтый – «приготовиться» - хлопки в ладоши
Зеленый – «переходим» - топаем
(Выполняется 3 раза.)
Ребята показывают, как надо переходить улицу по пешеходному переходу и когда загорается на светофоре зеленый свет в это время ученики читают стихотворение:
Чтобы не было тревоги,
Не стряслась ни с кем беда,
Дисциплину на дороге
Нужно соблюдать всегда.
Зашли в музей.
- О! Как интересно! Выставка картин «Животные нашего края». Театрализация.
- Ребята, а кто из вас покажет, кого из животных он увидел. Угадайте по походке и повадкам. Кто идет? Медведь, лисица, волк, заяц. Что это за слова, какими членами предложения они являются? Составьте предложение. (В лесах нашего края живут лисицы, медведи, зайцы и волки.)
IV. Повторение правил и знаков дорожного движения.
- Ребята, наша экскурсия закончилась, нам надо вернуться в автобус. Нам надо перейти дорогу, чтобы дойти до автобуса. Мы видим дорожный знак.
- Как он называется? (Подземный переход.)
- Ребята, какие дорожные знаки помогли нам во время экскурсии? (Пешеходная дорожка, светофор, подземный переход.)
V. Обобщение материала.
Чтобы сохранить жизнь, что мы должны делать? Ради жизни на земле должны изучать правила дорожного движения!
VI. Работа с сочинениями.
Ребята кратко читают сочинения на тему «Ради жизни на земле, изучаем ПДД!»
- Наше путешествие завершается. Какие члены предложения, нам помогли сделать путешествие интересным? (Однородные члены предложения.)
VII. Рефлексия.
- Сегодня на уроке каждый из вас проявил творчество и показал умение работать.
- Кому на уроке было интересно, все получилось – поднимите зеленый сигнал.
- Кому на уроке было интересно, но что-то не получалось – поднимите желтый сигнал.
- Кому на уроке было не интересно, не все получалось – поднимите красный сигнал.