Разработка урока по химии в 9-м классе по теме "Кислород"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева;
  • познакомить учащихся с историей открытия кислорода;
  • дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода.
  • актуализировать понятия: горение и медленное окисление, дыхание и фотосинтез;
  • дать понятие о способах получения кислорода и биологическом значении кислорода.
  • ввести понятие «катализатор»

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, память;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
  • развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности.

Воспитательные:

  • формировать естественно-научное мировоззрение учащихся;
  • воспитывать положительное отношение к предмету;
  • поддерживать интерес к науке «химия».

Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – путешествие)

Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ

Оборудование:

  • ТСО – телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, экран.
  • ПСХЭ Д. И. Менделеева;
  • Прибор для получения кислорода разложением перманганата калия и собирания кислорода способом вытеснения воды -1 шт.
  • Прибор для получения кислорода каталитическим разложением пероксида водорода и собирания кислорода способом вытеснения воздуха – 1шт.
  • Спиртовка, спички, лучинка.
  • Дидактический материал к уроку – маршрут урока – план урока для учащихся (Приложение 1)

Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), уголек древесный, известковая вода, сера.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Подготовка учащихся к уроку.
  • Приветствие.
  • Отсутствующие.

II. Мотивация познавательной деятельности

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по удивительной стране «Кислород», побываем на многих станциях, узнаем много интересного об этом элементе и веществе.

Перед нами сегодня стоят следующие цели: слайд-презентация. (Приложение 2)

Сообщение нового материала по плану: 

1) Станция «Менделеевская»

Актуализация понятия «Положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева» – фронтальная беседа с классом + индивидуальная работа учащихся с ПСХЭ Д.И. Менделеева + работа на доске + работа учащихся в тетради по актуализации понятия + слайд- презентация. (Приложение 2)

Назовите положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева»

  • Порядковый номер
  • Массовое число
  • Номер периода
  • Номер группы

Напишите схему строения атома кислорода – 1 ученик чертит схему строения на доске.

Назовите элементы, которые входят в VI А группу.

Учитель: Элементы этой подгруппы: кислород, сера, селен, теллур имеют общее название «халькогены», что означает в переводе с греческого «рождающие руды».

А ведь и в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы кислорода – оксиды:

а) Красный железняк (гематит) – Fe2O3

б) Бурый железняк (лимонит) - 2Fe2O3 ∙ 3 Н2О

в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4

и серы:

г) Железный колчедан (пирит) – FeS2

д) Медный колчедан- CuFeS3

е) Цинковая обманка – ZnS

ж) Свинцовый блеск - PbS

Мы с вами уже изучали некоторые руды, в состав которых входят эти элементы (при изучении темы «Железо»)

2) Станция «Историческая» - история открытия кислорода. (Приложение 2)

Рассказ ученика + слайд – презентация

«Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII века – швед Карл Шееле путем нагревания селитры и англичанин Джозеф Пристли.

Джозеф Пристли нагревал красный оксида ртути (II) в солнечных лучах, сфокусированных линзой. Пристли собрал полученный газ над ртутью, внес в него слабо горящую свечу, тлеющую лучинку и нагретую железную проволоку. Свеча в полученном газе загоралась ярко, лучинка вспыхивала, проволока начинала светиться.

Шееле получил кислород раньше, чем Пристли, но результаты опытов Пристли стали известны сразу же, а труды Шееле значительно позже.

Пристли изучал «связанный воздух» или углекислый газ и обнаружил то, что в присутствии зеленых веток этот газ после пребывания на свету становился пригодным для горения и дыхания.

Классический опыт Пристли, во время которого умирающие мыши оживали после внесения под колпак зеленых веток, ученые смогли объяснить лишь после создания учения о фотосинтезе.

Истинную природу кислорода, его роль в химических реакциях и название элементу дал великий французский химик Антуан Лавуазье: oxygenium - т.е. «рождающий кислоты», или «кислород».

В 1775 году Антуан Лавуазье установил, что кислород – это составная часть воздуха», как химический элемент кислород содержится во многих веществах, находящихся в природе. 

3) Станция «Природа» (Приложение 2)

Учитель:

  • На этой станции мы с вами познакомимся с нахождением этого удивительного и очень важного для всех нас элемента и вещества – кислород в природе.
  • Слайд-презентация и чтение стихотворения «Кислород» учащимся.

Из атомов мир создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода-
И получилась частичка воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород.
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения,
Жизнь появилась:
Дыхание, горение…
Первые птицы и первые звери,
первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.

Рассказ учителя + слайд – презентация.

Кислород – самый распространенный химический элемент на нашей планете. Он входит в состав воды - 88,9%, в состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры).

Как простое вещество кислород входит в состав атмосферы ≈ 21 % - по объему.

Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной формулой – О3, которые резко отличаются друг от друга по свойствам.

4) Станция «Химическая лаборатория» (Приложение 2)

Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – кислород в нашем химическом кабинете.

В 8 классе при изучении темы «Простые вещества» мы говорили о кислороде и способах его получения и собирания. Мы получали кислород из перманганата калия. Сегодня мы это вспомним, а также узнаем много нового.

Способы получения кислорода и собирания в лаборатории – демонстрационные опыты, Приложение 3.

Опыт № 1. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и собирание кислорода способом вытеснения воздуха.

MnО2катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции (записать определение в тетрадях).

Опыт № 2. Разложение перманганата калия и собирание кислорода способом вытеснения воды – актуализация понятия.

Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам:

  • Агрегатное состояние кислорода…
  • Цвет…
  • Запах
  • Растворимость в воде…

Плотность по отношению к воздуху…

Способы собирания кислорода…

Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха.

Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха (Мr(возд) = 29) < Мr (O2) = 32)

Получение кислорода в промышленности – актуализация понятия – работа с рис.39, стр.92, О.С. Габриелян, М., Дрофа, 2007 г, «Перегонка воздуха» + видеофрагмент «Перегонка воздуха».

Учитель: Кислород в промышленности получают перегонкой жидкого воздуха.

При охлаждении и сжатии воздуха при помощи компрессора:

  • первым испаряется азот, ιº(кип. ж. N2) = -196 ºC
  • вторым испаряется аргон ιº(кип. ж. Аr) = -186 ºC
  • третьим испаряется кислород ιº(кип. ж. О2) = -183 ºC

5) Станция «Химические превращения» - химические свойства кислорода - демонстрационные опыты + составление таблицы учащимися в тетради с написанием уравнений реакций на доске одним из учащихся + названия продуктов реакций, рассмотреть реакции с точки зрения ОВР + значение кислорода + слайд презентация с демонстрацией готовой таблицы (Приложение 2, Приложение 3)

Химические свойства кислорода

Значение кислорода

1. С простыми веществами

С0 + О20 = C +4О2-2 + Q

S0 + О20 = S+4О2-2+ Q

3Fe0 + 2О20 = Fe3+2,+3О4-2 + Q

4Al0 + 3О20 = 2Al2+3О3-2+ Q

2. Со сложными веществами

C-4H4+1 + 2О20 = C+4О2-2 + 2Н2+1О-2 + Q

2H2+1S-2 + 3О20 = 2S+4О2-2+ 2Н2+1О-2+ Q

1. Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света.

2. Реакции окисления – это такие реакции, которые протекают с участием кислорода:

  • Горение
  • Медленное окисление-переваривание пищи
  • Дыхание- газообмен в легких и тканях
  • Фотосинтез

6) Станция «Практическая» - применение кислорода в практической деятельности человека – работа учащихся с текстом учебника, стр.127 – 128 + работа учащихся в тетрадях по составлению схемы «Применение кислорода» _ слайд - презентация (Приложение 2)

III. Закрепление – работа учащихся по осмыслению полученных знаний – работа с кроссвордом по теме «Кислород» (Приложение 1)

По горизонтали:

  1. Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород (оксиды)
  2. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II) (Пристли)
  3. Орган растения, где образуется кислород (лист)
  4. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)
  5. Процесс образования кислорода на свету (фотосинтез)
  6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света (горение)
  7. Вещество, в состав которого входит элемент кислород (песок)
  8. Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород (вода)

Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле (кислород)

IV. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. В чем испытывали затруднения?
  3. Что понравилось на уроке?

V.Домашнее задание: § 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся)

  • Кислород и озон
  • Фотосинтез
  • Круговорот кислорода в природе

УМК и литература

  1. О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, базовый уровень» М.: «Дрофа», 2007 год.
  2. Габриелян О.С. «Химия – 9». Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007
  3. О.С. Габриелян, Химия 9 кл. «Настольная книга учителя». – М.: Дрофа, 2006
  4. Химия «Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна», автор-составитель В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  5. В.С.Полосин, Школьный эксперимент по неорганической химии,1972
  6. CD «Химия элементов»
  7. Энциклопедический словарь юного химика, М. «Педагогика»,1982
  8. Школьная энциклопедия, Химия, М., «Дрофа», 2000
  9. Хрестоматия по неорганической химии, М., «Просвещение», 1985
  10. А.А. Штемплер, Загадки, ребусы, кроссворды, М. «Просвещение» 2000