Цель урока: повторение правила о правописании слов с глухими и звонкими согласными, повторение правил поведения в лесу.
Задачи урока:
- Повторить знание правила о правописании слов с глухими и звонкими согласными;
- Формировать умение подбирать проверочные слова;
- Знать правила поведения в лесу;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: мультимедийный проектор, предметные картинки, образцы написания букв.
На всех этапах урока используется мультимедийная презентация (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка к восприятию материала.
Учитель:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Ребята! Вокруг нас много интересного. Говоря о природе, мы имеем в виду лес, журчащий в нем ручеёк. Лес – это наряд нашей земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом зверей и птиц.
Добро пожаловать в волшебное царство природы, в кубанский лес. А живёт здесь мудрая бабушка Сова. Она охраняет лесное царство Кубани.
II. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Сова вас приветствует и приглашает в кубанский волшебный лес, где вы вспомните правила поведения в природе и правописание слов с глухими и звонкими согласными.
III. Минутка чистописания.
Учитель: Посмотрите, поляна покрыта ярким ковром, зацвели цветы. Это – поляна Чистописания.
Письмо строчной и прописной букв к, К.
Письмо слов: Кубань, Бейсуг, Краснодар,
Бриньковская, Россия.
Почему эти слова написаны с большой буквы?
Какое вам известно правило?
Приведите примеры слов.
Запись предложения с этими словами.
Кубань – жемчужина России.
Учитель: Выполнив чистописание в
тетради, вы вспомнили кубанские реки и
населённые пункты. Двигаясь дальше по поляне, что
вы заметили?
Учитель: А вот на поляне разбросаны
банки и разбита бутылка. Кто – то здесь отдыхал и
оставил мусор после себя.
О чём забыли отдыхающие?
Ученик: Сорить в лесу нельзя.
Учитель: Верно ребята! Сова с вами
согласна. Первое правило для тех кто приходит в
лес: Не сори! Надо убирать мусор на поляне.
Ребята, прав ли тот, кто так поступил?
Как поступили бы вы?
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Преодоление ручейка Слов.
Учитель: Путешествие наше продолжается. Нам предстоит перейти ручеёк. А называется он – ручеёк Слов. Смотрите, плывут кораблики, на парусах которых буквы. Вы должны подобрать проверочное слово, выбрать из двух букв нужную букву и вставить в слово. После вашего ответа на экране вы увидите правильный ответ. Дети вставляют буквы и записывают проверочные слова. А теперь проверьте на экране. Докажите, что вставили правильно.
Ученик: Пользовались правилом проверки правописания звонких и глухих согласных.
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
Задание:
Ду... – … дроз… – …
Овра… –… ёр… – …
Пло… – … арбу… – …
Стри… – … жу… – …
2. Путешествие по опушке Списывания.
Самостоятельная работа.
Учитель: Молодцы ребята! Перешли ручеёк Слов и Сова привела нас на опушку Списывания. Предлагает новое задание: подобрать проверочные слова и вставить нужную букву.
Всё покрыл пушистый ( …) сне… . У дома намело большой (…) сугро… . Скоро ударит ( …) моро… . Замёр…(…) пру… . На нём крепкий (…) лё… .
Что надо знать, чтобы правильно выполнить задание?
После выполнения идет проверка задания.
Учитель: Молодцы ребята! Отправляемся дальше в лес. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть и вместе с мудрой Совой сделать физзарядку.
Физминутка.
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки
И кузнечик на травинке!
Учитель: Ребята, о каком правиле
поведения в лесу вы вспомнили, выполняя
физминутку, в которой говориться о птицах и
животных?
Ученик: Не подходи близко к гнёздам
птиц. Не разоряй птичьи гнёзда.
Учитель: Совершенно верно дети. Мудрая
Сова с вами согласна. Следующее правило: Не
разоряй птичьи гнёзда.
3. Письмо стихотворения по памяти.
Поляна Памяти.
Учитель: Вам предстоит запомнить стихотворение. Записывая нужно проверить слова со звонкими и глухими согласными на конце.
Скрипит мороз.
Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб и дуб промёрз.
Насквозь промёрзли ёлки.
После записи идёт проверка выполнения и объяснение.
4. Работа с предложениями. Просека Предложений.
Учитель: По просеке идём тихо – тихо. Слушаем с лесной жительницей Совой как поют птицы. Звучит фонограмма “Пение птиц”.
О каком правиле поведения в природе мы должны помнить?
Ученик: Нельзя шуметь в лесу.
Учитель: Правильно, ребята. Следующее
правило поведения в лесу: Не шуми! Будете шуметь
– распугаете птиц и они перестанут петь свои
чудесные песни.
Из предложений выписать слова с парными звукам и составить предложение с одним из них. Разобрать по членам предложения.
Ястреб поймал воробья. С ветки упал спелый плод. Правый берег реки крутой. Самый опасный враг ужат – колючий ёж.
Как проверить написание слов?
5. Роща Однокоренных слов.
Учитель: А закончим наше путешествие вместе с Совой в роще Однокоренных слов.
Отгадайте загадку:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)
Подберите однокоренные слова и разберите их по составу.
Проверка написания и разбора слов.
Учитель: Находясь в лесу, о каких
правилах поведения вы должны помнить?
Ученики: Нельзя рвать цветы, ломать
ветки, разрушать муравейники.
Верно, ребята! Следующее правило: Не губи! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники.
Берегите нашу природу!
V. Итог урока.
Учитель: Вы должны соблюдать эти правила, собираясь на пикник с родителями. А теперь прочитаем стихотворение, которое нам подготовила наша лесная жительница.
Ученик читает на экране:
Я сорвала цветок – он завял,
Я поймала жука – он умер.
И тогда я поняла, что прикоснуться
К красоте природы можно только сердцем.
Учитель: Ребята! Для чего нужно знать правило написания слов с глухими и звонкими согласными?
Расскажите это правило.
Ученик: Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
VI. Домашнее задание.
Творческая работа. Подобрать рассказ по теме “Охрана природы”, найти в нём 5 слов на изученное правило и записать с проверочными словами в тетрадь. На урок по окружающему миру нарисуйте знаки экологические, которые вы бы поставили при въезде в лес или парк.