Час этики для взрослых и детей "Живет повсюду доброта"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Cформировать в сознании детей понятие “доброта”;
  • Расширить знание школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
  • Воспитать стремление совершать добрые дела;
  • Пробудить интерес е чтению книг о доброте и дружбе.

Оформление, оборудование, реквизит:

  • Деревья доброты (7 шт.);
  • Карточки с пословицами;
  • Предметные картинки;
  • Карточки в виде солнца с лучами;
  • Фотографии;
  • Воздушные шары;
  • Книги о доброте.

Технические средства:

  • Мультимедийный проектор;
  • Магнитофон с записью песни В.Шаинского “Если добрый ты” из м/ф “День рождения кота Леопольда”.

Ход урока

- Сегодня мы проводим час этики. А называется он “Живет повсюду доброта”.

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна…

Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.

Что же такое доброта?

Ответы детей:______

Учитель: Доброта – это все хорошее, доброе, красивое… Солнце, мама, улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.

В словаре С.И.Ожегова слово “доброта” определяется как “отзывчивость, стремление делать добро другим”.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность.

Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.

Задание №1.

Назвать пословицы о доброте.

- Добрые вести прибавляют чести,
- Доброе слово и кошке приятно,
- При солнышке тепло, при матери добро,
- Не одежда красит человека, а его добрые дела,
- Добрым словом и бездомный богат,
- Добро тогда будет добро, когда люди похвалят,
- Доброе слово, что дождь в засуху.

I дерево (активному ученику предлагается “посадить” дерево на магнитную доску).

Учитель: Доброта – это всё положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?

Ответы детей:______

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Учитель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Задание №2.

Образовать новые слова в которых спрятано слово “добро”.

Добро Душа
Сердце
Желание
Сосед
Порядок
Совесть
Нрав
= добродушный
= добросердечный
= доброжелательный
= добрососедство
= добропорядочный
= добросовестный
= добронравный

II дерево.

Надо, очень надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы хоть чуточку добрей.

(Инсценировка рассказа В.Осеевой “Хорошее”)

Вопросы:

  1. Можно ли Юру назвать добрым? Почему?
  2. А трудно ли быть добрым?

Ответы детей:_____

Задание №3.

А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?

Назвать слова вежливости или “волшебные слова”.

III дерево.

Какое слово спряталось? Часто ли вы употребляете эти слова? От чего зависит сила этих слов? (От искренности, чувств)

Стихотворение А.Барто “Вовка – добрая душа”.

Зависит ли доброта от возраста?

Ответы детей:_____

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Психогимнастика.

Задание №4.

IV дерево.

Назвать сказочного героя (добрый – хлопаем в ладоши, злой – закрываем глаза). Иван – царевич, Кащей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Илья Муромец, Мальвина.

Задание №5.

V дерево.

Копилка добрых дел (Рассказать о том, что ты сделал доброго вчера)

Что доброго вы можете сделать в классе? В транспорте? Для одинокой старушки?

Ответы детей:_____

Чтение рассказа “Слепой домик” (О.Бондарчук)

Вопросы:

  1. Почему рассказ называется “Слепой домик”?
  2. Как Рома познакомился со стариком, какую помощь он ему оказывал?
  3. Какими словами можно охарактеризовать Рому?

Задание №6.

VI дерево.

Добрый человек обязательно должен любить животных.

Рассказать о правилах содержания домашних питомцев.

Ответы детей:_____

Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить!

Дети читают стихи о доброте.

Учитель:

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

А как должен вести себя добрый человек в природе?

Ответы детей:______

Учитель:

Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте можно только СЕРДЦЕМ.

VII дерево.

Солнце большое – оно на небе.

А есть маленькое – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.

Задание №7.

Почему солнце печальное? Сделаем его веселым. (Заменим лучики, подбирая слова-антонимы)

Злой – добрый.
Жадный – щедрый.
Грустный – веселый.
Горе – радость.
Обман – правда.
Жестокий – мягкий.
Вражда – дружба.

Учитель показывает веселое солнышко и оно отправляется в сад доброты.

Вопросы:

  1. Хотели бы вы жить в этом саду?
  2. Что вы еще сюда бы поместили? (Домик, детей, цветы, собачку и др.)

Учитель: Как бы вы назвали эту картину?

Варианты ответов:

  1. Сад доброты.
  2. Как прекрасен этот мир!
  3. Чудо – сад и др.

Слайд-шоу “Наши добрые дела”.

Учитель: Один мудрец сказал: “Человек прожил жизнь не зря, если он построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка”. Сегодня мы создали сад доброты.

Деревья – это добрые сердца.
Корни – это добрые слова.
Цветы – добрые мысли.
Плоды – добрые дела.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняком, наполняйте его солнечным светом!

Дети помещают в классный уголок лозунг:

ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ДОБРОТА.

Звучит песня “Если добрый ты” (дети рисуют “доброту” на воздушных шарах).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте
Земля Добра! Она дарит нас хлебом
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.