Цель программы: создание условий для эффективного усвоения учащимися ценностей культуры здорового образа жизни.
Задачи:
- Снижение отрицательного влияния образовательного процесса на его участников.
- Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в микрорайоне сельской школы как необходимого фактора успешной социализации ребенка и благополучия его микросоциума.
- Повышение качества педагогической работы по теме.
Условия реализации программы:
- Сельская школа, имеющая спортзал, стадион, квалифицированные кадры учителей физкультуры.
- Сложная социально-экономическая обстановка в микрорайоне.
- Низкий начальный уровень физической культуры и культуры здорового образа жизни, что выражается в распространении пьянства и алкоголизма в том числе женского, высоком распространении табакокурения среди подростков, присутствия в микрорайоне группы наркоманов (фиксируется на основе общественного мнения). Терпимое отношение части родителей к употреблению слабоалкогольных напитков и табака детьми.
- Отсутствие положительной динамики снижения количества больных детей.
- Наличие в селе врачебной амбулатории.
- Пассивность медицинской службы села в пропаганде здорового образа жизни среди населения.
- Отсутствие традиций физкультурно-оздоровительной работы среди педагогов школы.
- Ограниченность ресурсов (0,25 ставки организатора спортивной работы).
- 30% воспитателей групп продленного дня – дипломированные учителя физкультуры.
- Низкая мотивация учителей физкультуры к творческому развитию системы физвоспитания.
- Наличие традиций туристской работы (археологический и эколого-биологический профили, участие в районных туристических слетах).
- Исключительно благоприятные природно-ландшафтные и историко-культурные условия для развития туристического направления.
Идейной основой программы является следующий тезис: Здоровый образ жизни – нравственная ценность, один из важнейших компонентов национальной культуры русского народа, забытых традиций Белогорья.
Основные принципы:
- Игры и романтики;
- Самоуправления;
- Коллектива как субъекта воспитания;
- Системности;
- Социальной значимости деятельности.
Направления работы | Администрация | Педколлектив | Учащиеся | Родители, общественность | |
Организационная работа. | Педагогический совет. Обсуждение и корректировка Программы. Определение оптимальных сроков проведения мероприятий. | Обсуждение проблемы на родительских собраниях. | |||
Формирование группы ученического актива. | |||||
Кадровое и методическое обеспечение. | Повышение квалификации по теме
программы. Организация работы проблемного
семинара. Один раз в четверть. Разработка и апробация на семинарах методик и технологий реализации конкретных мероприятий программы. Курсовая переподготовка по проблеме физвоспитания в спецмедгруппах. Конкурсы методических пособий по теме. Открытые уроки и внеурочные занятия. Привлечение ресурсов районного Дома детей и юношества |
||||
Организация контроля исполнения программы. | По плану внутришкольного контроля. | На семинарах 1 раз в четверть. | В январе и мае ежегодно. | ||
Определение оптимальной периодичности проведения мероприятий в целях корректировки и конкретизации программы, повышения ее технологичности и функциональности. Оценка качества разработанных методик и технологий и целесообразности их использования в дальнейшем. Систематизация разработанных элементов технологии, их структурирование в единую технологию. | |||||
Просветительская работа. | Организация просветительской
работы с родителями и учащимися. Разработка и
проведение системы просветительских
мероприятий с использованием информационных
технологий. Формирование убеждения в том, что
трезвость и здоровый образ жизни – часть
национальной культуры и фактор выживания в
современных условиях. Включение в систему кинолектория, лектория, конкурсов, наглядной агитации и др. Формирование стереотипов “Школа – территория без табака”, “Не хочу быть слабым”, “Быть свободным от табака, алкоголя и наркотиков – модно”, “Я буду здоров и смогу защитить семью, село, страну” и т.п. Освещение успехов спортивных коллективов, успехов и проблем реализации программы в прессе. |
Участие медработников в работе лектория. | |||
Оформление Доски почета,
посвященной спортсменам школы. Оформление стендов по пропаганде здорового образа жизни. |
|||||
Разработка оптимальной модели наглядной агитации престижа здорового образа жизни. | |||||
Организация формообразующих структур программы. | Разработка нормативной базы деятельности ученического спортивного клуба. Педагогическое обоснование технологии формирования коллектива клуба, его традиций, символики и ритуалов, формирования привлекательного имиджа клуба, его привлекательности для социальных партнеров, благотворителей. Апробация на методическом совете. Ориентированность клуба на ОУ округа. | ||||
Создание спортивного клуба. Принятие нормативной основы деятельности. Формирование общественных попечительских органов. Обеспечение информированности общественности. | |||||
Реализация системы мероприятий. | Семейные формы организации
оздоровительного досуга. Методическая и технологическая разработка и проведение масштабных спортивных праздников. Ежегодно. |
||||
Повышение качества диспансеризации. | Контроль попечительского совета. | ||||
Повышение качества здоровьесберегающих мероприятий в учебном процессе. | Контроль соблюдения санитарных норм педагогами. | ||||
Обеспечение безопасности образовательного процесса. | По плану. | ||||
Повышение качества обеспеченности горячим питанием. | Административный контроль по плану. | Помощь попечительского совета. | |||
Развитие системы дополнительного образования. | Открытие при школе филиала районной спортивной школы. При наличии ресурсов в ДЮСШ. | Развитие туристического
направления. Развитие семейного туризма. Развитие туризма в педагогическом коллективе. |
|||
Охрана здоровья педагогических работников и сотрудников школы. | Разработка и внедрение системы
стимулирования активно занимающихся
физкультурой, отказывающихся от табака.
Совместно с профкомом. 2007 год. |
Создание учительского спортивного клуба. Разработка и внедрение формы системы и ее содержания. Мероприятия по повышению престижа клуба. Привлечение в клуб попечителей. Создание условий для повышения престижа профессии и воспитания учащихся и родительской общественности на личном примере. | |||
Реализация социальной направленности деятельности учащихся. | Разработка и организация мероприятий в местном социуме. Сельские праздники. Праздники и пр. мероприятия для детского сада. | Участие родителей, коллектива социо-культурного центра села. | |||
Учебно-материальное обеспечение. | Приобретение спортивного оборудования. | Помощь в ремонте спортзала, материальном обеспечении преподавания физкультуры и внеклассной работы по предмету. | |||
Подведение итогов. | Промежуточное - на семинарах. Заключительное – на педагогическом совете с привлечением активов спортивных клубов. Оформление методического пособия “Технология формирования культуры здорового образа жизни в микрорайоне сельской школы в условиях неблагоприятной социальной ситуации”. |