Помимо решения образовательных задач, в школе велась опытно-экспериментальная работа по теме “Создание инновационной модели интеграции образовательных пространств “Школа-Техникум-Вуз” как средства адаптации старшеклассников в среду высшего профессионального образования” (научный руководитель декан факультета СПО, кандидат педагогических наук М.А. Афендикова). Отчет по итогам исследования одобрен Ученым советом института, материалы эксперимента апробированы на XIII международной конференции “Современное образование: содержание, технологии, качество” в Санкт-Петербурге (2007 г.).
Эксперимент дал интересные результаты не только по оценке эффективности адаптации старшеклассников к профессиональному образованию, но и по влиянию интеграции образовательных пространств разного уровня на качество общего среднего образования.
В ходе эксперимента изучалось состояние в одной из групп заочного обучения по специальности “Менеджмент”. В группе обучались старшеклассники, ориентированные в основном на среднее профессиональное образование. В группе не было отличников, шесть из семи старшеклассников-студентов успевали в школе на “3” и “4” и только один на “4” и “5”. По итогам учебного года были сравнены показатели динамики качества обученности по общеобразовательным предметам этой группы и контрольной группы. Контрольная группа сформирована методом случайной выборки, в неё вошли как “сильные” ученики, так и соответствующие по уровню успеваемости студенческой группе.
Выяснено, что в течение одного учебного года рост качества обученности по общеобразовательным программам существенно выше у старшеклассников-студентов.
Выявлены 15 случаев повышения показателей по различным предметам школьного учебного плана в студенческой группе против 8 случаев в контрольной группе; 6 случаев снижения показателей в студенческой группе против 3 случаев в контрольной группе.
Вычислены коэффициенты динамики показателей успеваемости. Коэффициент определен как сумма случаев повышения успеваемости (+) и снижения успеваемости (-) по каждому из учащихся.
Положительная динамика оказалась более выраженной в студенческой группе: +9 в целом по группе против +3 в контрольной группе. Повысилась успеваемость у 5 из 7 студентов -71,4% студентов группы. В контрольной группе только 3 ученика повысили успеваемость - 42,9%, что меньше на 28,5%.
Но организация заочного профессионального образования сама по себе не может служить средством повышения качества общеобразовательной подготовки. Такой успех возможен только через реализацию системы мероприятий.
Рано говорить о данных мероприятиях как о технологии - совокупности элементов образовательной деятельности, позволяющей достичь гарантированного результата - так как получены данные только по одному учебному году.
Тем не менее опыт формирования и применения системы мероприятий представляется актуальным и достаточно выразительным.
Охарактеризую основные положения педагогической деятельности, направленной на повышение качества средствами внедрения старшеклассников в систему среднего профессионального образования.
1. Использование педагогического потенциала научного общества учащихся школы. Двое из семи студентов имели опыт работы в археологической секции НОУ. Все семь студентов были включены в исследовательский процесс в специально созданной секции по профилю профессионального образования – “История менеджмента”. В МОУ Белогорьевской СОШ деятельность НОУ обеспечивалась средствами музейной педагогики. Это является частным случаем, а не обязательным элементом технологии.
В фондах школьного исторического музея “Белогорье” имеется богатый материал по теме истории менеджмента, позволяющий изучить развитие теории и практики управления на примере яркой, талантливой деятельности бывших учеников школы - министра путей сообщения СССР И.В. Ковалева и министра здравоохранения РСФСР А.И. Потапова. Исследовательская работа студентов увенчалась успешным участием лучших исследователей в межвузовской научной конференции в ИММиФ, где наши старшеклассницы достойно показали себя среди старшекурсников высшего профессионального образования, магистрантов и аспирантов вузов страны. Успех был определен как качественным научно-педагогическим руководством, так и возможностью направить представителя НОУ для сбора материала к академику А.И. Потапову и в столичные архивы. Командировка профинансирована институтом в рамках гранта, выделенного экспериментальной площадке по итогам вузовского конкурса. Студенты так же получили доступ к ресурсам областной научной библиотеки, зональной научной библиотеки ВГУ. Занятие научно-исследовательской работой по темам профессионального образования отразилось на качестве успеваемости как непосредственно, т.е. через обогащение опыта познавательной деятельности, так и опосредованно. НИР студентов стала средством формирования представлений о престижности социальной роли студента, повысила мотивацию старшеклассников, их статус в школьном коллективе.
2. Открытость для студентов-заочников воспитательной системы вуза-партнера школы. Старшеклассники-студенты принимали участие в воспитательных и досуговых мероприятиях института в целом и его Россошанского филиала, участвовали в летних палаточных лагерях института на Черном море, в лагерных студенческих сборах на базах института, посещали головной институт в Воронеже. Это способствовало позиционированию сельских школьников как полноправных членов студенческого сообщества, формировало мотивацию к повышению статуса в ученическом коллективе через повышение успеваемости.
3. Открытость студенческой жизни для школьного коллектива. Участие студентов в культурной жизни института, досуговых и оздоровительных мероприятиях, научно-исследовательская деятельность, содержание учебного плана профессионального образования становились известными школьному коллективу. Это опять же повышало статус школьников из студенческой группы в коллективе учащихся, побуждало их к соответствию новой социальной роли.
4. Особенности педагогического общения. В студенческих группах старшеклассников ряд дисциплин неспециального характера преподается педагогами школы, аттестованными соответствующими кафедрами для преподавания в качестве совместителей. В МОУ Белогорьевской СОШ пять учителей, работавших со студентами имели опыт исследовательской работы, педагогами школы опубликованы две монографии и более 20 научных и научно-методических статей. Исключительно важным является качественный подбор школьных кадров для работы с заочниками и эффективная работа с ними вузовских и школьных менеджеров. Высокая квалификация – не единственное требование к учителю-преподавателю. Непременным условием является способность строить отношения с обучающимися как со студентами, отказаться от принятой манеры общения с учениками, если она основана на авторитарном стиле, неумении видеть в ученике выраженные в различной степени характеристики человека самостоятельного, социально активного, успешного. И если в устоявшемся студенческом коллективе манера общения какого-либо преподавателя со студентами как с детьми может не иметь нежелательных педагогических последствий, то в среде старшеклассников-студентов это негативно скажется на процессе социализации. Этот процесс особенный:
- Ограниченный во времени;
- Ограниченный относительно небольшим объемом общения учащихся со штатными специалистами института;
- Его участники – представители маргинальной среды. Это касается и учащихся, и учителей, получивших статус преподавателя кафедры. Приобретая социальные характеристики студента, обучающиеся по определению не могут покинуть коллектив школьный. Задача педагогов в этом случае не только в преподавании, но и целенаправленном увеличении сектора “студент” в жизненном пространстве школьника и повышение его статуса в секторе “учащийся школы”.
Очевидно, что все основные положения разработанной технологии в той или иной степени сводятся к достижению одного результата – учащиеся усваивают новую социальную роль и сознательно стремятся соответствовать этой роли. Это побуждает к повышению качества образования в целом и по общеобразовательным дисциплинам в частности.
Мы убеждаемся в том, что вовлечение старшеклассников в среду профессионального образования нельзя сводить лишь к реализации образовательных программ. В таком случае школа будет обеспечивать лишь интересы вуза-партнера (что впрочем, соответствует заявленной многими школами миссии создавать условия для самореализации ребенка).
Включившись в процесс интеграции образовательных пространств разного уровня, школа должна использовать его как средство повышения качества общего образования. Тогда усилия школы, использование собственных ресурсов в конструировании интегрированного образовательного пространства будут более соответствовать ее основной цели. Повышение качества общего образования будет достигнуто оптимальным объемом ресурсов, привлечением ресурсов вуза. А оптимальность финансовых, организационных, кадровых, материальных, информационных ресурсов, необходимых для достижения планируемого результата, как известно, является одним из основных показателей качества в целом и качества образования в нашем случае.