Цели:
- Обобщение и углубление знаний учащихся об официально- деловом стиле речи.
- Раскрытие понятия коммуникации, осуществляемой в письменном виде.
- Знакомство с видами письменного изложения информации
- Профориентация.
Задачи:
- Раскрыть специфику деловой (письменной) коммуникации.
- Познакомить с требованиями к оформлению письменной документации.
- Сориентировать в выборе будущей профессии.
Ожидаемый результат: Приобретение учащимися способности решать практические задачи и навыков овладения техникой написания деловых документов.
Ход занятия
1. Лекция учителя.
Для каждой сферы общественной жизни характерен свой подтип русского литературного языка, имеющий отличительные черты на всех языковых уровнях: лексическом морфологическом, синтаксическом и текстовом.
Разновидность языка, используемая в той или иной сфере человеческой деятельности, называется языковым стилем.
Стиль определяется системой языковых единиц, приемами их отбора и употребления, обусловленными социальными задачами речевого общения в определенной сфере человеческой деятельности (науке, технике, публицистике, праве, литературе, делопроизводстве).
Официально-деловой стиль подразделяется на два подстиля (таблица)
Официально-документальный | Обиходно-деловой: |
а) язык дипломатии | а) служебная переписка |
б) язык законов | б) деловые бумаги |
2. Сообщение учащегося.
Из истории формирования официально-делового стиля.
Деловые документы появились на Руси после введения в X веке письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907,911,944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси “Русская правда”- памятник письменности, позволяющий судить о разновидности системы юридической и общественно- политической терминологии в то время. В языке “Русской правды” уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. В “Русской правде” употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси: голова (убитый), послухъ (свидетель), вира (штраф), добытые (имущество), куна (деньги). Юридические термины представляют важнейший лексический пласт языка древних документов.
После “ Русской правды” древнейшим документом считается “Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года” Начальная формула этой грамоты “Се азъ”…(“Вот я”) становится с этого времени обязательным элементом древнерусских грамот: “Се азъ князь великий Всеволод дал есмь святому Георгию (Юрьеву монастырю) Терпугский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на ловати…”(из “Грамоты великого князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю 1125-1137 годов”). Заканчивались грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью.
В “ Генеральном регламенте” петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. “ Генеральные формуляры”- формы документов предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной речи, в нее проникает большое количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и Т.П.) и терминов.
В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного язык в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности- стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широкое распространение. Они писались на служебных бланках, включали определенных набор реквизитов. В Древней Руси и в начале XII в. было широко известно “Поучение к детям” князя Владимира Мономаха. В “ Поучении” излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. Беседу предписывалось вести следующим образом: “ При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и с младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…”
В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности.
В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. Были разработаны новые правила ведения служебной документации: в 1918 г. введена единая форма бланков делового письма. В 20-е годы XX в. началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появились трафаретные тексты.
3. Лекция учителя (продолжение).
Современный официально- деловой стиль относится к книжным стилям и функционирует в форме письменной речи. Среди книжных стилей языка официально- деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью.
Официально- деловой стиль обслуживает сферу административно- правовой деятельности. Он удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении различных актов государственной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государствами и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их обращения.
Для официально-делового стиля характерно наличие в нем многочисленных речевых стандартов- клише.
Повторение. Что такое клише? (у каждого учащегося – краткий словарь терминов)
Работа со словарём
Клише – стандартные, устойчивые обороты речи. К клише относятся формулы речевого этикета, речевые штампы, фразеологизмы, крылатые слова, лозунги, цитаты, поэтические формулы. Например, клишированные фразы: договор вступает в силу со дня подписания;
Во исполнение приказа №…; Исправленному верить и т.д.
Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала. Неслучайно в деловой практике часто используются готовые бланки, которые предлагается заполнить. Даже конверты принято подписывать в определенном порядке. Это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.
Компьютеризация и машинная обработка открыли новую эпоху в процессе стандартизации делопроизводства. Использование устойчивых формул, принятых сокращений, единообразного расположения материала при оформлении документа характерны для типовых документов: писем, анкет, таблиц.
Тексты документов требуют унификации.
Запись в тетрадь.
Унификация – приведение чего-либо к единой системе, форме.
Унификация служебных документов сводится к сокращению видов документов, приведению к единообразию их структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению. Стандартизация языка деловых бумаг заключается в установлении и государственном масштабе оптимальных требований по оформлению документов и обеспечивает ту степень точности, которая придает документу юридическую силу. Стандартизация языка документов выработала особые типы текстовой организации: трафаретизацию, анкету, таблицу.
Запись в тетрадь.
Трафаретизация – способ фиксации информации в виде текста с пробелами, предназначенными для заполнения их переменной информацией, которая зависит от конкретной ситуации.
Примеры трафаретных бланков? (ответ учащихся)
Цель трафаретизации? (ответ учащихся)
Процесс стандартизации и унификации охватывает все уровни языка деловых документов - лексику, морфологию, синтаксис, текстовую организацию - и определяет своеобразие и специфику официально-делового стиля.
Экономическая необходимость, развитие науки и техники обуславливает возрастающую унификацию и стандартизацию документов.
Познакомимся с требованиям к оформлению письменной документации
Анкета – опросный лист для получения каких - либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе
Где вы сталкивались с заполнением анкет?
Анкеты в нашей жизни встречаются при поступлении на работу, при получении паспорта или других документов, при проведении социологических опросов и т.д.
Они заполняются на специальных бланках, имеющих короткие вопросы.
Правила работы с анкетой: (запись в тетрадь)
- Минимальная информация;
- Разборчивый текст;
- Неприменение малораспространенной аббревиатуры и сокращений;
- Заполнение всех граф.
Большое распространение получили анкеты при проведении массовых опросов и социологических исследований. В этом случае человек, задающий вопросы (интервьюер), хочет выяснить отношение окружающих к конкретному факту или товару, получить максимум информации по интересующему вопросу от опрашиваемых людей (респондентов) (Запись терминов в тетрадь). Разновидностью анкет являются бюллетени для голосования (Раздаточный материал на каждой парте)
Хорошо составленная анкета представит вас в выгодном свете, покажет степень вашей квалификации. Поэтому очень важно правильно заполнить анкету, от которой может зависеть не только карьера, но и дальнейший жизненный путь. Анкета может быть представлена в форме таблицы
Таблица – емкая организация документа: постоянная информация размещена в заголовках граф, а переменная - в ячейках таблицы. Таблица также представляет собой предложение особой структуры, где подлежащее – постоянная информация – располагается в боковых, а сказуемое-переменная информация – в вертикальных графах, что необходимо учитывать при переводе письменной речи в устную.
Такой письменный документ, как автобиография, также является разновидностью анкеты. Автобиография – документ, в котором, как правило, нет четко поставленных вопросов, хотя они подразумеваются. В автобиографии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование(какие учебные заведения были окончены, по какой специальности),трудовая деятельность, семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках.Автобиография отличается от анкеты тем, что в ней данные отражаются более полно (Например, обосновано желание работать именно в этой организации).
4. Закрепление материала.
Практическая работа: знакомство с несколькими видами анкет. Например, анкета для поступающих в учебное заведение (институт, техникум), анкета для получения паспорта.
Цель: ознакомление с порядком заполнения анкеты.
Задачи:
- Сформировать навыки работы с этим письменным документом;
- Закрепить знания правил оформления анкеты;
- Указать на типичные ошибки в ее заполнении.
Деловая лаборатория.
Еще одной разновидностью анкеты является резюме – краткая профессиональная характеристика претендента на ту или иную должность в социальном аспекте.
В настоящее время резюме является одним из самых распространённых документов при приёме на работу, так как сведения, отражённые в нём, помогают руководителю очень быстро найти подходящую кандидатуру на вакантную должность.
Познакомимся с примерной структурой резюме.
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Адрес:
Тел:
Семейное положение:
Цель:
Образование: (в обратном хронологическом
порядке)
Профессиональный опыт: (в обратном
хронологическом порядке)
Дополнительные сведения:
Число, подпись.
Задание: составить собственное резюме для нескольких вакансий (в зависимости от требований различных вакансий). Например, вожатого в летний оздоровительный лагерь, автослесаря, менеджера в офис.
Раздаточный материал: описание профессий.
В книге “Дорога в будущее” (самоучитель для начинающих профессиональный путь).
Аналитический разбор типовых ошибок при составлении резюме.
5. Подведем итог.
- Что, на ваш взгляд, открыло новую эпоху в процессе стандартизации делопроизводства?
- Подберите к каждому термину в левой колонке определение из правой колонки.
Лист с заданием для каждого учащегося
1. Унификация служебных документов | а) заключается в установлении в государственном масштабе оптимальных требований по оформлению документов и обеспечивает ту степень точности, которая придает документу юридическую силу. |
2. Стандартизация языка деловых документов | б) сводится к сокращению видов документов, приведению к единообразию их структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению. |
3. Трафаретизация | в) емкая организация документа |
4. Таблица | г) способ фиксации информации в виде текста с пробелами, предназначенными для заполнения их переменной информацией, которая зависит от конкретной ситуации |
КЛЮЧ: 1б, 2а, 3г, 4в |
- Почему анкеты относятся к письменным документам?
- Как часто приходится заполнять анкеты?
- Каковы правила заполнения анкет?
- Какую роль выполняет резюме при поступлении на работу?
- Может ли резюме повлиять на выбор работодателя?
- Влияют ли требования вакансии на содержание резюме?
Домашнее задание: написать автобиографию.
Для подготовки к занятию рекомендуем пользоваться литературой:
- С.Ф.Сизикова. Основы делового общения. М.: Дрофа, 2006.
- М.Ю. Касумова. Деловой русский язык. М.: Владос, 2005
- М.Бендюков, И.Соломин, Д.Чернейко Дорога в будущее. С-П; 2000