Психологическое здоровье детей и подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся - главная цель школьного педагога-психолога.

Психологически здоровый человек имеет верное представление о  самом себе, он способен справиться с возникающими трудностями, оптимистически настроен, способен к самореализации.

Среди основных видов деятельности школьного психолога психологическое просвещение или психопрофилактика занимает особое место. Намного лучше предупредить какие-либо негативные события, чем работать с их последствиями.

Профилактическая работа с детьми — это предупреждение приобщения их к употреблению психоактивных веществ, сведение до минимума действия факторов риска, приводящих к любым формам девиантного поведения, обеспечение условий позитивного развития личности.

Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся является основой первичной профилактики асоциального поведения.

Данная профилактика должна быть направлена на развитие у подростков ответственности за собственную жизнь и формирование толерантных, конструктивных отношений в подростковой среде.

Риск совершения противоправных поступков  человеком, употребляющим психоактивные  вещества, склонного к агрессии, неустойчивого к стрессам, значительно выше того риска, который может быть у человека, ведущего активный, здоровый образ жизни, умеющего сохранять своё психологическое здоровье.

Если обратиться к психологическим факторам защиты от наркотизации, например, то можно заметить, что психологически здоровый человек защищен максимально. Поэтому считаю, что профилактическая работа в отношении укрепления здоровья  полезна и актуальна вдвойне.

Работа по первичной профилактике асоциального         поведения в контексте сохранения, укрепления и развития психологического       здоровья учащихся включает в себя не только приобретение фактических знаний, но также навыков, которые способствуют развитию личности школьников. Подростки могут применять эти навыки в различных жизненных ситуациях.

Работая в направлении первичной профилактики асоциального поведения в контексте сохранения психологического здоровья,  я использую следующие виды психологических занятий-практикумов.

Урок здоровья в первом классе «Как сохранить свой мозг здоровым» провожу с целью психологического просвещения учащихся. С ребятами обсуждаются такие составляющие здоровья как сон, питание, настроение, отсутствие вредных привычек. Занятие проводится в форме устного журнала с включением игр на развитие коммуникативных навыков, способствующих укреплению психологического здоровья учащихся.

Хорошей профилактикой эмоциональных нарушений поведения детей считаю занятия по сказкотерапии, проводимые мною в начальных классах. Ориентируя учащихся на социальные нормы, принятые  в обществе, забочусь о психологическом здоровье детей. В выпускных классах начальной школы провожу занятие по направленности интересов школьников – для себя, для родных и близких, для класса и школы, для всех людей. Ребята приходят к выводу, что радость можно получить не только тогда, когда тебе делают хорошо, но и делая добро другим.

В пятом классе провожу тренинг «Моя уверенность в себе. Как сказать «нет». Нацеливаю ребят на ведение здорового образа жизни, выработку устойчивой жизненной позиции. Ребята знакомятся с формами отказа: отказ-соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание. Выбирают наиболее эффективные способы отказа, анализируют предложенные ситуации, проигрывают ситуации в парах.

В 6-м классе удачно проходит форум-театр «Один день из моей жизни». Информация психопрофилактического характера исходит от самих подростков, что особенно ценно.

Психологически здоровый человек адекватно оценивает сложившиеся жизненные ситуации, коммуникабелен, толерантно относится к окружающим, уверен в своих силах, способен преодолеть трудности, жизнерадостен. Развитию данных сторон личности посвящаю тренинги общения в 7 и 8 классах, тренинг толерантности в 8 классе, тренинг «Нравственный выбор» в 5-7 классах, «Давайте жить дружно с родителями» в 7-8 классах, лекцию «Как воспитать характер» в 6 классе.

В 9-х классах провожу тренинг «Осторожно – наркотики!» Учащиеся разбиваются на пять групп согласно выбранным карточкам: родители, подростки, учителя, врачи, научные работники. От лица этих людей ребята высказывают своё мнение, т.е. идёт обсуждение проблемы с разных позиций.

В прошлом учебном году совместно с социальным педагогом был разработан тренинг для учащихся старших классов «Здоровье – это твоё счастье». Данный тренинг я  провела с учащимися 11 класса. Из их числа подготовила группу волонтёров для проведения аналогичного тренинга с ребятами 10 и 9-х классов в рамках акции «За здоровье и безопасность  наших детей». Это воспитание стрессоустойчивости, развитие у ребят умения создавать самим себе душевный комфорт, формирование здорового образа жизни.

В 10 классе с целью оценки риска начала употребления алкоголя и возникновения алкогольной зависимости в связи с недостаточной социальной компетентностью человека провожу анкетирование «Алкоголь и последствия его употребления» с последующей дискуссией, где учащиеся спорят, доказывая свою точку зрения. В результате повышается социальная компетентность учащихся, ребята нацеливаются на ведение здорового образа жизни.

Теплота и искренность психолога в работе с детьми помогает развитию их личности.

Первичная профилактика охватывает всех учащихся детей. Цикл занятий по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья способствует формированию у ребят правильных, здоровьесберегающих установок.

Хочу предложить разработки некоторых занятий по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.

Урок здоровья (1класс) «Как сохранить свой мозг здоровым»

Цель:  формирование здорового образа жизни, психологическое просвещение учащихся.

Форма проведения:  устный журнал.

Оборудование: страницы устного журнала, записи на доске «хорошо и плохо», плакат о правильном питании.

Сегодня мы проводим занятие в форме устного журнала. Его название – n«Как сохранить свой мозг здоровым».

1. Мой сон

- Может ли человек жить без сна?

Сон нужен и животным, и человеку. Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. Летучие мыши спят днём, причём так, как никто не спит: вниз головой.

- А как спят кошки, собаки, куры?

Сон необходим человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека – самое главное. Он всем организмом управляет.

- Как спит человек? (Приучайтесь спать лёжа на спине на жёсткой постели).

- Сколько часов вы должны спать? (Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11 часов, ложиться спать в 21 час).

- Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный).

Что хорошо и что плохо делать перед сном

(дети читают с доски)

Хорошо:

Плохо:

- мыть ноги, руки, принимать душ;

- много есть, пить;

- чистить зубы;

- смотреть страшные фильмы;

- гулять на свежем воздухе

- слушать громкую музыку.

2. Моё настроение

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Надо вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

- От чего может испортиться настроение? (Обидные слова, плохое самочувствие и т.д.)

- Можно ли исправить настроение?

- С каким настроением вы приходите в школу? А уходите? Почему?

3. Игра «Закончи рассказ»

а)  Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось…

б)  Подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…

в)   Друг поделился с вами радостью. Вы…

4. Вредные привычки

Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но зато Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом. А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

Некоторые дети хотят показаться  взрослыми и пробуют курить, пить вино. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, подташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подаёт сигнал тревоги.

Вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходиться вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак.

Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

- Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыхаем часть дыма).

- Что можно сделать в таком случае? (Отойти в другое место).

- Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? (Зубы, язык, лёгкие, сердце, мозг).

5. Правильное питание

Дети рассматривают картинки и читают надписи на плакате о правильном питании:

1. Есть надо несколько раз в день: лучше 4-5 раз.

2. Пища должна быть разнообразной.

3. Не надо торопиться во время приёма пищи.

4. Пищу надо тщательно пережёвывать.

5. Перед едой необходимо вымыть руки с мылом.

6. Не надо переедать.

После каждого пункта отвечают на вопрос почему?

Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь ко всем органам.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

- Что означает умеренность? Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

- Что значит разнообразие? Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

- А сейчас у вас хорошее настроение? Поддержать его помогут игры.

6. Играем в игры на развитие коммуникативных навыков

1) Анюта и Ванюта.

2) Арам -  шим – шим.

3.) Ручеёк.

Литература

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Тренинг «Осторожно – наркотики!» (9 класс)

Цель:      профилактика проблемы наркомании в подростковой среде.

Оборудование: плакаты по проблеме наркомании.

1. Игра–активатор «Атомы и молекулы»

- Сегодня мы будем говорить о проблеме наркомании. Вначале – игра.

 Психолог объявляет подросткам, что они  - атомы. По команде «Объединимся в молекулы из двух атомов» - подростки бросаются друг к другу, стремясь скорее образовать пары. Затем   молекулы снова разрушаются. Раздаётся команда психолога и называется уже другое количество атомов. И так продолжается до тех пор, пока все не объединятся в две или   одну большую молекулу.

Игра способствует единению детей, возникновению чувства «мы вместе», осознанию своей идентичности с другими, даёт положительный настрой на работу.

2. Вступление психолога

- Наркомания и токсикомания быстро и прочно подчиняют себе человека, изолируя его от окружающих, лишая нормальных, житейских радостей, разрушая его интеллект, парализуя волю и чувства. Наиболее беспощадны они к подросткам. Губительно отражается наркомания на здоровье потомства: дети, рождающиеся у наркоманов, часто имеют физические и психические дефекты. К сожалению, начинающие наркоманы, как правило, не верят, что по мере привыкания к роковому зелью, наркотик становится необходимым уже не для получения удовольствия, а для временного снятия тяжёлых, мучительных симптомов, именуемых абстиненцией. Иными словами – «ломки».

3. Обсуждение последствий, которые возникают при употреблении наркотика

- Какие медицинские, правовые и социальные последствия возникают при употреблении наркотика? (ответы подростков по кругу: специфическое действие на центральную нервную систему, психические расстройства, слабоумие, поражение всех систем и органов, большой процент заболевания ВИЧ и СПИДом, резкое уменьшение продолжительности жизни; прогулы в школе или на работе, уход из школы или увольнение с работы, несчастные случаи, самоубийства, проблемы в семье, проблемы с будущим здоровьем и будущим потомством, проституция; хулиганство, воровство, грабежи, убийства, изготовление, хранение и продажа наркотиков, склонение к употреблению спиртного).

4. Обсуждение проблемы с разных позиций

Ученики разбиваются на пять групп, согласно выбранным карточкам: родители, подростки, учителя, врачи, научные работники.

- Вы все уже знаете, что такое наркотики и к каким последствиям они приводят, но сейчас мы попробуем посмотреть на эту проблему с разных позиций. Вы все разделены на пять условных групп: родители, подростки, учителя, врачи, научные работники. Именно от лица этих людей вы будете высказывать своё мнение.

Первый вопрос для обсуждения в группах: «Как вы думаете, что толкает подростка к принятию наркотика?» Не забывайте, что ваше мнение – это мнение той группы, которую вы представляете в данный момент (Группы совещаются и по очереди выступают).

В Казахстане под дикой коноплёй занято 4 миллиона гектаров. В России – 1,5 миллиона гектаров. 1 рубль, вложенный в наркобизнес,  приносит 1000 рублей прибыли. Опросами медиков установлено, что каждый наркоман в течение года  знакомит с зельем 7-17 новичков. Примерно половина из них приучается к постоянному потреблению наркотиков. Наибольшее количество употребляющих наркотики приходится на возраст 13-14 лет.

Второй вопрос для обсуждения в группах: «Назовите признаки, по которым можно узнать человека, принимающего наркотики (Группы совещаются, выступают).

Число официально зарегистрированных больных наркоманией в России составляет 450000 человек. Более 100000 из числа стоящих на учёте – дети и подростки, среди них 99% больны гепатитом, а 20-30% - являются носителями ВИЧ - инфекции.

Третий вопрос для обсуждения в группах: «Как следует себя вести, если вы подозреваете, что ваш ребёнок (друг, знакомый, ученик – зависит от роли группы) употребляет наркотики?» (Группы совещаются, выступают.)

Наркоман живёт 7-8 лет, иногда 10-12, но это скорее не жизнь, а бесконечная мука.

Четвёртый вопрос для обсуждения: «Что можно сказать, когда тебе предлагают попробовать наркотики?» (Каждый подросток проговаривает свою форму отказа.)

5. Выводы

Я надеюсь, что наше занятие помогло вам приобрести новые знания, которые в дальнейшем помогут вам противостоять соблазну и отказаться от употребления наркотиков самим, а также, что вы сможете убедить в необходимости ведения здорового образа жизни и других людей.

Литература

1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. – М.: Центр «Планетариум», 2003.

2. Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10 – 11 классе. – М.: 5 за знания, 2007. 

3. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. Министерство образования и науки Рос.Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

4. Классные часы. 11 класс. Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.