Цели урока
Закреплять умения:
- правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне
- подбирать проверочные слова
Работать над развитием:
- речи, фонематического слуха;
- орфографической зоркости;
- памяти, внимания;
- навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- умения устанавливать смысловую связь;
- проводить мыслительные операции, сравнения, анализ, обобщения.
Задачи:
- повышать и углублять знания по русскому языку;
- развивать лексический запас учащихся;
- прививать интерес и любовь к родному языку и литературе.
Ход урока
На доске: число, тема урока, рисунки с изображением Незнайки и Пишичитая, конверт с загадками.
1. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришли старые знакомые: Незнайка и Пишичитай. Давайте покажем, как мы умеем красиво писать и что мы знаем. А начнем мы с чистописания.
2. Минутка чистописания
- Сегодня мы пишем буквы: а о и е я (написаны на доске)
- Какие виды соединений вы знаете? (нижнее, среднее, верхнее)
- Какие буквы можно приписать с нижним, средним и верхним соединением? (я, м ; в, г; к, н.) (пишутся учителем на доске)
- Сядьте ровно, правильно возьмите ручку, напишите а и о с нижним соединением, и и е – со средним соединением, я – с верхним соединением. Соблюдайте наклон письма (ая, ом, ив, ег, як, ян).
- Как вы думаете, почему мы сегодня прописываем эти буквы? (Эти буквы обозначают безударные гласные, которые нужно проверять).
3. Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в коне слова». Начнем мы со словарной работы.
4. Словарно-орфографическая работа
На доске написаны слова : к_рова, цв_тной, з_ма, б_леть, в_селый, д_журить.
- Разделите слова на группы. Как можно это сделать? (На три группы: существительные, прилагательные, глаголы). Назовите, какие группы у вас получились? А кто может сказать, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?
- Ребята, Пишичитай говорит, что эти слова можно разделить на две группы. Кто догадался, на какие группы можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне и слова с проверяемыми безударными гласным в корне).
- Вставьте пропущенные буквы и запишите эти две группы в тетрадь. (два ученика выполняют это задание на доске).
- В какой части слова находится гласная буква, написание которой нужно проверять? (В корне).
- В каждом слове поставьте ударение и выделите корень. Подчеркните безударные гласные.
- Проверьте работу, выполненную на доске. Все ли правильно?
Вопрос к 1 ученику:
- Что значит непроверяемая безударная гласная в корне? (Ее нельзя проверить). А как нам быть? Как узнать, как пишутся такие слова? (Посмотреть в орфографическом словаре и запомнить написание слова).
- Ребята, сегодня мы познакомимся в новым словарным словом. В какой столбик запишем это слово? (В первый, потому что это слово с непроверяемой гласной в корне.).
- Откройте орфографический словарь и найдите в словаре слово «картофель» (записывают слово с тетрадь, подчеркивают непроверяемые гласные).
М вы знаете, как произошло это слово? О происхождении некоторых слов мы можем узнать из этимологического словаря. Слово «картофель» произошло от немецкого «трюфель» (название гриба). Этот гриб растет под землей. Клубни картофеля очень похожи на этот земляной гриб.
- Теперь мы будем работать со словами из второй группы.
Вопрос ко 2 ученику:
- Какая здесь орфограмма? Какое нужно знать правило, чтобы правильно написать эти слова? (Работа с правилом проверки безударных гласных в корне).
Физминутка
- А давайте расскажем нашим гостям веселое стихотворение на это правило:
(Рассказывают стоя, хором, выполняют ряд движений)
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!
- Составьте предложение с одним из этих слов. Запишем самое удачное предложение в тетрадь. Почему вы считаете, что это предложение? (Выражает законченную мысль).
(записывают предложение в тетрадь, один ученик на доске)
- Какие члены предложения вы знаете? (Подлежащее и сказуемое). Чем они являются в предложении? (Грамматической основой). Подчеркните грамматическую основу этого предложения.
5. Закрепление пройденного
- Ребята, Незнайка заскучал. Давайте развеселим его и отгадаем его загадки. (У Незнайки в руках конверт с загадками).
5.1. Игра «Отгадай-ка»
Я оставляю тонкий след
Но жить он может много лет.
(Перо)
- Запишите отгадку в тетрадь. Если есть в этом слове безударная гласная, то устно проверьте ее.
Лежит веревка
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно?
(Змея)
(Устно подбирают проверочное слово).
Зрительная гимнастика
5.2 Списывание с доски
Пишичитай тоже приготовил свое задание, только оно написано на доске.
Под _кном Гвидон с_дит, молча на море гл_дит.
- Из какой сказки это предложение? (Сказка о царе Салтане). Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин).
- Спишите это предложение, перед словом с пропущенной безударной гласной в корне пишите проверочное слово. Объясните графически правильность вставленной буквы.
(один ученик вызывается к доске и вставляет пропущенный буквы, устно подбирает проверочные слова).
6. Итог урока
- Наш урок закончен. Скажите, над чем сегодня работали? Какую орфограмму повторяли?
7. Объяснение домашнего задания
Дополнительное задание: найди ошибку
(на крыле доски)
- Ребята, пока мы с вами работали, Незнайка тоже написал на доске предложения. Проверьте его, все ли правильно написано:
Гребная пора наступила в лису
Гребы я в корзинке из леса нису.
(Находят и объясняют ошибки)