1. Цели программы:
- Создание условий для организации деятельности по профилактике асоциальных проявлений в студенческой среде в образовательном учреждении;
- Совершенствование правового воспитания студентов содействующее профилактике негативных тенденций в студенческой среде.
2. Задачи программы:
- Обеспечение повышения уровня знаний студентами российского законодательства, права и обязанности гражданина России, устава учебного заведения.
- Разработка комплексной системы мер, направленной на ликвидацию противоправных деяний среди студентов.
- Расширение знаний студентов о вреде употребления алкоголя, наркотиков, табака.
- Повышение активности молодых избирателей на выборах различных уровней.
3. Идея программы – “Знаю и уважаю закон”.
4. Участники программы:
- Студенты колледжа;
- Педагогический коллектив;
- Администрация;
- Родители студентов.
5. Группа социальной поддержки – специалисты различных профилей:
- Преподаватели общественных дисциплин;
- Врач – нарколог;
- Социальный педагог;
- Инспектор ПДН;
- Участковый инспектор;
- Отдел по работе с молодежью района;
- Представители прокуратуры.
6. Принципы реализации программы:
- Комплексность (согласованность взаимодействия образовательного учреждения, родителей, групп социальной поддержки);
- Последовательность (от идеи до реализации);
- Многоаспектность (социальный, образовательный, психологический аспект);
- Дифференцированность (по курсам, по степени вовлеченности);
- Индивидуализация работы.
7. Условия реализации программы:
- Программа охватывает весь спектр учебно-воспитательного процесса в колледже.
- Максимальное использование нормативной базы, федеральных и внутренних локальных актов.
- В целях более эффективной реализации Программы привлечение к ее реализации всех участников.
- Оценивается реализация программы поэтапно.
- Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Совет профилактики.
8. Сроки реализации программы – 2007-2011 годы.
9. Ожидаемые результаты от реализации программы.
Принятие программы и ее реализация позволяет:
- Создать условия для организации деятельности по профилактике асоциальных проявлений в студенческой среде в образовательном учреждении;
- Расширить число студентов, знающих законы, свои права и обязанности;
- Уменьшить количество студентов, нарушающих законы;
- Повысить активность студентов в избирательном процессе.
10. Мероприятия по реализации программы правового воспитания и профилактики негативных тенденций в студенческой среде на 2007-2011 годы.
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Исполнители | |
1 | Организационные мероприятия | |||
1.1 | Размещение информации о Программе правового воспитания и профилактики негативных тенденций в студенческой среде на стенде в РПК и газете “Учительск” | 2007 г. | Зам. директора по воспитательной работе, редактор газеты “Учительск” | |
1.2 | Проведение педсоветов, инструктивно-методических семинаров по проблеме профилактики негативных тенденций в подростковой среде | 2007- 2011 г.г. | Администрация, специалисты групп социальной поддержки | |
1.3 | Разработка методических рекомендаций, пособий в помощь классным руководителям групп для более эффективной работы по профилактике правонарушений и формированию правовой культуры молодежи. | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
1.4 | Внесение предложений о включении в перечень факультативных занятий факультатив “Права и обязанности человека и гражданина” | 2008 г. | Зам. директора по воспитательной работе, преподаватель общественных дисциплин | |
1.5 | Составление социального паспорта учебных групп и студентов из группы “риска” | ежегодно | Социальный педагог, классные руководители | |
2. | Работа в учебных группах | |||
2.1 | Проведение исследования отношения студентов к праву | 2007, 2009 | Преподаватель общественных дисциплин | |
2.2 | Анкетирование студентов по их отношению к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурения. | ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители | |
2.3 | Обобщение опыта работы по профилактике негативных тенденций в молодежной среде | ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
2.4 | Проведение в учебных группах: Тематических классных часов по проблеме правового воспитания и профилактике негативных тенденций; “круглых столов” со специалистами в данной области; встречи со специалистами в области права. |
2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители | |
3. | Проведение тематических общеколледжных мероприятий | |||
3.1 | Разработка и проведение конкурсов, вечеров, викторин по правовой тематике | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, студсовет, преподаватель общественных дисциплин | |
3.2 | Акции “Нет наркотикам!”, “Один день без сигарет” | ежегодно | студсовет | |
3.3 | Акция “Молодежь и право выбора” | В период предвыборной кампании | студсовет | |
3.4 | Проведение месячника по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни у студентов | ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
4. | Расширение пространства организованности досуга студентов | |||
4.1 | Спортивные секции | 2007 –2011 г.г. | Руководители секций | |
4.2 | Предметные факультативные занятия, занятия в кружках, объединениях дополнительного образования | 2007 – 2011 г.г. | Руководители факультативов | |
4.3 | Работа педагогических отрядов “Антарес” и “Макаренковский” | 2007-2011 г.г. | Руководители отрядов | |
5. | Пропаганда правовых знаний | |||
5.1 | Выпуск стенгазет на правовую тематику | ежегодно | студсовет | |
5.2 | Оформление стенда “Твои права, избиратель!”, “Правовой вестник” | 1 раз в полугодие | Комиссия общественных дисциплин | |
5.3 | Книжная выставка по плану работы библиотеки | В течение года | Зав. библиотекой | |
6. | Работа с родителями | |||
6.1 | Проведение общих собраний с приглашением специалистов в данной области | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе | |
6.2 | Выявление и учет малообеспеченных, неполных, многодетных семей; семей безработных, неблагополучных семей | ежегодно | Социальный педагог, классные руководители | |
6.3 | Обследование жилищно-бытовых условий неблагополучных семей; семей, имеющих детей социально незащищенной категории | ежегодно | Социальный педагог, классные руководители | |
6.4 | Оказание помощи в получении различных видов материальной поддержки многодетным, неполным, малообеспеченным семьям | ежегодно | Социальный педагог, классные руководители | |
6.5 | Контроль использования выделенных денежных средств социально незащищенной категории студентов | ежегодно | Социальный педагог, классные руководители | |
6.6 | Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка | регулярно | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
7. | Участие в мероприятиях по профилактике преступлений и правонарушений на уровне района | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района | |
8. | Участие в мероприятиях по пропаганде правовых знаний на уровне района | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района | |
9. | Организация социально-значимой деятельности студентов | |||
9.1 | Благоустройство учебного заведения и прилегающей территории | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
9.2 | Организация работы студенческих педагогических отрядов | 2007-2011 г.г. | Зам. директора по педагогической практике | |
10. | Организация взаимодействия между колледжем и группами социальной поддержки (ИПДН, КДН, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района) | 2007 - 2011 | Зам. директора по воспитательной работе | |
11. | Создание информационного банка данных по профилактике негативных тенденций в подростковой среде | 2007 г. | Зам. директора по воспитательной работе | |
12. | Подведение итогов реализации
программы 2008 год |
Сентябрь 2008-2011 годы | Совет профилактики | |
13. Диагностика и мониторинг воспитанности студентов | ||||
13.1 | Организация мониторинга социального состава обучающихся и их семей | сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог | |
13.2 | Психодиагностика уровня адаптации студентов I курса | Сентябрь-ноябрь | Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители | |
13.3 | Выявление студентов группы риска при проведении тестов на адаптацию | Октябрь-декабрь | Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители | |
13.4 | Диагностика ценностных ориентаций студентов | сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители | |
13.5 | Определение уровня воспитанности студентов | 1-я половина сентября, 2-я половина апреля | Классные руководители, социальный педагог | |
13.6 | Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности студентов | Ноябрь-декабрь | Классные руководители, социальный педагог | |
13.7 | Диагностика семейного воспитания (анкетирование) | В течение года | Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе |
11. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов воспитательного воздействия.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением студентов к соблюдению законов, выполнению своего долга
12. Критериями оценки результативности реализации программы являются:
- Снижение количества студентов, состоящих на внутриколледжном учете, ИПДН, в КДН;
- Проведение совместно с правоохранительными органами мероприятий по профилактике негативных тенденций в молодежной среде;
- Развитие творческого потенциала студентов в области пропаганды здорового образа жизни.
Законодательная база социально-правовой охраны семьи и детства и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)
- Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 (от 30.11.94. № 51 - ФЗ); ч. 2 (от 26.01.96 № 14 - ФЗ)
- Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95 № 223 - ФЗ)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.96. № 63 - ФЗ)
- Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.93. № 5487 -1)
- Федеральный закон (от 19 .05.95. № 82 - ФЗ) “Об общественных объединениях”
- Федеральный закон Российской Федерации “Об образовании” (от 13.01.96. № 12- ФЗ)
- Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских объединений” (от 26.05.96)
- Федеральный закон (от 1.08.96. № 107 - ФЗ) “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”
- Федеральный закон (от 21.12.96. № 159 - ФЗ) “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
- Федеральный закон (от 21.12. 96. № 160 - ФЗ) “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса”
- Указ Президента Российской Федерации (от 6.09.93. № 1338) “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”
- Указ Президента Российской Федерации (от 14.09.95. № 942) “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года” (Национальный план действий в интересах детей)
- Указ Президента Российской Федерации (от 18.08.94. № 1696) “О президентской программе “Дети России”
- Указ Президента Российской Федерации (от 20.04.96. № 569) “О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведений. И реформирование системы начального профессионального образования”
- Указ Президента Российской Федерации (от 14.05.96. № 712) “Об основных направлениях государственной семейной политики”
- Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация “Об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
- Постановление правительства Российской Федерации (от 15.09.95. № 917) “Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами”
- Постановление правительства Российской Федерации (от 23.08.93. № 848) “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
- Постановление правительства Российской Федерации “Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей” (№ 919 от 3.08.96)
Список литературы:
- Агапова Г. В. Методические рекомендации по профилактике асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде \ Г. В. Агапова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006. – 84с.
- Азаров Ю. П. Беспризорность и детская преступность - наши беды / Ю. П. Азаров // Воспитание школьников. – 2002. - №7. - С. 60-63.
- Антипова Т.В. Портрет подрастающего поколения. Поиск себя в молодёжной субкультуре; кумиры: бегство в мир грёз; ценности современной молодёжи /Т. В. Антипова// Классный руководитель. – 2006. – № 4. - С.102-105.
- Зиядова В. П. Почему подросток совершает преступления / В. П. Зиядова // Воспитание школьников. – 2002. - № 8. - С.18-21.
- Закон от 21 мая 1999 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”// Народное образование. – 1999. - №9. - С.8-28.
- Здравомыслова О. Молодёжь: поведение, отклоняющееся от нормы: девиантное поведение, употребление спиртного, курение, наркотики / О. Здравомыслова // Народное образование. – 1999. - № 9. - С.233-236.
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Народное образование. - 2000. - № 7. - С.207-226.
- Папина Г. и др. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход/ Г. Папина и др.// Воспитание школьников. – 2001. - № 9. - С.54-60.
- Щелин И. Профилактика и коррекционная работа с подростками-правонарушителями / И. Щелин // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. - С.27-29.
- Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты / Н. Юдашина // Воспитание школьников. – 2002. - № 6. - С.33-36.