Интегрированный урок (окружающий мир + ИЗО + художественный труд) по теме "Народные промыслы России"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Приобщение детей к русскому народному творчеству, знакомство с народно-прикладным искусством России;
  • Воспитание бережного отношения к человеческому труду;
  • Воспитание гордости и патриотических чувств к родине;
  • Знакомство с элементами росписи хохломского промысла;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Отработка практических навыков в технике гуашь.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Диск с музыкой;
  • Хохломская и гжельская посуда, павло-посадские платки;
  • У каждого ученика: гуашь, кисти.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

На экране пословица:

“Работа хороша, когда в ней польза и душа!”

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Так давайте и мы сегодня на уроке потрудимся так, чтобы в нашей работе была и польза и душа.

2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

- Посмотрите, как необычно сегодня выглядит наш класс. Это не случайно. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту.
- Как вы думаете, что же мог украшать человек?
- Молодцы! Вы правы. Украшать посуду начали давно.
- А из каких материалов делалась посуда?
- Как называется искусство, произведения которого мы видим на нашем уроке?
- Всё верно. Это искусство называется декоративно- прикладным. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с народными промыслами России . Конечно, рассказать обо всех промыслах нам не хватит времени одного урока. Поэтому, мы остановимся только на некоторых из них.

Я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного о народных промыслах, научитесь ценить и уважать труд людей.

3. Ход урока.

На Руси с незапамятных времён устраивались ярмарки.

- Что такое ярмарка?

Ярмарка – это большой торг обычно с увеселением и развлечением, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Раз это торг – значить здесь торгуют. Вот и мы с вами отправляемся на ярмарку, на людей и товар посмотреть и себя показать.

Звучит русская народная песня. Выходят девочки в народных костюмах.

Девочка 1: Ой, девочки, куда это мы с вами попали? Посмотрите, какая здесь посуда.
Девочка 2: Побывали мы в разных городах, на разных ярмарках, но где ничего подобного не видели.
Девочка 1: Не подскажите, где мы?
Купец: Вы в Подмосковье, в местечке под названием Гжель.
Девочка 2: Какое интересное название. Как оно появилось?
Купец: Происхождение названия “Гжель” связывают со словом – жечь.

Вот послушайте, что мы вам расскажем.

Ученик 1: Наша посуда не богата многоцветием. Её можно легко узнать. Для росписи мы используем только один цвет – синий – кобальт.
Ученик 2: Да, цвет один – синий – да сколько оттенков можно в нём увидеть: от почти прозрачного светло-голубого до тёмно синего.
Ученик 1: Посмотрите, как будто этот цвет из глубины пробивается на гладь фарфора и как бы разливается переливами, подобно тому, как расходятся круги по воде от брошенного камня.
Ученик 2: В Гжели соединились синь неба и рек с безупречной белизной природного материала.
Ученик 1: Наши мастера изготавливают нетолько посуду. Посмотрите, какие у нас есть изделия.
Ученик 2: А какую забавную новогоднюю коллекцию сделали наши мастера.
Учитель: Гжель – это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой художественный стиль, имеющий свою художественную школу и являющийся частью культурного достояния России.

- Спасибо Вам за рассказ. Мы узнали много интересного. Но время не ждёт, и с Гжельской ярмарки мы отправимся в другой русский городок.

И пойдём мы с вами не просто так, а с песнями и плясками.

4. Физкультминутка.

Под русскую народную песню детям предлагается изучить и сплясать некоторые элементы русского танца.

Учитель: Ну, вот так с песнями и танцами добрались мы с вами до ещё одного интересного города Павлов. В городе Павлове каждый год шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых далёких уголков России. Торговали там тканями, хлебом, посудой. А модницы приезжали сюда за платками.

Девочка 1: Платки – просто чудо! Глаз невозможно отвести, какие они яркие и нарядные.

Девочка 2: Красные розы, букеты полевых цветов, зелёные листья и травы в узоре сплетаются – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистым, васильковым. Есть платки и с кистями да бахромой, большие и поменьше.

Девочка 1: Всем Павловские платки к лицу.

Частушки.

Вы подружки мои,
В стороне не стойте.
А частушки про платки,
Веселее пойте!

На платочке два цветочка:
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает
Только я да миленький.

Повяжу платочек туго,
Чтобы ветер не порвал.
Поведу машину лугом,
Чтобы милый увидал.

Нынче красненький платок
На кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек –
Вмиг того приворожу.

Учитель: Цветастые платки носили и в городах, и в сёлах. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Издавна по народной традиции, платок был самым желанным подарком.

Ну а наш путь лежит дальше к югу, в керженские леса.

Купец: А вот посуда. Кому посуду. Посмотрите, какая посуда. Словно горит ярким огнём.

Посмотрите на чудо хохломское. Золотая хохлома радует нас своими красками, вызывает восторг и уважение. Посмотрите, как украшена посуда. Красный, чёрный, золотой – таково сочетание цветов.

Красный – придаёт теплоту и мягкость золоту, чёрный – усиливает его сияние. А расскажите нам о хохломе.

Ученик 1: Хохлома – старинное село, затерянное в дремучих заволжских лесах. Там то и зародилась традиция делать деревянную посуду с незабываемой раскраской. О том, как это произошло и, откуда взяла хохлома огненные краски, существует легенда. Рассказывают, что жил когда-то в Москве при грозном царе художник-иконописец. Любил он своё ремесло, но больше всего любил он свободу.

Ученик 2: Тайно покинул он Москву и перебрался в глухие керженские леса. Построил себе избу и стал заниматься прежним делом.

Но мечтал мастер о таком искусстве, в котором отразилась бы красота родной земли. Так появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами, тонкими веточками и красными ягодами. И полетела слава о мастере по белому свету. Узнал об этом грозный царь и велел своим стрельцам доставить мастера в Москву.

Ученик 1: Но быстрее стрельцов летела людская молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства.

А утром ярким пламенем вспыхнула изба мастера. Изба сгорела, а сам мастер исчез. Только остались на земле его краски, которые впитали в себя жар пламени и черноту пепелища. С тех пор ярким пламенем горят хохломские краски.

Такова легенда – в ней много вымысла. Но много и правды. До сих пор живёт и радует нас своими красками хохлома. Не пропали, сохранились до наших времён секреты этого искусства. А хотите сами побыть на месте мастеров их хохломы? Тогда вперёд. Но я предлагаю вам немного отдохнуть и побыть в роли музыкантов.

5. Физкультминутка.

Детям раздаются музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и другие. По музыку дети играют на них приплясывая.

6. Практическая часть урока.

У каждого из вас дома есть посуда. Она прочная и устойчивая. Нарядный сервиз помогает нам создать праздник. Такая посуда более изящная по форме, она богато украшена, она весела и торжественна. Как одеяние Жар- птицы вспыхивает хохлома. Разнотравье русских лугов отразилось в ней. Эта посуда выполнена из дерева, а потом расписана для радости.

- Каждому из вас мы раздаём один из предметов хохломского сервиза.

Задание: выполнить хохломскую роспись на одном из предметов сервиза.

  1. Наметить на предмете травку.
  2. Выполнить на ней элементы хохломской росписи, используя жёлтый и красный цвета.

7. Итоги урока.

Давайте вспомним, с чего начался наш урок? Скажите, можем ли мы с вами считать, что наш урок принёс пользу? Почему? Что нового вы узнали?

8. Домашнее задание.

К следующему уроку подготовьте на мой вопрос: “Какие ещё народные промыслы есть?”

Урок окончен. Спасибо.

Приложение.