Цели и задачи урока:
- Приобщение детей к русскому народному творчеству, знакомство с народно-прикладным искусством России;
- Воспитание бережного отношения к человеческому труду;
- Воспитание гордости и патриотических чувств к родине;
- Знакомство с элементами росписи хохломского промысла;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Отработка практических навыков в технике гуашь.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Диск с музыкой;
- Хохломская и гжельская посуда, павло-посадские платки;
- У каждого ученика: гуашь, кисти.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
На экране пословица:
“Работа хороша, когда в ней польза и душа!”
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Так давайте и мы сегодня на уроке потрудимся
так, чтобы в нашей работе была и польза и душа.
2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- Посмотрите, как необычно сегодня выглядит наш
класс. Это не случайно. Человек издавна стремился
украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось
сталкиваться в быту.
- Как вы думаете, что же мог украшать человек?
- Молодцы! Вы правы. Украшать посуду начали давно.
- А из каких материалов делалась посуда?
- Как называется искусство, произведения
которого мы видим на нашем уроке?
- Всё верно. Это искусство называется
декоративно- прикладным. И сегодня на уроке мы с
вами познакомимся с народными промыслами России
. Конечно, рассказать обо всех промыслах нам не
хватит времени одного урока. Поэтому, мы
остановимся только на некоторых из них.
Я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного о народных промыслах, научитесь ценить и уважать труд людей.
3. Ход урока.
На Руси с незапамятных времён устраивались ярмарки.
- Что такое ярмарка?
Ярмарка – это большой торг обычно с увеселением и развлечением, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Раз это торг – значить здесь торгуют. Вот и мы с вами отправляемся на ярмарку, на людей и товар посмотреть и себя показать.
Звучит русская народная песня. Выходят девочки в народных костюмах.
Девочка 1: Ой, девочки, куда это мы с
вами попали? Посмотрите, какая здесь посуда.
Девочка 2: Побывали мы в разных городах,
на разных ярмарках, но где ничего подобного не
видели.
Девочка 1: Не подскажите, где мы?
Купец: Вы в Подмосковье, в местечке под
названием Гжель.
Девочка 2: Какое интересное название.
Как оно появилось?
Купец: Происхождение названия “Гжель”
связывают со словом – жечь.
Вот послушайте, что мы вам расскажем.
Ученик 1: Наша посуда не богата
многоцветием. Её можно легко узнать. Для росписи
мы используем только один цвет – синий –
кобальт.
Ученик 2: Да, цвет один – синий – да
сколько оттенков можно в нём увидеть: от почти
прозрачного светло-голубого до тёмно синего.
Ученик 1: Посмотрите, как будто этот цвет
из глубины пробивается на гладь фарфора и как бы
разливается переливами, подобно тому, как
расходятся круги по воде от брошенного камня.
Ученик 2: В Гжели соединились синь неба и
рек с безупречной белизной природного материала.
Ученик 1: Наши мастера изготавливают
нетолько посуду. Посмотрите, какие у нас есть
изделия.
Ученик 2: А какую забавную новогоднюю
коллекцию сделали наши мастера.
Учитель: Гжель – это промысел,
сохранивший самобытные традиции,
преемственность поколений, создавший свой
художественный стиль, имеющий свою
художественную школу и являющийся частью
культурного достояния России.
- Спасибо Вам за рассказ. Мы узнали много интересного. Но время не ждёт, и с Гжельской ярмарки мы отправимся в другой русский городок.
И пойдём мы с вами не просто так, а с песнями и плясками.
4. Физкультминутка.
Под русскую народную песню детям предлагается изучить и сплясать некоторые элементы русского танца.
Учитель: Ну, вот так с песнями и танцами добрались мы с вами до ещё одного интересного города Павлов. В городе Павлове каждый год шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых далёких уголков России. Торговали там тканями, хлебом, посудой. А модницы приезжали сюда за платками.
Девочка 1: Платки – просто чудо! Глаз невозможно отвести, какие они яркие и нарядные.
Девочка 2: Красные розы, букеты полевых цветов, зелёные листья и травы в узоре сплетаются – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистым, васильковым. Есть платки и с кистями да бахромой, большие и поменьше.
Девочка 1: Всем Павловские платки к лицу.
Частушки.
Вы подружки мои,
В стороне не стойте.
А частушки про платки,
Веселее пойте!На платочке два цветочка:
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает
Только я да миленький.Повяжу платочек туго,
Чтобы ветер не порвал.
Поведу машину лугом,
Чтобы милый увидал.Нынче красненький платок
На кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек –
Вмиг того приворожу.
Учитель: Цветастые платки носили и в городах, и в сёлах. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Издавна по народной традиции, платок был самым желанным подарком.
Ну а наш путь лежит дальше к югу, в керженские леса.
Купец: А вот посуда. Кому посуду. Посмотрите, какая посуда. Словно горит ярким огнём.
Посмотрите на чудо хохломское. Золотая хохлома радует нас своими красками, вызывает восторг и уважение. Посмотрите, как украшена посуда. Красный, чёрный, золотой – таково сочетание цветов.
Красный – придаёт теплоту и мягкость золоту, чёрный – усиливает его сияние. А расскажите нам о хохломе.
Ученик 1: Хохлома – старинное село, затерянное в дремучих заволжских лесах. Там то и зародилась традиция делать деревянную посуду с незабываемой раскраской. О том, как это произошло и, откуда взяла хохлома огненные краски, существует легенда. Рассказывают, что жил когда-то в Москве при грозном царе художник-иконописец. Любил он своё ремесло, но больше всего любил он свободу.
Ученик 2: Тайно покинул он Москву и перебрался в глухие керженские леса. Построил себе избу и стал заниматься прежним делом.
Но мечтал мастер о таком искусстве, в котором отразилась бы красота родной земли. Так появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами, тонкими веточками и красными ягодами. И полетела слава о мастере по белому свету. Узнал об этом грозный царь и велел своим стрельцам доставить мастера в Москву.
Ученик 1: Но быстрее стрельцов летела людская молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства.
А утром ярким пламенем вспыхнула изба мастера. Изба сгорела, а сам мастер исчез. Только остались на земле его краски, которые впитали в себя жар пламени и черноту пепелища. С тех пор ярким пламенем горят хохломские краски.
Такова легенда – в ней много вымысла. Но много и правды. До сих пор живёт и радует нас своими красками хохлома. Не пропали, сохранились до наших времён секреты этого искусства. А хотите сами побыть на месте мастеров их хохломы? Тогда вперёд. Но я предлагаю вам немного отдохнуть и побыть в роли музыкантов.
5. Физкультминутка.
Детям раздаются музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и другие. По музыку дети играют на них приплясывая.
6. Практическая часть урока.
У каждого из вас дома есть посуда. Она прочная и устойчивая. Нарядный сервиз помогает нам создать праздник. Такая посуда более изящная по форме, она богато украшена, она весела и торжественна. Как одеяние Жар- птицы вспыхивает хохлома. Разнотравье русских лугов отразилось в ней. Эта посуда выполнена из дерева, а потом расписана для радости.
- Каждому из вас мы раздаём один из предметов хохломского сервиза.
Задание: выполнить хохломскую роспись на одном из предметов сервиза.
- Наметить на предмете травку.
- Выполнить на ней элементы хохломской росписи, используя жёлтый и красный цвета.
7. Итоги урока.
Давайте вспомним, с чего начался наш урок? Скажите, можем ли мы с вами считать, что наш урок принёс пользу? Почему? Что нового вы узнали?
8. Домашнее задание.
К следующему уроку подготовьте на мой вопрос: “Какие ещё народные промыслы есть?”
Урок окончен. Спасибо.