Цель: познакомить учащихся с культурой, памятниками искусства народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа (скифов, меотов, сарматов).
Задачи:
- формировать способности к исследовательской деятельности в области культуры и искусства родного края;
- развивать интерес к декоративным искусствам, как наиболее прочно связанных с жизнью и бытом человека;
- воспитывать чувство прекрасного, уважение, бережного отношения к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края, бумага белая и тонированная, ножницы, клей, степлер, краски, гуашь.
Подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на творческие группы, которые подготовили рассказ о богатстве и разнообразии культуры племен, проживавших на Кубани в эпоху раннего железа.
План уроков
1-й урок.
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение темы урока – 2 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Изучение нового материала – 25 мин.
- Рассказ учителя.
- Сообщения творческих групп учащихся по особенностям культуры скифов, сарматов, меотов.
- Физкультминутка – 3 мин.
- Закрепление знаний – 3 мин.
2-й урок.
- Практическая работа – 25-27 мин.
- Итог урока.
- Экспресс-выставка работ- 7 мин.
- Заключительное слово – 3 мин.
- Выставление оценок – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
(Л.Татьяничева)
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Демонстрация слайда.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с памятниками культуры племен, населявших территорию Кубани в эпоху раннего железа
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Какие племена населяли территорию Кубани в эпоху раннего железа (скифы, меоты, сарматы).
Назовите основные скифские, сарматские и меотские погребения Кубани. (Ответы демонстрируются на карте «Ранний железный век на Кубани»).
4. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя: сопровождается показом мест расселения первых племен раннего железа).
Первыми обитателями Причерноморья, о которых известно из письменных источников, были киммерийцы. Некоторые археологи и историки высказывают предположение, что киммерийцы являются одними из предшественников адыгов - аборигенов Северо-Западного Кавказа.
В VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы занимали территорию левобережья Кубани от Тамани на западе до реки Фарс на востоке, которая протекает в 60 км восточнее г.Майкопа. Под влиянием киммерийцев местные прикубанские племена усвоили основы коневодства и были вовлечены в походную воинскую жизнь.
2. Сообщение информации учащимися творческих групп сопровождается показом слайдов.
Примерные сообщения учащихся о характерных признаках скифской археологической культуры.
Скифы создали свою археологическую культуру. Для нее характерны следующие отличительные признаки:
- Определенной формы вооружение (меч акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, бронзовый литой шлем «Кубанского типа»).
- Конская упряжь и украшения в стиле, который получил у ученых название «звериного».
- Курганный обряд захоронения, близкие типы орудий труда, зеркал, атрибутов культа. Наиболее яркими свидетельствами скифской культуры являются знаменитые Костромской, Келермесские и Ульские курганы на Кубани. В них были найдены определенной формы вооружения, уникальные золотые вещи, выполненные в «зверином» стиле.
Мотивами «звериного» стиля служили сцены из мифов и сказаний о богатой северной стране, золотых горах, которые недоступны человеку из-за грифов, драконов и чудовищ с громадными телами. Геродот писал, что скифы сами рассказывали о стерегущих золото грифах. Образ скифов был очень популярен в скифском искусстве. В формировании образа грифа слились воедино черты мифических и реальных животных (в частности орла и льва). Эти черты обычно придаются грифам, изображаемым на художественных изделиях скифского мира. Ученые справедливо полагают, что в скифском эпосе образ грифов первоначально был связан не со львом, а с чудовищами, вероятно крылатыми существами, охраняемыми мифическое золото.
Погребальные сооружения знатных воинов имели форму квадратной ямы с бревенчатыми стенами, перекрывались камышом и бревнами, над могилой насыпался курган. на его вершине ставилась каменная баба.
В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. Характерными для всех курганов являются конские захоронения со сбруей. Так, в Уральском кургане, у аула Уляп в Адыгее, обнаружено до 500 останков таких коней. С воинами лежали и атрибуты их жизни: оружие, конская упряжь и пр. Ульские курганы изобилуют железными орудиями труда, предметами вооружений, бронзовой и серебряной посудой, греческими чернофигурными сосудами (многие из них являются шедеврами античного искусства).
Учитель: Откуда у скифов греческие сосуды?
Учащиеся: Множество различных племен (скифы, меоты, синды) окружали греческие колонии, протянувшиеся вдоль побережья Черного моря, и скифы торговали с греками. Заморские купцы привозили скифам тонкие ткани, вино, дорогое оружие, разные стеклянные украшения и чернофигурные сосуды в том числе.
3. Сарматы.
В IV в. до н.э. племена с Волги сарматы вторглись в Скифию и начали грабить все подряд. Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством, в меньшей степени земледелием, гончарным и кожевенным ремеслом. Особого искусства они достигли при изготовлении шлемов и панцирей из сырой воловьей кожи.
Замечательные находки были обнаружены археологами, раскопавшими в 1973г. сарматский курган возле маленького хуторка Бойко-Понура. Среди останков были найдены детали одежды и украшения: большая прямоугольная золотая бляшка, за ней – еще одна тонкий кованный золотой обруч. Бляшки в виде фантастических зверей, массивный золотой браслет, множество золотых бус. Очевидно, это была могила воина, рядом с умершим лежало копье с острым железным наконечником, там же были стеклянная чаша, глиняная кружка, железные удила, колчан наполненный стрелами с железными наконечниками. Самой интересной находкой был железный шлем, украшенный головами людей, быков. Шлем был восстановлен из обломков.
Погребения сарматов были обнаружены в курганах станицы Динской, затем в курганах станиц Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старо-Нижестеблиевской, города Кореновска и др. Их объединяет не только обряд захоронения, но и найденные в курганах предметы – это золотые украшения: гривны в сарматском зверином стиле, браслеты, серьги, круглые броши, штампованные бляшки, изображающие грифона, серебряные сосуды, стеклянные чаши, бронзовые котлы, привозная глиняная посуда, оружие (мечи, наконечники копий и стрел).
Меоты.
Меотская культура существовала с середины VII в. до н.э. до III - IV вв. н.э. Меоты были основным оседлым населением Кубани в это время. Главным занятием меотских племен было земледелие, на пастбищах они разводили скот, были умелыми рыбаками, а также прекрасными ремесленниками. Меоты могли выплавлять железо, изготавливать глиняную посуду. Уже в V в. до н.э. у них появился быстровращающийся гончарный круг. Его использование привело к огромному разнообразию форм посуды, повышению ее качества. Гончарное ремесло стало самостоятельной отраслью производства.
Появление в V в. до н.э. сероглиняной керамики предполагает существование особых гончарных печей, которые пока неизвестны. Самые ранние меотские гончарные печи были открыты при раскопках Елизаветинского городища и датируются II – I вв. до н.э.
Крупными центрами керамического производства были Воронежское Старокорсунское второе и Пашковское городище. На Старокорсунском городище раскопано 20 печей III – I вв. н.э.
Наряду с гончарным ремеслом выделялось и металлургическое производство. Из железа меотские умельцы ковали орудия труда и оружие, а также различные предметы быта. Особую группу среди ремесленников составили торевты – мастера по художественной обработке цветных металлов: золота, серебра, меди и бронзы. Наиболее интересными памятниками меотской культуры, в которых нашли отражения основные этапы ее развития, являются Елизаветенские, Пашковские, Усть-Лабинские могильники, могильники у хутора Ленина под г.Краснодаром, станицы Старокорсунской, хутора Лебеди.
О типах и планировке жилища на меотских городищах (вплоть до I в. до н.э.) известно немного. Можно лишь предположить (по находкам, что дома имели овальную в плане форму с камышовыми крышами. Строительного камня в степях нет, поэтому стены делали из камышовых матов, устанавливали их на деревянном каркасе и обмазывали глиной. Крыша и потолок были также камышовые, но на потолок набрасывали глину для утепления. Площадь дома около 20 м2
5. Физкультминутка.
Упражнение на расслабление (снимает напряжение с мышц, расслабляет их).
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
- Выполняется сидя. Быстрое моргание в течение 1-2 минуты.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
6. Закрепление знаний.
Учитель читает вопрос, учащиеся дают ответ.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что представляет собой «звериный» стиль скифов? |
Торевта |
2 |
Назовите основные скифские, сарматские и меотские погребения Кубани. |
Сарматы |
3 |
Что представляла собой меотская культура? |
Курганы Костромской, Келермесский, Ульский, Елизаветинский, Старокорсунский |
4 |
Мастера художественной обработки металла. |
Грифон |
5 |
Особого искусства они достигли при изготовлении шлемов и панцирей из сырой воловьей кожи. |
Металлургическое производство, керамическое, гончарные ремесла |
7. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз сосуда, головного убора, гребня, браслета, оружия (щиты, рукоятки мечей), штампованных бляшек, украшенных по мотивам скифского «звериного счастья».
8. Итог урока.
1. Экспресс-выставка работ.
Учитель:
2. Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том, что археологические раскопки дали нам представление о высокой культуре живших на Кубани племен. Мы уже знаем, что они умели не только воевать, но и производили товары (ювелирные украшения, предметы гончарного производства, оружие), многие из которых украшают Краснодарский историко-археологический музей. И каждый народ привнес в общую культуру свои особенные черты.
Проходят годы, меняются поколения, мешаются роды, народ вливается в народ, но нас соединяет Родная Кубань, общая культура. Культурные ценности нельзя забывать, надо сохранять и приумножать их, чтобы смело устремиться в прекрасное будущее.
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: подобрать песни казаков о своем крае, о Родине.