Памятники искусства племен, населяющих Кубань в эпоху раннего железа

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с культурой, памятниками искусства народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа (скифов, меотов, сарматов).

Задачи:

  • формировать способности к исследовательской деятельности в области культуры и искусства родного края;
  • развивать интерес к декоративным искусствам, как наиболее прочно связанных с жизнью и бытом человека;
  • воспитывать чувство прекрасного, уважение, бережного отношения к культурному наследию.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края, бумага белая и тонированная, ножницы, клей, степлер, краски, гуашь.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на творческие группы, которые подготовили рассказ о богатстве и разнообразии культуры племен, проживавших на Кубани в эпоху раннего железа.

План уроков

1-й урок.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы урока – 2 мин.
  3. Актуализация знаний – 5 мин.
  4. Изучение нового материала – 25 мин.
  • Рассказ учителя.
  • Сообщения творческих групп учащихся по особенностям культуры скифов, сарматов, меотов.
  1. Физкультминутка – 3 мин.
  2. Закрепление знаний – 3 мин.

2-й урок.

  1. Практическая работа – 25-27 мин.
  2. Итог урока.
  • Экспресс-выставка работ- 7 мин.
  • Заключительное слово – 3 мин.
  • Выставление оценок – 2 мин.
  • Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
(Л.Татьяничева)

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Демонстрация слайда.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с памятниками культуры племен, населявших территорию Кубани в эпоху раннего железа

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какие племена населяли территорию Кубани в эпоху раннего железа (скифы, меоты, сарматы).

Назовите основные скифские, сарматские и меотские погребения Кубани. (Ответы демонстрируются на карте «Ранний железный век на Кубани»).

4. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя: сопровождается показом мест расселения первых племен раннего железа).

Первыми обитателями Причерноморья, о которых известно из письменных источников, были киммерийцы. Некоторые археологи и историки высказывают предположение, что киммерийцы являются одними из предшественников адыгов - аборигенов Северо-Западного Кавказа.

В VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы занимали территорию левобережья Кубани от Тамани на западе до реки Фарс на востоке, которая протекает в 60 км восточнее г.Майкопа. Под влиянием киммерийцев местные прикубанские племена усвоили основы коневодства и были вовлечены в походную воинскую жизнь.

2. Сообщение информации учащимися творческих групп сопровождается показом слайдов.

Примерные сообщения учащихся о характерных признаках скифской археологической культуры.

Скифы создали свою археологическую культуру. Для нее характерны следующие отличительные признаки:

  1. Определенной формы вооружение (меч акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, бронзовый литой шлем «Кубанского типа»).
  2. Конская упряжь и украшения в стиле, который получил у ученых название «звериного».
  3. Курганный обряд захоронения, близкие типы орудий труда, зеркал, атрибутов культа. Наиболее яркими свидетельствами скифской культуры являются знаменитые Костромской, Келермесские и Ульские курганы на Кубани. В них были найдены определенной формы вооружения, уникальные золотые вещи, выполненные в «зверином» стиле.

Мотивами «звериного» стиля служили сцены из мифов и сказаний о богатой северной стране, золотых горах, которые недоступны человеку из-за грифов, драконов и чудовищ с громадными телами. Геродот писал, что скифы сами рассказывали о стерегущих золото грифах. Образ скифов был очень популярен в скифском искусстве. В формировании образа грифа слились воедино черты мифических и реальных животных (в частности орла и льва). Эти черты обычно придаются грифам, изображаемым на художественных изделиях скифского мира. Ученые справедливо полагают, что в скифском эпосе образ грифов первоначально был связан не со львом, а с чудовищами, вероятно крылатыми существами, охраняемыми мифическое золото.

Погребальные сооружения знатных воинов имели форму квадратной ямы с бревенчатыми стенами, перекрывались камышом и бревнами, над могилой насыпался курган. на его вершине ставилась каменная баба.

В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. Характерными для всех курганов являются конские захоронения со сбруей. Так, в Уральском кургане, у аула Уляп в Адыгее, обнаружено до 500 останков таких коней. С воинами лежали и атрибуты их жизни: оружие, конская упряжь и пр. Ульские курганы изобилуют железными орудиями труда, предметами вооружений, бронзовой и серебряной посудой, греческими чернофигурными сосудами (многие из них являются шедеврами античного искусства).

Учитель: Откуда у скифов греческие сосуды?

Учащиеся: Множество различных племен (скифы, меоты, синды) окружали греческие колонии, протянувшиеся вдоль побережья Черного моря, и скифы торговали с греками. Заморские купцы привозили скифам тонкие ткани, вино, дорогое оружие, разные стеклянные украшения и чернофигурные сосуды в том числе.

3. Сарматы.

В IV в. до н.э. племена с Волги сарматы вторглись в Скифию и начали грабить все подряд. Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством, в меньшей степени земледелием, гончарным и кожевенным ремеслом. Особого искусства они достигли при изготовлении шлемов и панцирей из сырой воловьей кожи.

Замечательные находки были обнаружены археологами, раскопавшими в 1973г. сарматский курган возле маленького хуторка Бойко-Понура. Среди останков были найдены детали одежды и украшения: большая прямоугольная золотая бляшка, за ней – еще одна тонкий кованный золотой обруч. Бляшки в виде фантастических зверей, массивный золотой браслет, множество золотых бус. Очевидно, это была могила воина, рядом с умершим лежало копье с острым железным наконечником, там же были стеклянная чаша, глиняная кружка, железные удила, колчан наполненный стрелами с железными наконечниками. Самой интересной находкой был железный шлем, украшенный головами людей, быков. Шлем был восстановлен из обломков.

Погребения сарматов были обнаружены в курганах станицы Динской, затем в курганах станиц Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старо-Нижестеблиевской, города Кореновска и др. Их объединяет не только обряд захоронения, но и найденные в курганах предметы – это золотые украшения: гривны в сарматском зверином стиле, браслеты, серьги, круглые броши, штампованные бляшки, изображающие грифона, серебряные сосуды, стеклянные чаши, бронзовые котлы, привозная глиняная посуда, оружие (мечи, наконечники копий и стрел).

Меоты.

Меотская культура существовала с середины VII в. до н.э. до III - IV вв. н.э. Меоты были основным оседлым населением Кубани в это время. Главным занятием меотских племен было земледелие, на пастбищах они разводили скот, были умелыми рыбаками, а также прекрасными ремесленниками. Меоты могли выплавлять железо, изготавливать глиняную посуду. Уже в V в. до н.э. у них появился быстровращающийся гончарный круг. Его использование привело к огромному разнообразию форм посуды, повышению ее качества. Гончарное ремесло стало самостоятельной отраслью производства.

Появление в V в. до н.э. сероглиняной керамики предполагает существование особых гончарных печей, которые пока неизвестны. Самые ранние меотские гончарные печи были открыты при раскопках Елизаветинского городища и датируются II – I вв. до н.э.

Крупными центрами керамического производства были Воронежское Старокорсунское второе и Пашковское городище. На Старокорсунском городище раскопано 20 печей III – I вв. н.э.

Наряду с гончарным ремеслом выделялось и металлургическое производство. Из железа меотские умельцы ковали орудия труда и оружие, а также различные предметы быта. Особую группу среди ремесленников составили торевты – мастера по художественной обработке цветных металлов: золота, серебра, меди и бронзы. Наиболее интересными памятниками меотской культуры, в которых нашли отражения основные этапы ее развития, являются Елизаветенские, Пашковские, Усть-Лабинские могильники, могильники у хутора Ленина под г.Краснодаром, станицы Старокорсунской, хутора Лебеди.

О типах и планировке жилища на меотских городищах (вплоть до I в. до н.э.) известно немного. Можно лишь предположить (по находкам, что дома имели овальную в плане форму с камышовыми крышами. Строительного камня в степях нет, поэтому стены делали из камышовых матов, устанавливали их на деревянном каркасе и обмазывали глиной. Крыша и потолок были также камышовые, но на потолок набрасывали глину для утепления. Площадь дома около 20 м2

5. Физкультминутка.

Упражнение на расслабление (снимает напряжение с мышц, расслабляет их).

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

- Выполняется сидя. Быстрое моргание в течение 1-2 минуты.

- Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

6. Закрепление знаний.

Учитель читает вопрос, учащиеся дают ответ.

Вопрос

Ответ

1

Что представляет собой «звериный» стиль скифов?

Торевта

2

Назовите основные скифские, сарматские и меотские погребения Кубани.

Сарматы

3

Что представляла собой меотская культура?

Курганы Костромской, Келермесский, Ульский, Елизаветинский, Старокорсунский

4

Мастера художественной обработки металла.

Грифон

5

Особого искусства они достигли при изготовлении шлемов и панцирей из сырой воловьей кожи.

Металлургическое производство, керамическое, гончарные ремесла

7. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз сосуда, головного убора, гребня, браслета, оружия (щиты, рукоятки мечей), штампованных бляшек, украшенных по мотивам скифского «звериного счастья».

8. Итог урока.

1. Экспресс-выставка работ.

Учитель:

2. Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том, что археологические раскопки дали нам представление о высокой культуре живших на Кубани племен. Мы уже знаем, что они умели не только воевать, но и производили товары (ювелирные украшения, предметы гончарного производства, оружие), многие из которых украшают Краснодарский историко-археологический музей. И каждый народ привнес в общую культуру свои особенные черты.

Проходят годы, меняются поколения, мешаются роды, народ вливается в народ, но нас соединяет Родная Кубань, общая культура. Культурные ценности нельзя забывать, надо сохранять и приумножать их, чтобы смело устремиться в прекрасное будущее.

3. Выставление оценок.

Домашнее задание: подобрать песни казаков о своем крае, о Родине.

Приложение