Цели:
- Осознание и конкретизация у младших школьников с ОНР понятий родственные слова, корень и его роль в слове.
- Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.
- Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся с ОНР.
- Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся с ОНР.
- Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей-логопатов.
- Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
- Развитие компьютерной грамотности.
Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов, персональный компьютер, мультимедийная установка.
Ход занятия
1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
2. Создание проблемной ситуации.
(Демонстрация презентации (по щелчку) Приложение 1.
Л.: - Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:
- маленький гриб…
- много маленьких грибов…
- суп из грибов…
- человек, собирающий грибы…
ЧТЕНИЕ СЛОВ:
Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.
Л.: - Сравните, что общего в этих словах?
- Что можно сказать о значении слов?
- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?
3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.
ВЫВОД: - Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
4. Определение темы занятия.
Л.: - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.
Л.: - Верно, цель нашего занятия - научиться распознавать родственные слова.
5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).
Л.: - Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?
- Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.
- Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.
6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.
Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.
Общее звучание (схожее).
Общее значение слов.
Л.: - Подберите родственные слова к слову гора.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
- Один из учеников другой группы выполнил задание так:
Гора, горка, горе, горняк.
- Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.
Л.: - Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.
Нос, носильщик, носик, носатый.
Час, часок, часть, часовщик.
7. Физминутка.
Л.: - Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.
Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.
8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.
(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)
куст море зима сон час стул мороз гнездо |
|
зимовать гнездышко кустик заморозки моряк часовщик стульчик сонливый |
(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)
9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.
Л.: - Прослушайте и запомните предложения. Назовите родственные слова.
Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.
Л.: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Л.: - К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:
Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.
10. Подведение итога занятия.
Л.: - Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение.