Логопедическое занятие по теме "Родственные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Осознание и конкретизация у младших школьников с ОНР понятий родственные слова, корень и его роль в слове.
  • Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся с ОНР.
  • Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся с ОНР.
  • Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей-логопатов.
  • Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • Развитие компьютерной грамотности.

Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов, персональный компьютер, мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

2. Создание проблемной ситуации.

(Демонстрация презентации (по щелчку) Приложение 1.

Л.: - Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:

  • маленький гриб…
  • много маленьких грибов…
  • суп из грибов…
  • человек, собирающий грибы…

ЧТЕНИЕ СЛОВ:

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: - Сравните, что общего в этих словах?

- Что можно сказать о значении слов?

- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?

3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.

ВЫВОД: - Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

4. Определение темы занятия.

Л.: - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Л.: - Верно, цель нашего занятия - научиться распознавать родственные слова.

5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).

Л.: - Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

- Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

- Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.

6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.

Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.

Общее звучание (схожее).

Общее значение слов.

Л.: - Подберите родственные слова к слову гора.

 (Дети самостоятельно выполняют задание.)

- Один из учеников другой группы выполнил задание так:

Гора, горка, горе, горняк.

- Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.

Л.: - Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

7. Физминутка.

Л.: - Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)

куст

море

зима

сон

час

стул

мороз

гнездо

 

зимовать

гнездышко

кустик

заморозки

моряк

часовщик

стульчик

сонливый

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)

9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.

Л.: - Прослушайте и запомните предложения. Назовите родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

Л.: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Л.: - К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:

Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.

10. Подведение итога занятия.

Л.: - Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение.