Интегрированный урок окружающего мира, математики и труда в 1-м классе по теме "Аквариум"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с подводным миром,  с разными видами рыб. Закреплять изученные приемы сложения и вычитания  в пределах 20, умения решать задачи на сравнение. Формировать умения и навыки работы с бумагой.
  2. Развивать кругозор, словарный запас слов детей, навык счета, умение складывать бумагу по технологической карте, внимание, память.
  3. Воспитывать интерес к предметам, любовь к природе, животным, аккуратность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветную бумагу, карандаши, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

2. Сообщение новой темы

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы мне сейчас сами скажите, когда я прочитаю стихотворение (слайд 1).

По тропинке, по дороге
Ходят лапы, ходят ноги:
Лапы тигра, лапы львицы,
Лапы волка и лисицы
Ноги лося и слона,
Кабарги и кабана.
Ходят- бродят по болотам,
По долготам, по широтам.
Через горы, через травы,
Через степи и дубравы.
Сквозь метели и туманы…
Но заглянем в океаны,
В мир креветок и миног.
Там- увы- ни лап, ни ног.
Там бекасы косяками,
Ходят, машут плавниками.
Там собака с плавниками,
И лисица с плавниками,
С плавниками и игла,
С плавниками и пила.
Меч и молот с плавниками,
С плавниками и луна
Плавниковая страна!

- Вы догадались, куда мы отправимся? (В подводное царство, в моря под воду и т. д.) (слайд 2)

- О ком будем говорить на уроке? (О рыбах, об обитателях морей, рек, океанов)

- Путешествовать могут только самые внимательные, активные ученики. Вы узнаете много нового, интересного. Итак, отправляемся в путь.

3. Актуализация знаний

- Запишите цифру 2. Как эта цифра связана с нашим уроком? (У рыбы два глаза, два плавника с боку и т. д.)

- Запишите рядом цифру 0. Что может обозначать это число? (Ничего, у собаки 0 крыльев т. д.)

- Запишите ещё три нуля. Кто сможет прочитать это число? (20000)

- Это число обозначает, что на земле живет более 20000 видов рыб.

4. Работа по теме урока

а) - Кто такие рыбы? (Это животные, они живут в воде, у них есть плавники, дышат они жабрами)

- Рыбы - удивительные создания. Представьте себе: одни рыбы могут жить в пресной воде, а другие только в соленой, одни в холодной воде, а другие в теплой. Существуют даже такие рыбы, которые летают, или ползают, или прыгают. Все рыбы, какими бы они не были, имеют общую черту: они дышат жабрами. Кожа рыб покрыта чешуёй. Среди рыб есть даже хищники.

б) Игра « Кодировщик»

- Вам нужно решить примеры и записать ответы в правильном порядке. Примеры будем решать по рядам:

1 ряд

14-5=9 к

12-5=7 е

9+6=15 ь

13-5=8 с

7+6=13 р

6+6=12 а

11-5=6 п

2 ряд

14-6=8 о

9+5=14 а

12-6=6 л

7+5=12 в

13-4=9 т

11-6=5 п

3 ряд

14-5=9 л

6+5=11 и

13-6=7 а

7+6=13 м

12-6=6 н

Пескарь, плотва, налим.

- Давайте проверим, что у вас получилось 1 ряд – пескарь, 2 ряд – плотва, 3 ряд – налим (слайд 3).

в) Речные рыбы (слайд 4)

- Как же называют рыб, которые живут в речках? (Речные)

А каких речных рыб вы знаете? (Щука, сом, карась, лещ, судак и т.д.) Что знаете?

- Щука – хищная рыба и поэтому считается самой вредной в водах рек. Но она поедает больных рыб и этим самым приносит пользу.

- По сравнению с другими нашими рыбами сом –великан. Он неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей он не любит. Поэтому он хитрит. Откроет рот и ждет пока мелкая рыбешка не проплывет.

Окуня легко отличить от других рыб. Он горбат и поперек его тела идут темные полосы. Хвост и брюшные плавники ярко-красные, а другие желтые. Он очень силен, проворен.

- Линь - толстая, неповоротливая и очень медлительная рыба. Когда поймаешь линя он сразу меняет цвет6 вначале он становится черным, а потом покрывается желтыми пятнами. И назвали его так потому что линь как бы линяет.

- Карпа знают все. Он самый распространенный в наших озерах и реках. В переводе с греческого означает «плодовит». Некоторые рыбаки называют карпа « свиньей». Он очень любит рыться в иле, он прожорлив и малоподвижен.

- Ерш рыбешка неповоротливая, мелкая. Её догнать легко, чем и занимается щука. Но у ерша ест защита. Его защищают плавники, которые почуяв опасность сразу раскрываются.

г) Решение задачи. «Рыбацкие истории» (слайд 5)

Рыба- 5 пр.

Лягушка - ?, на 7 пр. больше

5 + 7 = 12 (пр.)

Ответ: 12 прыжков сделала лягушка.

- Ребята, существует ли на самом деле такая рыбка-прыгун? (Ответы детей).

- Рыба – прыгун живет в жарких странах. Длина её туловища 10 – 25 см. Когда рыбка охотится , она лежит на солнечном мелководье. Чтобы поймать муху рыбка подпрыгивает на 30 см. Также как лягушки она может прыгать по суше. Даже может  взбираться  на деревья до 2 метров. Она может дышать и жабрами и кожей.

5. Физкультминутка

РЫБКИ ВЕСЕЛО РЕЗВЯТСЯ
В ЧИСТОЙ ТЁПЛЕНЬКОЙ ВОДЕ.
ТО СОЖМУТСЯ- РАЗОЖМУТСЯ,
ТО ЗАРОЮТСЯ В  ПЕСКЕ.

д) Морские рыбы (слайд 6)

- А сейчас мы поговорим о морских рыбах. Каких морских рыб знаете вы? (Ответы детей)

Размеры акул достигают до 20 метров. А весят они 10 – 15 тонн. Продолжительность жизни акул до 30 лет и больше. Существуют разновидности акул -  белая акула, китовая акула, синяя акула.

Следующий из морских представителей это скат. Размах крыла достигает до 8 метров. Весят они до 2 тонн. Питаются скаты мелкими рачками и маленькой рыбкой.

- А сейчас послушайте стихотворение, и скажите, о какой рыбе мы будем говорить.

Тёплый, солнечный денёк.
На волне игривой
Кувыркается конёк,
Бьёт о воду гривой.
Цвета солнца и волны
В гриву ленты вплетены.
Вьются ленты на боках ,
На хвостах и плавниках.
Сверху, слева, справа-
Вьются, словно травы.
В них и прячется конёк
От акул и скатов.

- О какой рыбке рассказал поэт? (О морском коньке)

- А кто знает, как выглядит эта рыбка?

- Морские коньки, когда откладывают икринки, издают щелканье и танцуют.

в) Аквариумные рыбки (слайд 7)

- Ребята, а у вас у кого-нибудь дома есть аквариумы? (Ответы детей)

- Какие там плавают рыбки? Давайте посмотрим в учебнике на стр.80   аквариумные рыбки. Они все такие разные, красивые, маленькие, большие. А кто знает, как надо ухаживать за рыбками? (Ответы детей)

6. Физкультминутка

7. Работа с бумагой. Оригами. Работа по технологической карте (слайд 8)

 - Сегодня мы с вами тоже сделаем рыбок и пустим в наши аквариумы. У вас на партах имеется цветная бумага. Работаем по карте с объяснением.

Технологическая карта.

(Учитель показывает и объясняет по технологической карте, как выполняется рыбка. На доске наклеены аквариумы. После того, как дети изготовят свою рыбку, они приклеивают её в аквариум)

- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Все рыбки красивые, есть маленькие и большие, разного цвета. Получилось красиво, как настоящие аквариумы.

8. Закрепление. Итог урока

- Почему у нашего урока была такая тема « Плавниковая страна»? (ответы детей)

- Рассказ о какой рыбе понравился больше всего? (ответы детей)

- Кто такие рыбы? (ответы детей)

-Спасибо за работу на уроке! (слайд 9)

К уроку прилагается презентация.