Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Но о тех,
Кто уже не придет
никогда, -
Заклинаю,
помните!
Р. Рождественский. Реквием.
Образование должно делать упор на недопустимость прибегать к войне с целью подавления и должно побуждать каждого человека брать на себя ответственность за сохранение мира.
Источник: Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 18-й сессии, Париж, 19.11.1974г.
Произведения писателей ВОВ дают такую возможность.
Курс экологии позволяет:
- Показать на конкретных примерах , что война – это экологическая катастрофа: стертые с лица Земли города, села, деревни, разрушены взорванные мосты, плотины непригодные для землепользования поля, содержащие мины, неразорвавшиеся снаряды, мертвую технику войны и др.
- Способствовать патриотическому воспитанию студентов.
И чем больше лет отделяет нас от жестокости того сурового времени, тем проникновеннее звучат слова художников тех лет.
Литература, родившееся в окопах ВОВ – это призыв к человечности, это литература – гуманизма.
ВОВ – это не только прошлое, ее дыхание многие чувствуют и сейчас.
Она круто изменила всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью, поглотила миллионы людей.
Память о прошлом…
Память - это связующее звено между прошлым и будущим, которая переходя от поколения к поколению.
Покажем это на конкретных примерах тем курса.
Тема. Загрязнители литосферы
Свойства почв ухудшаются не только за счет загрязнений, но и за счет других видов деятельности человека, и в частности, ведения военных действий.
За годы войны разрушено 1700 городов и поселков, 70 тысяч деревень, 6 млн. зданий…
Последствия военных действий: непригодные для землепользования поля, содержащие мины, мертвую технику, неразорвавшиеся снаряды находят даже сегодня и др.
“… И
многое , еще хранимое под покровом снега, вышло наружу: трупы немецких солдат,
белые, как мел, скелеты лошадей, стаканы от снарядов, воронки от мин,
неразорвавшиеся фугасы, ржавые колеса, обрывки железа…”
“Из-под
снега, вытоптанного наступавшими бойцами, проглянули желтые мертвые травы.
Земля лежала тихая и усталая, присыпанная остывшим железом, покрытая еще
теплыми телами убитых бойцов.
(С.19,
128, “Последний штурм” Ю. Нагибин, М. Военное изд-во, 1959г.)
“Все
горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом
закопченная водокачка, теперь среди рельсов дымилась гора обугленных кирпичей;
клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе.”
(с.5,“Батальоны
просят огня” Ю. Бондарев, М. Современник, 1984г)
“…Высотка…
была разворочена воронками, разрыта зияющими ранами, ходы завалены землей
вперемежку с торчащими ребрами досок; валялись на брустверах окровавленные
клочки шинелей, стреляные гильзы, немецкие коробки с противогазами,
расщепленные ложи винтовок…”
(с.97,
“Батальоны просят огня” Ю. Бондарев, М. Современник, 1984г)
“Тяжелые
полутонные и четвертьтонные бомбы, бомбы весом в пятьдесят, двадцать пять
килограммов, кассеты с мелкими, сыпавшиеся, как горох, трех и двух килограммовами
бомбами – все это с утра до вечера валилось с неба…”
(с.7,
“Монолог” В. Сергеев, М. Военное изд-во)
“Кругом
пыль, туман. Пахнет толом. На зубах, в ушах, за шиворотом – везде песок. На
полу осколки тарелок, лужи борща…Глыбы асфальта посреди комнаты. Стекла выбиты
все до одного. Шея болит, точно по ней ударил палкой.
(с.67,”В
окопах Сталинграда” В.Некрасов, Изд-во “Молодая Гвардия”, 1991г.)
Вопрос. Какие отрицательные воздействия оказывают на литосферу военные действия, и к чему они приводят?
Тема. Загрязнители атмосферы и гидросферы
Источниками загрязнений являются все виды деятельности человека.
Загрязнители атмосферы – загазовывание и запыление. Одними из опаснейших загрязнителей гидросферы являются попадание в ходе военных действий различных предметов (обломки самолетов, машин, строений и др.), а также поступлений из атмосферы.
“Дым над
степью заволок небо, заслонил солнце, ставшее тусклым медным пяточком, везде
впереди разрушался выстрелами, кипел огненными валами, словно по-адски
освещенными из под земли… “.
(с.97, “Горячий
снег” Ю.Бондарев)
“Взрывы
обрушиваются на нас поднятые из глубины тяжелые глыбы земли. Гаснет Солнце.
Воздух разрывают тугие пыльные волны. Сплошь песок, огонь и лютый ад взрывов.
(“Третья
ракета” В. Быков)
“…Деревня
горела, черный дым полз над плетнями, искры и горячий пепел осыпались на
шинели, жгуче – острым огнем пылающей печи дышала в лицо…”
(с.97,“Горячий
снег” Ю.Бондарев)
“Сплошной
грохот. Все дрожит мелкой противной дрожью. На секунду открываю глаза. Ничего
не видно. Не то пыль, не то дым. Все затянуто чем-то сплошным и мутным. Опять
свистят бомбы, опять грохот. ”
“…Дым,
едкий, скребущий горло вылезает из дома, расползается по улицам…
Багровое
клубящееся небо… Черный город и красное небо. И Волга красная “ Точно кровь”
(с.68,92,
“В окопах Сталинграда” В. Некрасов, М. Молодая Гвардия, 1991г.)
“Мины
заставили ее ползти. Она припала лицом к черной, воняющей порохом траве. Когда
она подняла лицо и попробовала дышать, ей показалась – воздуха нет! Была
вонючая, душная дымчатая масса, которая закладывала нос и горло, словно ватой…”
(c.84,”Переводчик” Ю.Нагибин
”Последний штурм” Воен. Изд-во, 1959г.)
“Как-то
замедленно, в разнобой падали темные обломки самолета, а на месте взрыва
оставался дым…..
В море
шлепались обгорелые , исковерканные обломки “ Юнкерса“….
Шипение,
мгновенный пар, пятна масла, пузыри, воздушно-водяная муть…”
(“с.95,На
охотники”В. Вишневский, Изд-во М., Правда,1990г., “ Ради мира на земле ”)
Вопрос. О каких загрязнителях атмосферы и гидросферы идет речь в приведенных отрывках? Каковы их последствия?
Тема: Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Здоровье человека и окружающая среда
Гуманизм, признающий ценность отдельного человека, как личность немыслим без главного права человека – жить и жить в чистой природной среде.
Сколько погибло в ВОВ?
Около 26,6 млн. человек, данные уточняются по указанию президента России Д.А.Медведева. Всего на территории России и за рубежом насчитывается более 47 тысяч военных захоронений. (Интернет - данные)
14 августа 1941г. (Об одном из первых сражений ВОВ)
“…но
вокруг Зеленой брамы, на берегах Ятрани и Синюхи действительно выросли, если не
горы, то холмы трупов. Они быстро начали разлагаться, солдаты специальных
команд натягивали противогазы…”
(с.82, “
Зеленая брама” Евг. Долматовский )
“….Сожженные
дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей , стариков, изуродованные
трупы попавших в плен Красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины,
девушки, девочки подростки…”
“….ей было
лет одиннадцать…. ее затащили на огород, изнасиловали и убили…. Кругом валялись
залитые кровью ученические тетради и учебники…. Лицо было страшно изрублено
тесаком…
(с. 349,“Наука ненависти” М.Шолохов, Изд-во “Правда”, “Ради мира на Земле”)
“….То, что
осталось от него на него на этой земле, был почему-то уцелевший в своей
первозданной чистоте новенький лейтенантский погон и найденная на огороде
полевая сумка, которую принес и опознал сержант Березкин.
(с.96,“Батальоны
просят огня” Ю. Бондарев, М. Современник. 1984г)
“…За что он погиб? Он тебе не ответит.
А если услышишь, подумаешь – ветер.
За то, что здесь ярче густая трава,
За то, что ты плачешь и, значит жива….”
(И.Эренбург)
Колпаков
был убит на четвертый день пути….
Вражеские
лыжники подстрелили его….
Исхудалый
пес один вернулся в лагерь. За ошейником торчала бумажка. “Прощайте!”- писал
умирающий – “Мне очень хотелось жить”.
(С.31, “Перевал”
И. Катт , Изд-во “ Правда “, 1990г. , “ Ради мира на земле”)
Вопрос. В чем заключалось человеконенависть фашизма?
Методические рекомендации
Прочтение преподавателем или студентами отрывков из произведений писателей ВОВ по данной тематике; сделать выводы.
- Составить перечень произведений писателя ВОВ с учетом программ учебного заведения.
- Предложить студентам найти в тексте, читаемого произведения, отрывки наиболее ярко отражают данную тематику.
- Использовать фрагменты из кинофильмов, снятых по произведениям ВОВ : В.Некрасов “ Солдаты”, Ю. Бондарев “Горячий снег”, Б.Васильев “А зори здесь тихие…”, В.Быков “Обелиск“ и др.
Предлагаемый материал, на наш взгляд, можно использовать как на текущем уроке, так и при подготовке к открытому уроку и во внеклассной работе.