Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. познакомить детей с именем существительным как частью речи;
  2. развивать умения классифицировать слова по вопросам и значениям;
  3. воспитывать привычку делового сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Поиск знаний начинаем
По ступенькам мы шагаем.
И с подъёмом на этаж.
Больше будет их «багаж». (слайд 1,2)

II. Чистописание

Буква, которую мы пропишем на минутке чистописания:

  • обозначает глухой согласный звук;
  • она парная согласная;
  • её соседями в алфавите являются буквы «О» и «Р».

Это буква «П», пропишем заглавную и строчную букву «П». (слайд 3)

III. Словарная работа

Вставь пропущенные буквы и запиши слова:

п-льто, п-нал, п-сок, п-года, п-мидор, п-суда, пятн-ца, п-рог (слайд 4)

Проверяем. (слайд 5)

Новое словарное слово. (слайд 6)

Девочка – ребёнок или подросток женского пола.

Происхождение. Общеславянское слово. Образовано от «доити» - «кормить грудью».

Гуляла девочка в лесу погожим утром ранним.

Записать предложение и разобрать по членам предложения.

IV. Новый материал

Имя существительное. (слайд 7)

Ты узнаешь:

  • что такое род, падеж и склонение имён существительных;
  • что такое собственные и нарицательные имена существительные;
  • какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными;
  • как образуются имена существительные. (слайд 8)

Ты сможешь ответить на вопросы:

  • Почему, когда мы говорим об одних ножницах, брюках, граблях, мы употребляем слово во множественном числе?
  • Склонение каких имён существительных надо запомнить?
  • Почему слова кукла и снеговик относятся к одушевлённым именам существительным?
  • Почему род имён существительных можно определить только по форме единственного числа? (слайд 9)

Рассказ учителя

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть всё то, что его окружает. (слайд 10)

Мы знаем, что обозначает имя существительное; на какие вопросы отвечает. (слайд 11)

Выписать из группы слов, только имена существительные:

Небо, рисовать, звери, аккуратно, дождь, сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.

Проверь. (слайд 12)

Физкультминутка

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!

- Если слово будет отвечать на вопрос кто? – поднимаете руки вверх.

- Если на вопрос что? – руки вперёд.

- Если встретятся другие части речи – присесть. (слайд 13)

А сейчас внимательно мы правило прочтём,
И всё, что мы узнали,
Теперь мы назовём.

  • Cлова, которые отвечают на вопрос «что», называют явления природы, растения, предметы;
  • Cлова, которые отвечают на вопрос «кто», называют людей, животных, птиц, насекомых. (слайд 14)

V. Закрепление

Запиши слова в два столбика: слова которые отвечают на вопрос «кто?» и слова, которые отвечают на вопрос «что?»

девочка, сосна, корова, ручка, кефир, дождь, петух, снег, учитель, кошка, сова, бумага, комар, Москва. (слайд 15)

Проверяем:

- Кто?

Девочка, корова, петух, учитель, кошка, сова, комар

- Что?

Сосна, ручка, кефир, дождь, снег, бумага, Москва (слайд 16)

Распредели имена существительные в 4 группы, в зависимости от значения:

Скворец, ясень, клён, незабудка, синица, жираф, верблюд, тополь, воробей, гвоздика, обезьяна, лилия (слайд 17)

Проверяем устно. Назовите одним словом группы.

VI. Итог урока

Что понимают под предметами, когда говорят, что имена существительные обозначают предмет?

На какие вопросы отвечает имя существительное? (слайд 18)

VII. Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря 5 существительных, отвечающих на вопрос «Что?» и 5 существительных, отвечающих на вопрос «кто?» (слайд 19)

VIII. Рефлексия

Если вам понравился урок, возьмите красное сердечко.

Если не понравился – зелёное. (слайд 20)

Спасибо за урок! (слайд 21)

К уроку прилагается презентация.