Цели урока:
- обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля речи;
- разобрать задания ЕГЭ по русскому языку (Часть А), связанные с выяснением авторской позиции;
- продолжить формирование у учащихся навыков связного устного и письменного высказываний.
Оборудование урока: медиапроектор, интерактивная доска, презентация (Приложение 1), текст публицистического стиля (автор И.Панова )(Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
(Слайд №1).
Учитель: Вы, конечно, знаете, ребята, чтобы справиться с ЕГЭ по русскому языку, нужно написать Часть С1 , самую, как утверждают и учителя, и эксперты, сложную. Прочитаем формулировку данного задания.
(Чтение задания части С1).
Учитель: Чтобы получить желанные 21 балл, существуют определенные правила и подсказки. Но начинать работу над сочинением и на уроке, и на экзамене нужно с прочтения текста, с понимания того, что текст, по словам филолога Бахтина, «объект для исследования и мышления».
III. Чтение текста
(Учащийся читает текст публицистического стиля речи И.Пановой.)
IV. Лингвистический анализ текста
Учитель: Вероятно, каждый из вас был когда-нибудь участником детской игры «Угадай, какой предмет я задумал?». В ней, как вы помните, игроки задают вопрос по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом. Представьте, что я задумала текст, а вам нужно узнать о нем как можно больше. Каким будет ваш первый вопрос?
Ученики: Какова тема текста? О чем повествуется в данном тексте? Что описывается в данном тексте?
Ученики: В данном тексте автор говорит о ценности дружбы и друзей, о недостатке времени для них, о «безразличной холодности»).
Учитель: Вы правильно нашли предмет повествования. Но этот вывод необходимо доказать. Каким образом?
Ученики: Находим ключевое слово в тексте.
Учитель: Ключевое, опорное слово обязательно прозвучит в начале и в конце текста! (1 абзац - «к дружбе», 2 абзац – «моих друзей», «дружбы», 4 абзац – «в календаре дружбы»).
Учитель: Какой бы вы задали следующий вопрос?
Ученики: Какова идея этого текста? Основная мысль? Цель высказывания?
Ученики: Автор призывает читателя находить время для друзей, потому что наши слова утешения «могут означать для одних выход, а для других – будущее».
Учитель: Найдите авторский афоризм, отражающий основную идею текста.
Ученики: Предложение 18. «В календаре дружбы все дни красные».
Учитель: Если возникнут трудности, мы можем найти подсказку в задании
А 28. (Слайд № 2). Решаем коллективно это задание.
Учитель: Ваш следующий вопрос. Чтобы вы еще хотели узнать о данном тексте?
Ученики: Какую проблему или проблемы рассматривает автор в связи с темой текста?
Ученики: Нравственная проблема. Проблема истинного содержания понятия «дружба», нравственной прочности человека. ( Слайд №3).
Учитель: При отсутствии формулировки проблемы вы потеряете 6 баллов!
Итак, нам необходимо сформулировать проблему. Какие способы формулировок вам известны? (Слайд № 4). Учащиеся перечисляют способы формулировок проблемы).
Учитель: Используя разные способы формулировок проблем, сформулируйте проблему данного текста. (Самостоятельная работа в группах).
Ученики читают формулировки проблем.
Учитель: Итак, ребята, вы справились с заданием. Наиболее удачный вариант, на ваш взгляд, вы можете использовать при написании домашнего сочинения. Обратимся к тексту. Ваш следующий вопрос-шаг к написанию сочинения?
Ученики: Как автор относится к данной проблеме? Какова авторская позиция?
Ученики: И.Панова оказалась в такой ситуации. 2-ой абзац. Предложения 8, 9,10 – риторические восклицания; 11, 12 – риторические вопросы. Это вопросы-упреки, обращенные к себе.
Учитель: Найдите повтор в 10 предложении. Почему это не речевая ошибка?
Учитель: Ваш следующий вопрос?
Ученики: Комментарий позиции автора. (Слайд № 5).
Учитель: Поможет нам в определении позиции автора определение роли стиля и типа речи в раскрытии основной мысли текста. По этому вопросу мы также можем найти подсказку. (Слайд № 6. Решение А 30.)
Учитель: Итак, перед нами текст публицистического стиля. Его цель: воздействие на читателя, на общественное мнение. Данный текст можно прочитать в газете или журнале, услышать на радио или телевидении. Обратим внимание на синтаксические черты публицистического стиля. Ученики: Риторические восклицания (2, 5 –10, 15, 21); риторические вопросы (11, 12); неполные предложения (6, 7).повторяющийся призыв (15, 17, 21).
Учитель: Эмоциональность короткого эссе создается риторическими вопросами, восклицаниями, неполными предложениями и троекратным призывом: «Пусть у вас будет время!» Перечитаем 2-ой абзац. Какой пример в качестве иллюстрации приводит автор данного текста?
Ученики: Она приводит не абстрактный пример, а описывает реальную жизненную ситуацию, в которой оказалась сама.
Учитель: Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики. Ученики: Клишированные выражения («по мере накопления»); авторский афоризм (18); вводные слова (9,14 « а значит», «конечно», «без сомнения»).
элементы другого стиля (13, «толстокожая, безразличная холодность»; 9- 10 антитеза;12 – градация).
Учитель: Какое раскаяние звучит в вопросах и упреках, обращенных к себе! Оно усиливается лексическим повтором и противопоставлением. Авторское отношение к проблеме можно увидеть и в градации. Кстати, я бы не согласилась с этим определением: работа – это нечто обязательное, порой даже вызывает отрицательные эмоции.
Учитель: Каковы морфологические черты публицистического стиля?
Ученики называют слова «возвращение», «накопление», «переживание», «утешение», «сочувствие», «нагромождение», «сердечность», «отзывчивость», «занятость».
Учитель: Итак, мы сформулировали проблему, прокомментировали позицию автора. Ваш следующий вопрос-шаг?
Ученики: Отношение читателя к позиции автора. (Слайд № 7).
Учитель: Аргументируйте свою точку зрения, приводя самые убедительные и бесспорные доказательства. Какие типы аргументов вы знаете?
Учитель: В каких предложениях данного текста уже содержится подсказка?
(Слайд № 8).
Учитель: Какой тип аргументов характерен для публицистического стиля речи? Научного? Официально – делового?
(Аргументация своего мнения).
- Пословицы и поговорки.
- Песни о дружбе.
- Пушкин и лицеисты.
- Пушкин и декабристы.
- Роман И.Гончарова «Обломов».
- Л.Толстой. «Война и мир».
IV. Итог урока
Учитель: Мне кажется, чтобы дать понять человеку, что он дорог, что он нужен, любим и дорог, нет необходимости тратить много времени.
Возможно, достаточно звонка, письма или даже короткого смс. Занятость нормальное явление современной жизни. Проблема, на мой взгляд, не в отсутствии времени, а в нехватке эмоциональных сил на то, чтобы СОПЕРЕЖИВАТЬ,СОСТРАДАТЬ,СОУЧАСТВОВАТЬ порой даже близкому человеку. «Пусть у вас будет время», - трижды, словно заклинание, говорит автор статьи. Пусть у нас будет время!
V. Домашнее задание
Сочинение-рассуждение по тексту И.Пановой. (Слайд №9).
Список используемой литературы
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
2. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). –М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Любичева Е.В.ЕГЭ - 2008.Русский язык. На пути к экзамену. – М.: Эксмо, 2008.
4. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.Культура русской речи: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2006.
5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: «Издательство АСТ», 2008.
6. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.