Урок русского языка в 10-м классе с применением информационных технологий "Лингвистический анализ текста публицистического стиля"

Разделы: Русский язык


Цели  урока:

  • обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля речи;
  • разобрать задания ЕГЭ по русскому языку  (Часть А), связанные с выяснением авторской позиции;
  • продолжить формирование  у учащихся навыков  связного устного и письменного высказываний.

Оборудование урока:  медиапроектор, интерактивная доска, презентация (Приложение 1), текст публицистического стиля (автор И.Панова )(Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

(Слайд №1).

Учитель: Вы, конечно, знаете, ребята, чтобы справиться с ЕГЭ по русскому языку, нужно написать Часть  С1 , самую, как утверждают и учителя, и эксперты, сложную. Прочитаем формулировку данного задания.

(Чтение задания части С1).

Учитель: Чтобы получить желанные 21 балл, существуют определенные правила и подсказки. Но начинать работу над сочинением и на уроке,  и на экзамене нужно с прочтения текста, с понимания того, что текст, по словам филолога Бахтина,  «объект для исследования и мышления».

III. Чтение текста

(Учащийся читает текст публицистического стиля речи И.Пановой.)

IV. Лингвистический анализ текста

Учитель: Вероятно, каждый из вас был когда-нибудь участником детской игры «Угадай, какой предмет я задумал?». В ней, как вы помните, игроки задают вопрос по качественной характеристике  задуманного им предмета, желая понять, что это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом. Представьте, что я задумала текст, а вам нужно узнать о нем как можно больше. Каким будет ваш первый вопрос?

Ученики: Какова тема текста? О чем повествуется в данном тексте? Что  описывается  в данном тексте?

Ученики: В данном тексте автор говорит о ценности дружбы и друзей,  о недостатке времени для них, о «безразличной холодности»).

Учитель: Вы правильно нашли предмет повествования. Но этот вывод необходимо доказать. Каким образом?

Ученики: Находим ключевое слово в тексте.

Учитель: Ключевое, опорное слово обязательно прозвучит в начале и в конце текста! (1 абзац - «к дружбе», 2 абзац – «моих друзей», «дружбы», 4 абзац – «в календаре дружбы»).

Учитель: Какой бы вы задали следующий вопрос?

Ученики: Какова идея этого текста? Основная мысль? Цель высказывания?

Ученики: Автор призывает читателя находить время для друзей,  потому что наши слова утешения «могут означать для одних выход, а для других – будущее».

Учитель: Найдите авторский афоризм, отражающий основную идею      текста.

Ученики: Предложение 18. «В календаре дружбы все дни красные».

Учитель: Если возникнут трудности, мы можем найти подсказку в задании

А 28. (Слайд № 2). Решаем коллективно это задание.

Учитель: Ваш следующий вопрос. Чтобы вы еще хотели узнать о данном тексте?

Ученики: Какую проблему или проблемы рассматривает автор в связи  с темой текста?

Ученики:  Нравственная проблема. Проблема истинного содержания понятия «дружба», нравственной прочности человека. ( Слайд №3).

Учитель: При отсутствии формулировки проблемы вы потеряете 6 баллов!

Итак, нам необходимо сформулировать проблему. Какие способы формулировок вам известны? (Слайд № 4).   Учащиеся перечисляют способы формулировок проблемы).

Учитель: Используя разные способы формулировок проблем, сформулируйте проблему данного текста. (Самостоятельная работа в группах).

Ученики  читают  формулировки  проблем.

Учитель: Итак, ребята, вы справились с заданием. Наиболее удачный вариант, на ваш взгляд,  вы можете использовать при написании домашнего сочинения. Обратимся к тексту. Ваш следующий вопрос-шаг к написанию сочинения?

Ученики:  Как автор относится к данной проблеме?  Какова авторская позиция?

Ученики:  И.Панова оказалась в такой ситуации.  2-ой абзац. Предложения 8, 9,10 – риторические восклицания; 11, 12 – риторические вопросы. Это вопросы-упреки, обращенные к себе.

Учитель: Найдите повтор в 10 предложении. Почему это не речевая ошибка?

Учитель: Ваш следующий вопрос?

Ученики:  Комментарий позиции автора. (Слайд № 5).

Учитель: Поможет нам в определении позиции автора определение роли стиля и типа речи в раскрытии основной мысли  текста. По этому вопросу мы также можем найти подсказку. (Слайд № 6. Решение А 30.)

Учитель: Итак, перед нами текст публицистического стиля. Его цель: воздействие на читателя, на общественное мнение. Данный текст можно прочитать в газете или журнале, услышать на радио или телевидении. Обратим внимание на синтаксические черты публицистического стиля. Ученики:  Риторические восклицания (2, 5 –10, 15, 21); риторические вопросы (11, 12); неполные предложения (6, 7).повторяющийся призыв (15, 17, 21).

Учитель: Эмоциональность короткого эссе создается риторическими вопросами, восклицаниями, неполными предложениями и троекратным призывом: «Пусть у вас будет время!» Перечитаем 2-ой абзац. Какой пример в качестве иллюстрации приводит автор данного текста?

Ученики:  Она приводит не абстрактный пример, а описывает реальную жизненную ситуацию, в которой оказалась сама.

Учитель: Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики. Ученики:  Клишированные выражения («по мере накопления»);  авторский афоризм (18); вводные слова (9,14 « а значит», «конечно», «без сомнения»).

элементы другого стиля (13, «толстокожая, безразличная холодность»; 9- 10  антитеза;12 – градация).

Учитель: Какое раскаяние звучит в вопросах и упреках, обращенных к себе! Оно усиливается лексическим повтором и противопоставлением. Авторское отношение к проблеме можно увидеть и в градации. Кстати, я бы не согласилась с этим определением: работа – это нечто обязательное, порой даже вызывает отрицательные эмоции.

Учитель: Каковы морфологические черты публицистического стиля?

Ученики  называют слова «возвращение», «накопление», «переживание», «утешение», «сочувствие», «нагромождение», «сердечность», «отзывчивость», «занятость».

Учитель: Итак, мы сформулировали проблему, прокомментировали позицию автора. Ваш следующий вопрос-шаг?

Ученики: Отношение читателя к позиции автора. (Слайд №  7).

Учитель: Аргументируйте свою точку зрения, приводя самые убедительные и бесспорные доказательства. Какие типы аргументов вы знаете?

Учитель: В каких предложениях данного текста уже содержится подсказка?

(Слайд № 8).

Учитель: Какой тип аргументов характерен для публицистического стиля речи?  Научного? Официально – делового?

(Аргументация своего мнения).

  • Пословицы и поговорки.
  • Песни о дружбе.
  • Пушкин и лицеисты.
  • Пушкин и декабристы.
  • Роман И.Гончарова «Обломов».
  • Л.Толстой. «Война и мир».

IV.  Итог урока

Учитель: Мне кажется, чтобы дать понять человеку, что он дорог, что он нужен, любим и дорог, нет необходимости тратить  много времени.

Возможно, достаточно звонка, письма или даже короткого смс. Занятость нормальное явление современной жизни. Проблема, на мой взгляд, не в отсутствии времени, а в  нехватке эмоциональных сил на то, чтобы СОПЕРЕЖИВАТЬ,СОСТРАДАТЬ,СОУЧАСТВОВАТЬ порой даже близкому человеку. «Пусть у вас будет время», - трижды, словно заклинание, говорит автор статьи. Пусть у нас будет время!

V. Домашнее задание

Сочинение-рассуждение по тексту И.Пановой. (Слайд №9).

Список используемой литературы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

2. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). –М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Любичева Е.В.ЕГЭ - 2008.Русский язык. На пути к экзамену. – М.: Эксмо, 2008.

4. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.Культура русской речи: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2006.

5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: «Издательство АСТ», 2008.

6. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.