Одним из важнейших условий успешной работы образовательного учреждения по системе индивидуальных учебных планов является активное участие в их составлении и реализации всех сторон образовательного процесса. В педагогических коллективах, особенно работающих по программам развития, не без труда, но вполне возможно сформировать группу единомышленников, способных реализовать изучение программ предметов на базисном, профильном и углубленном уровне. К настоящему времени накоплен значимый опыт ведения и составления элективных учебных курсов, имеются реальные связи с представителями высших учебных заведений. За последнее время, не считая кризисного 2009 года, в образование втекли существенные дополнительные источники финансирования, позволившие обновить материально-техническую базу учебного процесса. Например, наша гимназия дважды, в 2006 и 2008 гг. стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, а 6 учителей – победителями конкурса лучших учителей РФ. И как ни странно наиболее заинтересованным и в то же время слабым звеном в реализации ИУП являются учащиеся и их родители. Почему возникает такое противоречие? Если попытаться обратиться к истории, то можно подвести под сложившееся положение дел твердую теоретическую базу. Как показывает многолетний опыт, учащиеся, а особенно их родители разделяются на две группы. Одна группа требует предъявления четкого плана, который можно критиковать или осуждать, но создание его полностью возлагается на педагогический коллектив, а другая группа хочет всего и сразу в соответствии со своим взглядом на образование. Что интересно, представители первой группы спокойно смотрят на введение платных образовательных услуг, а представители второй группы абсолютно уверены в своем праве на эксклюзивное бесплатное образование.
И после оценки возможностей образовательного учреждения (очевидно, положительных, зачем иначе огород городить?) по реализации обучения в форме ИУП встает задача информирования родительской общественности и учащихся о своих намерениях.
Заполнение таблицы учебной нагрузки совместно с родителями и учащимися является завершением предварительного этапа формирования ИУП до начала составления расписания учебных занятий. Однако, знакомство с данной таблицей в общих чертах, одновременно является стартом целенаправленной деятельности администрации гимназии по формированию параллели 10-х классов и происходит оно, обычно, в конце первого полугодия на родительском собрании параллели 9 классов.
Одним из важных моментов, который необходимо донести до понимания, является существование обязательного федерального компонента учебного плана, без которого невозможно формальное получение аттестата о полном среднем образовании.
Таблица
учебной нагрузки для индивидуального учебного плана
2009-2010
учебный
год
Фамилия |
Имя |
Отчество |
_______ класс
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|||
|
Обязательные учебные предметы на базовом уровне |
|||
|
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения |
Выбор учащегося |
|
|
|
Базовый уровень |
|
|
|
Русский язык |
70 (1/1) |
|
1 |
|
Литература |
210 (3/3) |
|
3 |
|
Иностранный язык |
210 (3/3) |
|
3 |
|
Математика |
280 (4/4) |
|
4 |
|
История |
140 (2/2) |
|
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) |
|
2 |
|
Естествознание |
210 (3/3) |
|
|
|
Физическая культура |
140 (2/2) |
|
2 |
|
ОБЖ |
70 (1/1) |
|
1 |
|
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне |
|||
|
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения |
Выбор учащегося |
|
Углубленное изучение |
|
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|
280 (4/4) |
Русский язык |
|
210 (3/3) |
|
420 (6/6) |
Литература |
|
350 (5/5) |
|
630 (9/9) |
Иностранный язык |
|
420 (6/6) |
|
560 (8/8) |
Математика |
|
420 (6/6) |
|
350 (5/5) |
История |
|
280 (4/4) |
|
|
Физическая культура |
|
280 (4/4) |
|
210 (3/3) |
Обществоведение |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
|
Экономика |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
|
|
Право |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
|
|
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
420 (6/6) |
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) |
|
350 (5/5) |
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
350 (5/5) |
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
280 (4/4) |
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
|
350 (5/5) |
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
560 (8/8) |
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
|
|
ОБЖ |
35 (1/-) |
140 (2/2) |
|
|
ВСЕГО: |
|
|
|
|
Региональный ( национально-региональный компонент) |
|||
|
Краеведение, ИКТ |
70 (1/1) |
|
|
|
Компонент образовательного учреждения (элективные учебные предметы) |
|||
Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку |
|
|||
Практикум по подготовке к ЕГЭ по английскому языку |
|
|||
Астрономия |
|
|||
Грамматика английского языка |
|
|||
Практикум по физике |
|
|||
Практикум по биологии |
|
|||
Практикум по математике |
|
|||
Практикум по химии |
|
|||
Экология |
|
|||
Практикум по основам государства и права |
|
|||
Всего: |
36 часов |
С целью снизить повторяемость вопросов по данной теме можно изначально расставить минимальную учебную нагрузку в первой части таблицы, объясняя, что просто убрать часы ОБЖ, литературы, истории или физкультуры для того или иного ученика нельзя.
Противоположная крайность, повторяющаяся из года в год, это стремление охватить необъятное: ребенку легко даются все предметы, а потому он желает изучать все из них на максимальном уровне сложности, поскольку помимо всего прочего со своими дальнейшими планами на образование семья еще не определилась. И здесь достаточно твердо нужно довести до сведения родителей мысль, что речь идет об основном (не дополнительном) бесплатном образовании. В этом случае помимо соблюдения норм учебной нагрузки детей нельзя забывать о пределах финансирования государством учебной деятельности образовательного учреждения, что выливается в предел нагрузки ученика в старшей школе в 36 часов в неделю.
Наиболее гибкая часть родительской аудитории изначально пытается переложить тяжкое бремя выбора образовательного маршрута ребенка на плечи администрации гимназии, задавая простой вопрос «Мы все понимаем, скажите, какие же профильные классы вы открываете?»
Успокоив аудиторию тем, что времени еще впереди много, ответив на все возможные и невозможные вопросы, мы расстаемся с родителями учащихся до начала февраля, оставив их размышлять и делать выбор из пока весьма широкого круга предметов.
Формирование мобильных предметных групп для реализации индивидуального учебного плана
Спустя неделю после второго родительского собрания, происходящего в феврале, администрация гимназии, получив заполненные родителями анкеты по выбору изучения предметов на базовом или профильном уровне, составляет представление о возможном количестве классов и учебных групп различных направлений. Самым сложным вопросом на данном этапе является: «Так как для открытия учебной группы требуется определенное количество выборов, не будет ли выбор нашего ребенка бесполезным, поскольку такой группы не наберется?» Это действительно проблемная тема, однако, на данном этапе она частично разрешается во время проведения индивидуальных консультаций и бесед с учащимися и их родителями. Тем не менее, только к середине марта можно ориентировочно говорить о составе и количестве востребованных предметных групп.
Наряду с общей таблицей распределения индивидуальных запросов гимназистов, составляется сводная таблица индивидуальных запросов, которые представлены ниже.
Предварительная таблица распределения индивидуальных запросов гимназистов
№ |
Учебные предметы |
Уровень изучения |
Число учебных групп |
|
Базовый |
Профильный |
|||
1 |
Русский язык |
15 |
83 |
1/3 |
2 |
Литература |
52 |
46 |
2/2 |
3 |
Математика |
47 |
51 |
2/2 |
4 |
Английский язык |
22 |
76 |
2/6 |
5 |
Немецкий язык |
8 |
|
1 |
6 |
Французский язык |
11 |
|
1 |
7 |
Физика |
63 |
35 |
2/2 |
8 |
Химия |
76 |
22 |
3/1 |
9 |
История |
68 |
30 |
2/2 |
10 |
Обществознание |
60 |
38 |
2/2 |
11 |
География |
75 |
|
3 |
12 |
Биология |
78 |
24 |
3/1 |
13 |
Информатика и ИКТ |
81 |
17 |
7/1 |
Сводная таблица индивидуальных запросов учащихся на образование в Приложении 3.
На этом этапе стоит еще раз проанализировать выбор учащихся. И как обычно бывает, его придется корректировать. В нашей предварительной таблице число выборов предметов на профильном уровне присутствует для одного учащегося в количестве, превышающем три предмета. Для тех, кто работает с учебными планами не первый год, очевидно, что нагрузка в 36 учебных часов в неделю лишь в некоторых случаях может не превышаться при выборе 4 профильных предметов, а число выборов 5 или 6 является запредельным. На самом деле, на первом родительском собрании об этом вы уже предупреждали, но надежда на авось живет в русском человеке. С помощью организованного воспитателями гимназии индивидуального общения с родителями учащихся происходит коррекция числа учебных групп.
Как видно из представленных ниже таблиц, наибольшие потери понесло число учащихся, собиравшихся изучать английский язык на профильном уровне. Результат не является неожиданным, поскольку английский язык изучается в гимназии углубленно со второго класса и большинство родителей уверены в необходимости владения им для успешного будущего ребенка. Эта проблема требует своего разрешения, но темой данной работы не является.
Скорректированная сводная таблица индивидуальных запросов учащихся на образование в Приложении 4.
Скорректированная таблица для определения числа учебных групп при изучении предметов на базовом и профильном уровне
№ |
Учебные предметы |
Уровень изучения |
Число учебных групп |
|
Базовый |
Профильный |
|||
1 |
Русский язык |
42 |
56 |
2/2 |
2 |
Литература |
58 |
40 |
2/2 |
3 |
Математика |
55 |
43 |
2/2 |
4 |
Английский язык |
48 |
50 |
4/4 |
5 |
Немецкий язык |
8 |
|
1 |
6 |
Французский язык |
11 |
|
1 |
7 |
Физика |
68 |
30 |
2/2 |
8 |
Химия |
78 |
20 |
3/1 |
9 |
История |
65 |
33 |
2/2 |
10 |
Обществознание |
54 |
44 |
2/2 |
11 |
География |
75 |
|
3 |
12 |
Биология |
76 |
22 |
3/1 |
13 |
Информатика и ИКТ |
82 |
16 |
7/1 |
Определившись с выбором направления обучения в старшей школе, учащиеся пишут заявления на сдачу выпускных экзаменов, среди которых обязательные испытания по будущим профильным предметам (с введением новой формы ГИА в 9 классах соответствующая процедура будет также корректировать комплектование классов старшей параллели).
Для предварительного комплектования, проходящего в мае месяце, и расчета учебной нагрузки преподавателей необходимо определить набор учебных предметов, которые могли бы объединить классные коллективы и для тарификации представить объединенный учебный план параллели.
Выделение предметов, объединяющих классные коллективы
10А |
10Б |
10В |
10Г |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
Химия |
Литература |
История |
|
Биология |
|
Обществознание |
|
|
Предметные группы внутри отдельных классов
10А |
||
Английский язык |
Английский язык |
История |
Немецкий или французский язык |
Обществознание |
Обществознание |
История |
История |
|
10А - индивидуальные запросы
профильное изучение биологии
профильное изучение информатики
10В |
||
Физика |
Физика |
Английский язык |
Информатика |
Английский язык |
Обществознание |
Русский язык |
Информатика |
|
10В - индивидуальные запросы:
профильное изучение химии
профильное изучение истории
базовое изучение второго иностранного языка
профильное изучение географии
10Г |
||
Русский язык |
Математика |
Русский язык |
Физика |
Физика |
|
10Г - индивидуальные запросы:
профильное изучение истории
профильное изучение английского языка
базовое изучение второго иностранного языка
углубленное изучение физики
После выпускных экзаменов и получения аттестата об основном образовании желающие продолжить свое образование в гимназии проходят индивидуальные собеседования и, если результаты итоговой аттестации отвечают условиям обучения в классах с профильным уровнем изучения предмета, совместно с родителями и заместителем директора составляют индивидуальную таблицу учебной нагрузки для 10-11 класса. На этом этапе также рассматривается вопрос о дополнении программы профильного обучения до программ углубленного изучения предметов и пожеланий к работе кружков и факультативов в рамках дополнительного образования.
Не стоит обещать больше, чем реально можешь сделать. Работа над согласованным расписанием учебных занятий параллели с учетом всех учтенных поправок обычно удовлетворяет около 90% образовательных запросов в рамках бесплатного образования.
В Приложении 1 содержится вариант расписания учебных занятий 10 классов параллели. Данный вариант расписания является базисным по отношению к 10в классу. Различными цветами отмечены учебные предметы, которые являются общими для всего класса, общими для отдельных групп (изучение их возможно в одно и то же время в различных классах), а также связанные по времени внутри параллели предметы, обязательные для федерального учебного плана.
В Приложении 2 содержится презентация материала статьи, представленная на семинаре – практикуме для заместителей директоров общеобразовательных учреждений города.