Использование игровых технологий на уроках физики в 7–8-х классах

Разделы: Физика


Урок – “Вопрос – ответ”.

Урок строится по следующему плану.

Учащимся предлагается внимательно прочитать учебный материал. Затем класс делится на 3-4 команды (в зависимости от количества учеников), которые по очереди задают друг другу вопросы. Оценивается глубина вопросов, оригинальность, находчивость и грамотность ответов.

В конце урока учитель подводит итоги, оценивает команды и самих участников.

Урок – “Учёный совет”.

На начало урока класс делится на 6 команд, капитаны вытягивают конверты с названиями “ролей”: “Автор”, “Критик”, “Незнайка”, “Всезнайка”, “Почемучка” и “Болельщики”. Если проводить такие уроки в системе, то конверты и не потребуются, “ролями” команды просто меняются каждый раз.

Затем, учащимся предлагается прочитать учебный материал, а потом, каждый в своей “роли” пытается изложить текст. Остальные ученики оценивают выступление своих одноклассников. Выигрывает команда, которая изложила материал оригинально, полно, доступно и интересно. “Болельщики” имеют право задавать вопросы и дополнять ответы.

Второй вариант такого урока может быть таким:

Учащимся предлагается самостоятельно, заранее изучить учебную тему, используя и дополнительную литературу (здесь используется принцип “опережающих заданий).

Урок – “Древо познания и мудрости”.

Если Вы будете использовать эту методику, то необходимо заранее подготовить небольшое деревце (новогодняя ёлочка) и скрепки.

Учащиеся внимательно читают учебный материал, затем, каждый ученик записывает на листочках вопросы по тексту, сворачивает листок и прикрепляет его к ветке дерева, которое стоит на столе учителя.

После этого учащиеся ещё раз прочитывают текст, а затем подходят к “Древу познания и мудрости”, срывают листочки, читают вопрос и вслух на него отвечают. Остальные ученики оценивают ответы.

Второй вариант такого урока проводится в конце изучения учебного раздела в качестве итогового повторения.

Учащимся даётся домашнее задание: придумать вопросы по изученным темам (можно использовать и дополнительную литературу, это зависит от работоспособности каждого класса), написать вопросы и до начала проведения урока прикрепить их на “Древо…”

Во время проведения урока учащиеся по очереди (можно разделиться на команды) подходят, читают вопрос и отвечают на него.

Оценивается глубина ответа, использование дополнительного материала, умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Урок – “Вопрос – ответ”.

Класс делится на 3-4 команды, которые по очереди задают друг другу вопросы. Оценивается глубина вопросов, оригинальность, находчивость и грамотность ответов. В конце урока учитель подводит итоги, оценивает команды и самих участников.

Урок – “Учёный совет”.

Класс делится на 6 команд, капитаны вытягивают конверты с названиями “ролей”: “Автор”, “Критик”, “Незнайка”, “Всезнайка”, “Почемучка” и “Болельщики”. Если проводить такие уроки в системе, то “ролями” команды просто меняются каждый раз. Учащимся предлагается прочитать учебный материал, а потом, каждый в своей “роли” пытается изложить текст. Остальные ученики оценивают. Выигрывает команда, которая изложила материал оригинально, полно, доступно и интересно. “Болельщики” имеют право задавать вопросы и дополнять ответы. Второй вариант урока: Учащимся предлагается самостоятельно изучить учебную тему, используя дополнительную литературу (здесь используется принцип “опережающих заданий).

Урок – “Древо познания и мудрости”.

Необходимо заранее подготовить небольшое деревце (новогодняя ёлочка) и скрепки. Учащиеся внимательно читают учебный материал, затем, каждый ученик записывает на листочках вопросы по тексту, сворачивает листок и прикрепляет его к ветке дерева. После этого учащиеся подходят к “Древу познания и мудрости”, срывают листочки, читают вопрос и вслух на него отвечают. Остальные ученики оценивают ответы. Второй вариант урока проводится в конце изучения учебного раздела в качестве итогового повторения. Учащимся даётся домашнее задание: придумать вопросы по изученным темам (можно использовать и дополнительную литературу, это зависит от работоспособности каждого класса), написать вопросы и до начала проведения урока прикрепить их на “Древо…” Во время проведения урока учащиеся по очереди (можно разделиться на команды) подходят, читают вопрос и отвечают на него. Оценивается глубина ответа, использование дополнительного материала, умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Урок – “Логическая цепочка”.

Учащиеся делятся на 4 команды (“введение”, “главная мысль”, “вывод”, “дополнение”), представители от команд на начало урока вытягивают конверт с названием. Если такие уроки проводятся в системе, то команды по очереди играют ту или иную “роль”.

Затем ученики читают параграф и начинают пересказывать части текста по порядку: “введение”, “главная мысль”, “вывод”. Команда “дополнение” имеет право взять слово после каждого выступления.

После этого учащиеся ещё раз прочитывают учебный материал, сравнивая свои ответы.

В конце урока определяется команда, которая более точно и полно воспроизвела тему.

В ходе такого урока учащиеся учатся умению выделять главное, обобщать и делать выводы.

Урок – “Зри в корень”.

Этот вариант урока можно использовать при изучении различных физических явлений или процессов в качестве проверки степени усвоения учебного материала.

В начале урока учащимся даётся время, чтобы ещё раз прочитать параграф и объединиться в группы по 3-4 человека. Затем им предлагается придумать наиболее подходящее слово, которое характеризует текст (т.е. необходимо охарактеризовать тему одним словом); потом одной фразой, а после предлагается найти особый “секрет”, особенность, без которой данная тема лишена смысла. Предложенные слова, фразы и “секрет” записываются в тетради.

После этого каждая группа читает свои записи, а учитель записывает их на доске,

Отмечается лучший вариант из предложенного.