Разработка (план) и самоанализ урока в 9-м классе по теме "Взаимоотношение людей. Критерии оценки уровня развития профессиональной компетентности учителя" (на материале ГОУ СОШ № 1201)

Разделы: Иностранные языки


Профессионализм учителя – главный ресурс образовательного процесса (на базе предметно-методологической компетентности).

Учитель только тогда реализует
весь образовательный потенциал
школьного предмета,
когда владеет умением превратить
его цели, содержание и способы действий
в ресурсы личностного развития
и социализации каждого ученика.

Профессиональная компетентность учителя – это не только и не столько совокупность знаний в области преподаваемого предмета, но и умение ориентироваться в современных исследованиях, владение и разработка необходимой технологии для конкретного образовательного процесса, что и является показателем профессиональной компетентности и заставляет позиционировать эту компетентность учителя как методологическую, а не только как методическую.

Соответствующая компетентность представляет систему более высокого уровня и включает ориентацию в общих вопросах методологического обучения, знания о достижениях современной дидактики ,умения инициировать и реализовать возможности и потенциал учителя в данном направлении.

Вопрос: Какие факторы и условия обеспечивают необходимость и возможность роста уровня предметно-методологической компетенции в школе?

Ответом на данный вопрос может служить вышеупомянутое обобщение, которое мотивирует учителя на целенаправленный рост собственной предметно-методологической компетенции .Такой подход будет источником для осмысления конкретных задач в организации целенаправленной работы по обеспечению условий роста профессионализма учителя как предметника в формате методической работы.

За последние несколько лет в нормативную и практическую сферы образования было введено понятие “компетентность”, которое способствует решению этой проблемы, типичной для отечественной школы. Наши ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но порой испытывают значительные трудности при применении их на практике. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик не просто усвоил некую сумму отрывочных теоретических знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответсвующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. Однако компетентность включает в себя не только знания и умения ,т.е когнитивный и операционально-технологические компоненты, но и предполагает мотивированную и социальную составляющие.

Успех человека зависит не столько от объема знаний, сколько от их умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.

Такая формулировка, не отрицая значения знаний в жизни человека, нацеливает учителя на освоение нового для него направления деятельности - на анализ качества получаемой информации в рамках преподаваемого предмета. При этом через призму компетентности ученика преподаватель может в полном объеме выявить свои качества и профессиональный уровень. В этом случае система компетентности ученика становиться для учителя не просто набором характеристик для мониторинга,а настоящим управленческим инструментом ,позволяющим управлять ростом уровня владения учеником знаниями для их использования в жизни.

Ученик учится сам, а учитель создает условия. Доля субъективности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%

Такой подход направит учителя на смену приоритетов в планировании собственной деятельности. Сначала учителю надо определить цели и задачи ученика, спроектировать или выбрать задания, которые помогут ему их реализовать и проверить их реализовать и только после этого –планировать собственные цели и задачи, которые будут определять профессиональный успех учителя через успех ученика.

В свое время К.Д.Ушинский писал о системности педагогических знаний. Реалии сегодняшнего дня востребовали идеи великого ученого-педагога для решения насущных задач .Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы, связанные с профилизацией учебных заведений, дифференциацией и индивидуализацией образовательного процесса.

Широкий спектр сопутствующих наук, включенный в современную систему педагогических знаний, могут стать основой становления компетентности современного учителя.

Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

Рассмотрим, как проявляется предметно-методологическая компетенция учителя в его профессиональной деятельности и качестве преподаваемого предмета.

ТРИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКЦИИ ЕГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Компетенция учителей Содержание компетенции (по материалам лекции, изменения, дополнения) Ваши предложения по критериям оценки уровня развития компетентности
Как определить, что учитель находится на обязательном уровне? Как определить, что учитель находится на продвинутом уровне развития данной компетенции? Как определить, что учитель находится на творческом уровне развития данной компетенции?
Предметно-методологическая Когнитивная составляющая Учитель владеет системой знаний по базовым наукам, необходимыми знаниями в области преподаваемого предмета (английского языка). Ориентируется в современных исследованиях по предмету, знаком с информационно-дидактическими ресурсами учебного процесса по предмету, их развивающий и социализирующий потенциал. Учитель владеет и успешно применяет в своей работе систему знаний по базовым наукам, владеет в совершенстве глубокими знаниями в английском языке. Интересуется новыми современными исследованиями в области английского языка. Ищет и успешно применяет новые методы и технологии обучения. Учитель применяет профильные и разноуровневые программы. Учитель владеет глубокими знаниями в области базовых наук, в совершенстве владеет английскими языком. Постоянно повышает квалификацию, занимаясь на курсах по предмету, базовым наукам, ИКТ. Знает и применяет новейшие достижения науки и практики. Умеет самостоятельно разрабатывать и внедрять в практику новые, более прогрессивные технологии. Знает закономерности и способы формирования ключевых компетенций учащихся. Разрабатывает собственные методики преподавания. Участвует в экспериментальной, исследовательской деятельности на разных уровнях.
  Операционально-технологическая составляющая Учитель владеет разнообразными методами предметной диалектики (групповыми, проектными), применяет медиа-технологии, владеет методиками, приемами и технологиями, позволяющими адекватно выбирать способы достижения целей и задач, организуя работу учащихся на уровне с использованием различных видов деятельности и вовлекая в них каждого ученика. Использует в учебном процессе разнообразные средства обучения, дидактические материалы и оборудования, адаптируя их к условиям обучения. Учитель знает и успешно применяет на практике современные методики и технологии обучения: модульное обучение, развивающее обучение, ИКТ, технологии критического мышления, дифференцированный подход в обучении, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д. Использует современные методы психолого-педагогической диагностики. Учитывает психологические особенности учащихся при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. Обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность уроков, привнося творческий характер в их разработку и проведение. Результатом деятельности учителя является положительная динамика показателей качества обучения, наличие призеров и победителей олимпиад, конференций и т.д. различных уровней. В совершенстве владеет разнообразными методами и технологиями современного обучения. Умеет самостоятельно разрабатывать и внедрять в практику новые, более прогрессивные технологии. Знает закономерности и способы формирования ключевых компетенций учащихся. Разрабатывает собственные методики, программы преподавания. Участвует в экспериментальной, исследовательской деятельности на различных уровнях. Участвует в профессиональных конкурсах и проектах различного уровня. Результативность деятельности: положительная динамика показателей качества обучения, наличие победителей и призеров олимпиад, конференций и т.д. различных уровней, высокий уровень подготовки выпускников.
  Личностная, позиционно-ценностная составляющая Учитель осознает связь предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей, осознает (понимает или представляет) содержание предмета и свою роль как учителя английского языка в процессе обеспечения процветания нации и отечества, воспитании нравственного, гармонически развитого ученика. Осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика, понимает значение информационно-технической грамотности для современного человека. То же самое, что в обязательном уровне + Помогает учащимся в планировании их индивидуальной траектории учения и развития. Старается заинтересовать учеников, поддерживать их мотивацию к учебе на высоком уровне, используя ИКТ, Интернет, другие технические средства обучения, современные технологии и методы обучения. Стремится сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как к средствам трансляции информации, требующим критического осмысления. Вся деятельность учителя направлена на формирование у учеников системы общечеловеческих ценностей, воспитание нравственной личности, любящей свою страну. Учитель сам хорошо владеет Информационно-коммуникационными технологиями, организует работу учеников таким образом, чтобы приобщить их к критически осмысленному использованию ИКТ, медиатехнологий, Интернета (проектная работа и т.д.)

Таблица проявления профессионализма учителями кафедры иностранного языка

Количество учителей Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень
13 учителей 53% (7 учителей) 21% (3 учителя) 21% (3 учителя)

Фактически творческому уровню заявленной компетенции (предметно-методологическая) соответствуют только 3 преподавателя из 13 работающих на кафедре иностранного языка. Основная часть учителей (7 человек) соответствует критериям обязательного уровня и трое преподавателей соответствуют требованиям продвинутого уровня, что составляет 21%.

Работа над повышением каждой составляющей данной компетенции в рамках методической работы школы.

  1. Составлять план работы методобъединения, который обеспечивал бы целенаправленное развитие составляющих по предметно-методологической компетенции.
  2. Предложить коллегам подробный обзор материалов научно-методического характера на базе публикаций в журнале “Иностранные языки в школе”.
  3. Сделать акцент на особо значимые и актуальные проблемы. Выбрать тему по самообразованию для каждого учителя, над которой предполагается работа в течение учебного года. Добиваться созвучия тем по самообразованию с общенаучной исследовательской темой методобъединения.

Работая по теме, необходимо сориентировать учителей на решение наиболее актуальных проблем:

  1. Включение в программный материал социо- культурный аспект как средство расширения кругозора о стране изучаемого языка.
  2. Использование личностно-ориентированную направленность обучения на разных ступенях языкового образования.
  3. Включение индивидуальных научно-исследовательских тем по самообразованию, по которым можно определить вектор работы каждого из учителей.
  4. Представление графика проведения открытых уроков и сообщений учителями на заседании методобъединений с указанием сроков их осуществления.
  5. Расширение содержания обучения и интеграция предметов гуманитарного цикла, что позволяет осуществить профильное обучение на более высоком уровне.
  6. Создание портфолио для каждого учителя, включение в него материалов, свидетельствующих о повышении педагогического мастерства и квалификации учителя, что является хорошим стимулом для профессионального роста.
  7. Развитие у старшеклассников умения рецензировать прочитанное литературное произведение.

I. Операционально-технологическая составляющая.

  1. Обучение учащихся И.Т.Г.(информационно-технической грамотности), формирование осознанного отношения к ресурсам Интернета.
  2. Использование компьютерных программ и информационно-коммуникативных технологий в изучении иностранных языков.
  3. Разработка и внедрение новых, более прогрессивных технологий.
  4. Участие в экспериментально-исследовательской деятельности.
  5. Использование компьютерных программ и И.Т.Г. в изучении иностранных языков.

II. Личностная позиционно-ценностная составляющая.

  1. Осознание роли учителя-предметника в формировании учеников общечеловеческих ценностей.
  2. Оказание помощи учащимся в учебной деятельности и развитии кругозора.
  3. Поддержка мотивации учащихся к учебе на более высоком уровне с использованием современных И.К.Т.
  4. Участие в различных семинарах, конкурсах, олимпиадах.
  5. Обучение умению общения и взаимодействию с людьми, не унижая их достоинства и не теряя своего.
  6. Использование и активное внедрение методики написания проектов как эффективное средство организации учебно-познавательной, коммуникативной деятельности учащихся, а также возможность для проявления творческих личностных качеств.
  7. Формирование норм социального общежития и навыков социальной компетенции.
  8. Создание психологически комфортного климата.
  9. Повышение роли учителя в обществе, осознание общечеловеческих ценностей.

Вывод: Все вышеуказанные позиции следует принять во внимание при работе над повышением каждой составляющей предметно-методологической компетенции учителей.

План работы методобъединения на год с учетом трех составляющих, которые обеспечивают развитие предметно-методологической компетенции.

Сроки Мероприятия Составляющие Ответственные и исполнители
1 Сентябрь - Октябрь 1.Составление плана методобъединения на новый учебный год на основе предметно-методологической компетенции.

2. Проведение заседания методобъединения. Выбор темы по самообразованию.

3. Проведение и анализ контрольных работ на сохранность знаний.

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Личностная, позиционно-ценностная.

Завуч.

 

Учителя, работающие в данной параллели, ответственные за каждую параллель.

2 Ноябрь 1. Использование компьютерных программ и ИКТ в изучении иностранных языков.

2. Подбор материалов научно-методологического характера на базе публикации в журналах “Первое сентября” и “Иностранные языки в школе”.

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Учителя кафедры иностранных языков.
3 Декабрь 1. Подведение итогов учебной деятельности учащихся за первое полугодие. Проведение административной контрольной работы и мониторинга по срезу знаний.

2. Заслушивание сообщений учителей на заседании методобъединения по темам самообразования, выбранных в начале учебного года.

Личностная.

Позиционно-ценностная.

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Завуч и его заместитель по методической работе.

 

Учителя, представленные на повышение квалификационного разряда.

4 Январь-Февраль 1. Проведение серии “открытых” уроков по графику, заявленному в начале учебного года.

2. Анализ с последующим обсуждением этих уроков.

3. Обучение умению общения и взаимодействию в коллективе как учителей, так и учащихся

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Личностная, позиционно-ценностная.

Завуч и учителя кафедры иностранных языков.
5 Март-Апрель 1. Оказание помощи и ориентация учащихся на написание проектов по заявленным темам в начале учебного года.

2. Проведение очередного методобъединения по защите и организации мультимедийных проектов в выпускных классах.

3. Защита и презентация мультимедийных проектов

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Учителя, работающие в старших классах.

Завуч и председатель методобъединения.

Учителя выпускных классов.

6 Май-Июнь 1. Подведение итогов успеваемости учащихся за 3 семестр и год.

2. Проведение экзамена по английскому языку в 9-11 классах.

3. Заседание кафедры и обсуждение результатов выпускных экзаменов.

4. Анализ работы за год, состояние качества ЗУН учащихся. Диагностирование методической и воспитательной работы кафедры.

Когнитивная.

Операционально-технологическая.

Личностная, позиционально-ценностная.

Директор.

Завуч.

Председатель методобъединения.

Педагогический консилиум,

Учителя, работающие в выпускных классах.

Литература:

  1. Галеева Н.Л.Система компетенций как инструмент управления качеством образования. ”Вестник образования”№7,2007год.
  2. Галеева Н.Л.лекция “Профессиональная компетентность учителя -главный ресурс качества образовательного процесса,2007г.

Plan

Preview Lesson 2 on the topic

Overall theme: “Relationships “

Subtopic: “Love Marriage visa versa Arranged one”

Aims:

  1. Scanning the meaning of the new vocabulary on the theme.
  2. Primary consolidation the new words given in the section.
  3. Developing comprehension listening abilities and skills.
  4. Developing oral speech activities on the theme at this stage.

Educational Task: Widening the students’ scope involving their attention to the problem set the theme in question.
Language item: Preparation for spontaneous oral speech on the topic at the next stage.
Final purpose: Being able to make conclusions and to use the knowledge got in their future life.

Outline

I. Warming up.

Announcing the theme and the main aim of the lesson.

Teacher’s entry: We are having our Preview Lesson on the Topic.

The Theme of the Lesson is rather vital and vivid and of great significance, because it concerns every human being.

There are various points of view on it. And you will have an opportunity to exchange your thoughts and ideas about it.

Let’s get down to our work.

So, you are supposed to do some exercises at home and to get some information which helps you to master our task.

Besides, basing on your family background, maybe films or books, I’m sure you will be able to be active in the discussion. But before discussing the topic itself I would like you to look at the blackboard and read the words repeating them after me:

adolescence = boyhood
adolescent = lad = gay
maturity
mature

Before starting our dispute I’d like you to express your opinion about some sayings given in ex.1p.54

II. There are some sayings and quotations by some famous people like John Lennon, Paul Mc. Cartney, Jane Austen and others.

1. Exchange your thoughts and ideas on them.

Ex.1.p54

Be attentive and get ready to say if you agree or not and add your comments.

2. What saying do you like most of all and why?

As for me the third one is the most accurate, because it is natural for human beings to explore and seek for smth. they are not aware of or don’t have but they are eager to get their own experience. It’s psychologically understandable.

3. Do you know any other sayings?

Ex. 2 p. 54

For example, many sonnets written by W. Shakespeare are devoted to love.

One of them is:

“Love is blind and lovers cannot see”
“The Merchant of Venice”
“Marriages are made in heavens”

Please, who can comment on it?

4. Interpret the saying: “Lovers see the world through pink-colored spectacles”

III. In addition to that, there are many verses and poems about love. I’d like you to speculate on it.

He was my North, my South,
My East and my West,
My working week
And my Sunday rest,
My noon, my midnight, my talk, my song
I thought that would last
forever: I was wrong.

1. What does the verse describe?
2. Does it prove the eternal truth of life?

Possible answer: “The verse describes the closeness of the relationships between two persons, but unfortunately nothing is mortal. Everything is immortal in human’s life (there’s nothing in our life what is immortal)

IV. Now let’s move on to the song “Where have all the cowboys gone?”

Give a well-grounded answer to each question given (p. 55) – What kind of person is the woman in the song? Is she a modern or a traditional woman or, maybe, a romantic one. Substantiate your opinion.

(Teacher’s guide book, p. 61)

V. Comprehension listening task (recording 6.2).

So far we have listened about marriage traditions in the USA, Britain and Japan. Looking at the chart and the key-words speak about the average age of getting married with or without parents’ permission.

On the blackboard:

To get married
A divorce rate
A bowling alley
A vicar
An average age

VI. Speculation about Amish Weddings.

There are some pictures about community and its lifestyle from the magazine “Speak Out”. Some amazing and astonishing facts have surprised me after my reading some extracts from this article. Answer my questions:

  1. What facts do you find the most amazing and surprising for you?
  2. What was unexpected in their lifestyle for you?
  3. Are there any common points comparing their lifestyle with ours?

VII. Final stage.

Teacher’s conclusion on the result of the student’s work at the lesson.

Summing up your work at the lesson I appreciate your being active. Your marks are as follows:

Home task is:

  1. Make up your own dialogs on the theme
  2. Elaborate the text (p.57)