Задачи урока:
- Сформировать знания о строении эукариотической клетки;
- Объяснить суть мембранного принципа ее строения;
- Охарактеризовать строение и функции наружной клеточной мембраны;
- Цитоплазмы и органоидов немембранных и мембранных (одно- и двумембранпых);
- Формировать умения выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клеток.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии.
- Аппликации строения мембраны.
- Раздаточный материал: микроскопы, стекла, салфетка, лук.
Пакеты заданий. Тест.
Актуализация знаний.
Органический мир.
- Доклеточные;
- Клеточные;
- Прокариоты;
- Эукариоты;
- Вирусы;
- Бактерии;
- Цианеи;
- Грибы;
- Растения;
- Животные.
- Назовите общие черты строения клеток
эукариот.
- Назовите основные положения клеточной теории.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
- Работа в группах “путешествие в клетку”
- Оформление кластеров и их защита у доски
- Группа экспертов. “Избирательная проницаемость мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.
Пакеты заданий.
- Группа 1. Наружная клеточная мембрана.
- Группа 2. Свойства цитоплазмы.
- Группа 3. Одномембранные органоиды.
- Группа 4. Двумембранные органоиды.
- Группа 5. Немембранные органоиды.
- Группа 6. Группа экспертов.
Группа 1. Наружная клеточная мембрана.
Мысль урока: Клетки – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
- Когда и кем был введен термин мембрана.
- Назовите свойства клеточной мембраны. Запишите блок-схему.
- Назовите функции клеточной мембраны. Термины. Поясните их.
- Предложите схему строения наружной цитоплазматической мембраны (работа с аппликацией).
- В чем отличие строения цитоплазматической мембраны от клеточной стенки грибов, растений и бактерий.
- Почему данную модель можно назвать “жидкостно-мозаичной”
- Дать определение Гликокаликс.
Группа 2. Свойства цитоплазмы.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
- На какие три группы можно разделить все органоиды клетки. Запишите схему.
- Основные органоиды цитоплазмы.
- Назовите свойства цитоплазмы.
Дополнительное задание:
Двумембранные органоиды – узнать по рисунку и подписать основные части.
Группа 3. Одномембранныс органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система
- Какие органоиды относятся к одномембранным? (стр. 58-59). Дополните схему.
- Какие виды ЭПС вы можете назвать, в чем их особенности, назвать их сходство и отличия.
- Используя рис. 27 и текст стр. 59-60 докажите взаимосвязь между функцией и строением ЭПС.
- Дать понятия терминам экзоцитоз и эндоцитоз.
- Какой органоид клетки можно образно назвать орудие самоубийства клетки?
- Дать определение термина “автолиз”.
- Почему при разрушении лизосом клетка погибает?
Группа № 4. Двумембраиные органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
- Какие органоиды относятся к двумембранным?
- В чем их сходство и различие.
а) внешняя и внутренняя мембрана;
б) основная функция;
в) наличие рибосом и ДНК;
г) передвижение;
д) деление;
е) разновидности;
ж) синтез белка;
и) отчего зависит количество в клетке.
Информация к размышлению:
- Почему зеленеет картофель?
- В зависимости от чего может менять окраска комнатного растения колеус.
Группа № 5. Немембранные органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
- Какие органоиды относятся к немембранным?
- Назовите их функции.
- Как “работают” рибосомы.
- Где располагаются рибосомы (9 кл. стр.50), клеточный центр 9 кл. (стр.56)
- Дать понятия терминам: полирибосомы. центриоли. (9 кл. стр.56)
Группа № 6. Группа экспертов.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Тема: “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.
Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза и деплазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.
Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, раствор йода, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, репчатый лук.
Ход работы
- Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду фильтровальной бумагой. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Промойте микропрепарат водой, подождите 1-2 минуты. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
Вывод: Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Тема: Включения и запасные вещества в растительных клетках.
Цель: Продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, развивать умение проводить наблюдения за биологическими объектами, видеть их нужные стороны и выявлять особенности строения.
Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода, клубень картофеля.
Ход работы
- Приготовить микропрепарат мякоти клубня картофеля, окрасить его раствором йода и рассмотреть зерна крахмала под микроскопом.
Вывод: Какую функцию в клетке выполняют включения? Встречаются ли включения в животных клетках? Приведите примеры. (9 класс стр.57)
Тест “строение клетки”.
1. Какие органеллы не имеют клеточного строения?
а) Митохондрии;
б) Рибосомы;
в) Пластиды;
г) Аппарат Гольджи.
2. Какие органеллы имеют двумембранное строение?
а) 11 ластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.
3. В каких органеллах растительных клеток идет синтез АТФ?
а) Хлоропласты;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.
4. В каких органеллах животных клеток идет синтез АТФ?
а) Хлоропласта;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.
5. В каких органеллах происходит только синтез белков?
а) Пластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.
6. В каких органеллах содержатся пигменты – хлорофилл и каротиноиды?
а) Митохондрии;
б) Хлоропласты;
в) Лейкопласты;
г) Хромопласты.
Закрепление.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Мы погружаемся в новое царство.
КЛЕТКА!
Не клетка, а государство:
Здесь есть таможня, центр, даже склады,
Электростанции, банк, автострады...
Но на пути возникает преграда –
Не ерунда, не забор, не ограда...
Просто мембрана.
Просто мембрана?
Попробуй прорваться,
Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
Центр управления выдаст приказ,
И лизосомы к вам мчатся тотчас.
Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
Все за работу!
Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
В клетку для вас путь навечно закрыт.
Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства.
- Назовите основные органоиды клетки и их функции.
- Какие органоиды можно назвать “электростанции, банк, автострада, таможня, склад”?
- Почему клетку можно назвать целым государством? Каким законам подчиняется жизнь в этом царстве?
ТЕСТ – ВОПРОСЫ “Строение клетки”.
1. Назовите двумембранные органоиды клетки.
2. Назовите одномсмбранные органоиды клетки.
3. Назовите немембранные органоиды клетки.
4. Какие органоиды не имеют мембранного строения?
5. В каких органеллах содержится пигмент –
хлорофилл?
6. Какие образования являются включениями у
растительной клетки?
7. 11азовите функции клеточной мембраны?
8. Что такое пиноцитоз?
а) Работа калий – натриевого насоса.
б) Уничтожение микроорганизмов.
в) Захват плазматической мембраной капель
жидкости и втягивание их внутрь клетки.
г) Захват плазматической мембраной твердых
частиц и втягивание их внутрь клетки.
9. Что такое плазмолиз?
а) Отставание клеточной мембраны от клеточной
стенки в результате выхода воды из клетки.
б) Тургорное состояние клеточной оболочки в
результате поступления воды в кленку.
в) Гибель клетки в результате выхода воды.
г) Гибель клетки в результате избыточного
поступления воды.
10. Кто и когда впервые ввел понятие клеточная мембрана?