В многочисленных документах, начиная с
базисного учебного плана РФ 2004, предполагается,
что ИОП – одно из самых перспективных
направлений развития учебного процесса в
общеобразовательных учреждениях. Почему же они
не находят широкого распространения в практике
современной школы?
С 2006 года гимназия № 4 г. Пятигорска старается
пропагандировать свой опыт в области
профильного обучения и индивидуальных
образовательных траекторий учащихся на
региональном уровне. Доброжелательные вопросы,
открытые сомнения, положительные отклики
могли бы нас порадовать. Однако ИОТ, ИУП и ИОП не
стали популярны в общеобразовательных
учреждениях города и края. Почему так происходит,
есть ли в этом вина администрации школ или
управлений образованием? Что стоит между двумя
сторонами участников образовательного процесса?
Есть ли польза и перспективы у данного способа
организации учебного процесса, а точнее говоря
такого видения выстраивания отношений между
учениками, учителями, родителями и
администрацией школ?
Данная статья посвящена не проблемам
дополнительного образования, хотя они тесно
взаимосвязаны с представленной темой, а
формированию ИОП, как способу получения
образования в рамках часов учебного плана,
закрываемых основным расписанием учебных
занятий, которые тарифицируются как учебная
нагрузка учителей и бесплатны для обучающихся.
Давайте взглянем на некоторые цитаты из
нормативных документов и современных
образовательных инициатив.
«В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности».
«Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях».
(Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования)
«Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения" (п. 4 ст. 50) <*>».
(Приложение к письму Минобразования России от 20 апреля 2004 года N 14-51-102/13)
Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Как показывает опыт общения с коллегами, возникающие при этом проблемы, требующие значительных дополнительных усилий и никак экономически не поддерживаемые, являются стеной на пути ИОП в рамках бесплатного качественного (то есть доступного) образования.
Начало этого учебного года прошло под эгидой возможностей осуществления представленной президентом РФ Дмитрием Медведевым национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Хочу подчеркнуть, что в каждом из пяти основных направлений инициативы президента прослеживается поддержка внедрения в образовательную практику ИОП.
Несколько цитат:
« … в эпоху быстрой смены технологий
должна идти речь о формировании принципиально
новой системы непрерывного образования,
предполагающей постоянное обновление,
индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения».
«Старшим школьникам должна быть предоставлена
возможность осознанно выбирать свое будущее,
связывая его с будущим страны».
« …образовательная программа школы должна
предполагать как обязательные занятия, так и
занятия по выбору учащихся».
« …целесообразно поддерживать творческую среду,
обеспечивать возможность самореализации
учащимся каждой общеобразовательной школы».
« К стимулам качественного учительского труда
следует отнести и механизм внедрения новых
систем оплаты труда педагогов».
« Практика индивидуального обучения, изучение
предметов по выбору, общее снижение аудиторной
нагрузки в форме классических учебных занятий –
все это также позитивно сказывается на здоровье
школьников».
В следующий пятилетний этап реализации
Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы предстоит разработать
и внедрить: «систему обеспечения и
консультационно-методической поддержки
профильного обучения, реализуемого в том числе
посредством индивидуальных образовательных
программ учащихся, сетевого взаимодействия
образовательных учреждений…».
Следовательно, на самом высоком уровне, практика ИОП закреплена, поддерживается и признается перспективной. Но мы с вами взрослые люди и понимаем, что если она не становится широко распространенной, то или в ней содержатся скрытые изъяны, или на её пути стоят серьезные противники. Во времена Советского Союза во время бесед на кухне обсуждалась очень серьезная и важная и по сей день проблема: противоречие между «имею ли я право?» (на сей вопрос обычно давался утвердительный ответ) и «Могу ли я ?» (ответ на этот вопрос почти всегда был отрицательным».
В качестве шутки, в которой всегда есть
доля шутки, мне хочется напомнить о практике
женатых мужчин вовлечь в мероприятие «брак»
своих, пока еще счастливых друзей.
А если уж совсем напрямик, то ситуация
описывается фразой «Не было у бабы проблемы, так
купила она порося». Да еще такого, которого в
отличие от козла, продать впоследствии очень
тяжело. Как показывает наш 10-летний опыт
работы, ИУП в массовой школе, особенно в её
старшем звене, широко востребованы. Тем более их
роль повышается с введением ГИА в формате ЕГЭ,
поскольку создать внутри школы сеть профильных
классов, охватывающих хотя бы основную часть
запросов на получение образования, невозможно.
Однако, в соответствии с декларируемой
доступностью бесплатного качественного
образования, родительская общественность,
особенно в провинции и в дотационных регионах,
рассчитывает на эту услугу без дополнительных
финансовых вложений. Так что выбор у
руководителей школ небольшой: либо ввести ИОП в
спектр платных образовательных услуг, либо
довести до сведения общественности, что ИОП
существуют как бесплатные только на бумаге и в
воображении потребителей, либо попытаться
совместить несовместимое: высокие затраты и
отсутствие родительской платы. Наша гимназия
выбрала эту третью тропинку. В русских сказках
выбор тропинки предполагает некую
обязательную плату. В нашем случае, пройдя хотя
бы один раз по этой дорожке, мы вынуждены
ежегодно на неё сворачивать.
На Фестивале «Открытый урок» уже представлялась модель реализации ИУП в нашей гимназии, в основе которой лежит работа мобильных предметных групп, создаваемых внутри параллели старших классов. Программы, входящие в учебную нагрузку в этом учебном году, представлены ниже. Главной особенностью учебного плана гимназии является возможность выбора учащимися внутри класса или параллели собственного наполнения учебной образовательной программы.
Предметные программы, реализуемые для учащихся 11 классов гимназии в рамках основного расписания занятий:
Предмет |
Уровень изучения |
||
Русский язык |
Базовый |
Профильный |
|
Литература |
Базовый |
Профильный |
|
Английский язык |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
Математика |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
Информатика и ИКТ |
Базовый |
|
Углубленный |
История |
Базовый |
Профильный |
|
Обществознание |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
Физика |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
Химия |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
Биология |
Базовый |
Профильный |
Углубленный |
География |
Базовый |
|
|
Немецкий язык |
Базовый |
|
|
Французский |
Базовый |
|
|
Как показывает комбинаторная оценка, число возможных вариантов наполнения ИОП на основе этой таблицы около 35 тысяч. В реальности, в параллели из 98 учащихся сформированы 4 класса и реализуются 34 различных варианта учебных программ в рамках основного расписания.
Таблица учебной нагрузки для индивидуального учебного плана представлена в Приложении 1, а технология составления индивидуального учебного расписания отражена в статье «Формирование основного расписания предметных мобильных групп для реализации ИУП в старшей школе» представленной на Фестиваль «Открытый урок» 2009-2010.
Таблица составлена таким образом, что в понятной для учащихся и родителей форме аккумулирует сведения о существующих программах базового, профильного и углубленного изучения предметов в части их временных затрат. В результате сделанного выбора учебная нагрузка ребенка в старшей школе будет соответствовать 36 часам в неделю.
После предварительного опроса и анкетирования в таблице учебной нагрузки остаются только предметы в части федерального компонента, набравшие количество желающих изучать их человек, не меньшее, чем допустимо для организации одной учебной группы.
Заметим, что в Уставе гимназии зафиксирована возможность деления класса на группы, отмеченная в базисном учебном плане РФ.
При реализации предметно- групповой формы обучения внутри параллели наполняемость групп с углубленным изучением предмета может уменьшаться за счет увеличения состава групп, в которых реализуется базовый компонент образования на уровне государственных образовательных стандартов.
Учреждение реализует право учащихся и их родителей участвовать в составлении индивидуальной образовательной программы и создает условия для углубленного изучения обучающимися ряда предметов сверх образовательных программ и оказания дополнительных образовательных и воспитательных услуг (в том числе и платных).
Перед представлением таблицы учебной нагрузки учащимся и их родителям целесообразно выделить те направления подготовки, которые могут быть востребованы и предоставлены на бесплатной основе. Основной проблемой в нашем регионе является отсутствие финансовых возможностей оплаты труда педагогов в группах малой наполняемости.
Круг вопросов, связанных с реализацией ИОП и ИУП чрезвычайно широк. И хотя мы обсуждаем сейчас особенности реализации ИУП и ИОП в старшей школе, однако без формирования готовности к самообразованию и ответственности за право выбора своей образовательной траектории реализация ИОП невозможна. Основой успеха в данном случае является живая образовательная среда гимназии, которая позволяет реализовать потребности в становлении и развитии личности погруженных в неё учащихся, начиная с начальной школы.
В современном мире быть успешным – это значит идти на риск, уметь жить в поле проб и ошибок, строить это поле, быть готовым реализовать свой шанс. Кроме того, мы стараемся научить детей всматриваться в окружающее, видеть в нем новое, интересное. И очень важно не утрачивать с возрастом эти способности. Всем коллегам хочу порекомендовать ознакомиться с концепцией школы «Эврика – развитие», которая связана с построением индивидуальным образовательных программ и развитием тьюторства (г. Томск).Построение индивидуальных образовательных программ является одним из приоритетных направлений развития на протяжении всех 17 лет ее существования. Знакомство с идеями этой школы привело коллектив нашей гимназии сначала к желанию испробовать данные инновации, а в последние годы мы уже не можем отойти от идеи личностно-ориентированного образования, так как несмотря на сложности реализации, она однозначно поддерживается учащимися и их родителями.
В профессиональных квалификационных группах приказами Минздравсоцразвития в 2008 году появился тьютор. Проектирование условий индивидуализации и сопровождение ребенка в его ИОП – это задача тьютора.
Рисунок 1.
Профессия тьютора очень дорогая и эксклюзивная. Мне представляется, что самым наглядным представителем этой профессии является профессор из прекрасного мультфильма «Двенадцать месяцев». Человек широчайшей эрудиции, специалист в лексикологии, естествознании, технике бальных танцев, личность высоких нравственных ориентиров, имеющий большой жизненный опыт и свою точку зрения на происходящее, поставленный в жесткие условия неопределенности, спонтанности, эксцентричности и эгоистичности маленькой королевы каждодневно пытается не только познакомить её с основами наук, но и наставить на путь истинный.
Tutor – в переводе с английского значит – "домашний учитель, опекун". Это же слово, но в качестве глагола, переводится как – "обучать, давать уроки, наставлять". У слова "тьютор" есть и другие переводы на русский язык: репетитор, наставник. И возникает вопрос, какую роль предполагается играть данной штатной единице в массовой российской школе?
Самое опасное для будущего нашего образования – это погружение в иллюзорный мир, где условность слов и разрыв их с реальностью не являются ни для кого настоящей иллюзией, а просто есть некое соглашение. Доступное и качественное образование может либо стать первостепенной государственной задачей, либо может быть возложено на плечи наиболее сиюминутно заинтересованной в нем части общества – родителей учащихся. Начинаясь как инновационный проект, ИОП становятся источником доходов учреждений от платных образовательных услуг, поскольку на их реализацию нет ни государственных, ни региональных средств.
«Появление официальной должности тьютора в квалификационных группах не означает, что во всех школах в обязательном порядке появятся такие специалисты. Брать на работу отдельного тьютора, отправить на повышение квалификации штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение – решает сама школа».
Но возникает вопрос – обучившись технологии тьюторского сопровождения в существующих в России сертифицированных центрах, чем займется новоявленный тьютор? Так как штатные расписания учебных заведений не предполагают массовости данной профессиональной группы, а для индивидуальной работы с учащимися число закрепленных за тьютором учеников должно быть мало, мы приходим к уже хорошо освоенной профессиональной нише – репетиторским услугам.
Из Википедии: тьютор – (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе. Задача тьютора: помочь учащимся получить максимальную отдачу от учебной деятельности, позволяя не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме.
И кто же против введения в школы такой полезной профессии? На словах – все только за это нововведение. Однако, работа тьютора с тремя-четырьмя учащимися, а именно такая нагрузка предполагается, заставляет еще раз вспомнить: профессия тьютора очень дорогая и эксклюзивная. И в условиях массовой школы реализация всех её аспектов путем прямого копирования успешного иностранного опыта, опыта богатых российских регионов и элитных частных заведений невозможно.
Наша гимназия пошла по пути совмещения несовместимого, то есть использования возможностей коллективного образования для реализации индивидуальных образовательных программ.
И основой этой конструкции является коллективный тьютор.
Что же это за чудо-чудовище? Оно явно должно быть о многих головах, а кроме того в его мощном, не обязательно красивом теле, живет стремление оберегать и направлять, учить и помогать в выборе. Такое, например, как на рисунке 2.
Рисунок 2.
Самое главное, чтобы в его многочисленных головах не жили противоречивые мысли, а столкновение идей не обрушивалось на опекаемых учащихся.
В штатном расписании гимназии с января 2009 года есть 9 тьюторов из числа преподавателей высшей школы, работающих в гимназии по совместительству.
И хотя их труд явно востребован, на самом деле функции тьюторской организации и сопровождения индивидуальных образовательных программ распределены между ведущими учителями гимназии, воспитателями старших классов, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и администрацией гимназии.
Для начала работы должны быть реализованы согласованные управленческие решения.
Организационно-управленческие решения при введении ИОП
- Осознание необходимости введения ИОП – конкуренция на рынке образовательных услуг, борьба за своего ученика (летние школы, дистанционные программы в сети Интернет, репетиторство) – переход на новые нормы финансирования в образовании
- Проектирование и принятие образовательной программы учреждения
- Внесение изменений в Устав учреждения и его локальные акты
- Анализ образовательных ресурсов учреждения, связей с вузами, возможностями сетевого образования, в том числе с использованием сети Интернет
- Анализ кадрового состава учителей, не просто предметников, а педагогов , владеющих технологиями творчества, исследования, проектирования, пользующихся доверием учащихся и их родителей
- Реализация образовательных модулей учителей, открытость и вариативность авторских программ
- Учебно-методическое обеспечение индивидуальных образовательных программ
- Индивидуализация учебного процесса, обеспечение возможности самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, направлений творческой и исследовательской деятельности
- Мониторинг социального заказа
- Выход с предложениями по реализации индивидуальных учебных планов
- Организация пространства образовательной рефлексии через систему тьюторских консультаций
- Сокращение обязательной аудиторной нагрузки старшеклассников, с увеличением времени на самостоятельную и групповую работу, на индивидуальные консультации по предмету, а также на работу с тьютором.
- Реализация расписания занятий на основе предметно-групповой формы с созданием мобильных предметных групп внутри параллели или класса
- Тарификация образовательных услуг тьюторов за счет привлечения совместителей из числа представителей высшей школы. Введение доплат за оказания тьюторских услуг основным сотрудникам учреждения в рамках НСОТ.
Функциональные обязанности коллективного тьютора и их распределение
- Составление ИУП и расписания занятий ( администрация)
- Организация предпрофильной подготовки учащихся по индивидуальным образовательным траекториям (администрация, воспитатели, учителя)
- Психолого-педагогическое сопровождение ИОП (педагоги-психологи)
- Профессиональное самоопределение (тьюторы, педагоги-психологи, учителя, ПДО)
- Проектирование образовательной среды для развития креативности ребенка (тьюторы, учителя, администрация)
- Внеурочные образовательные события (ПДО, воспитатели, учителя, администрация)
С организационно-управленческой точки зрения тьютор в гимназии появляется в образовательном пространстве учащегося в основном не в результате административного решения, а в результате выбора тьютора самим учащимся.
На данный момент в рамках бесплатных качественных образовательных услуг тьютор – не столько профессия, сколько особая педагогическая позиция. Не стоит закрывать глаза на то, что экономические условия существования вынуждают тех же учителей высокой квалификации во второй (а может быть третьей) части рабочего дня выполнять обязанности тьютора уже на платной основе, что и предусматривается условиями работы квалифицированного репетитора. Тем не менее, представляется целесообразным начать двигаться в нужном направлении, не дожидаясь пока к светлому будущему будут проложены комфортабельные дороги.
Приложение 1.
Таблица учебной нагрузки для ИУП и объединенные
планы параллелей.
Приложение 2.
Презентация 1 части семинара по проблеме ИОП и
тьюторского сопровождения.
Приложение 3.
Направления работы системы «коллективный
тьютор» в гимназии.
Приложение 4.
Мини-опрос по теме ИОП и ИУП для
самоопределения.