Характерная особенность урока – групповая работа над материалом, усвоение его тут же на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность ребят. Обычно урок по теме “Отдел лишайники” приходится на конец учебного года. Ребята устали и домашнее задание не всегда выполняют. Этот вид урока позволяет интересно в форме игры изучить и закрепить новый материал.
Перед уроком формируются группы – “экипажи” из 4 человек: командир (наиболее подготовленный ученик), штурман и два пилота. Перед “экипажем” ставится цель: усвоить новый материал. Учитель подробно его объясняет со всеми демонстрациями, потом более сжато по опорному конспекту. После этого “экипажи” начинают работать: сначала командир рассказывает материал всей своей команде, затем он принимает зачет у штурмана. Пилоты повторяют материал, готовятся к зачету. Затем командир и штурман опрашивают пилотов и ставят им оценки в зачетный лист.
Защита знаний для каждой группы своя и зависит от жребия, который вытянет командир. Если командир вытягивает жетон “Выбор” – отвечающего выбирает учитель, если жетон “Делегат” – команда определяет отвечающего; при жетоне “Все” – отвечают все в команде. Жетон “Экзаменаторы” – команда принимают экзамен у другой команды. При выборе жетона “Доверие” опрос команды не проводится и оценка в журнал каждому выставляется та, которую поставили в группе.
Следует ученикам пояснить и систему проверки и корректировки оценок: – если на “защите” член команды, которого выбрал учитель, получил оценку, ниже, чем была поставлена в группе, оценки всех членов “экипажа” снижаются на 1 или 2 балла. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.
В конце урока, после выставления оценок перед самым звонком проводится “Запуск космического корабля”. Ребята “улетают” на планету.
Тема: Отдел лишайники. Общая характеристика и значение
Задачи: познакомить учащихся с разнообразными видами лишайников, условиями их жизни, распространения, особенностями строения и питания, их значением.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы обучения: словесно-наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.
Оборудование: гербарные экземпляры лишайников, таблицы, слайды по теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Мы находимся в центре подготовки космонавтов. Сюда поступила информация об уникальной группе живых существ, открытых на новой планете (можно дать ей название). Вам предстоит прослушать теоретические сведения об этих организмах, сдать зачет и отправиться в полет на планету для практического их изучения.
К полету будут допущены экипажи из 4 человек: командир корабля, штурман, 2 пилота. Итак, откройте космические блокноты (тетради), возьмите в руки космические ручки, запишите тему лекции.
II. Изложение нового материала
.Рассказ учителя по плану, составление опорного конспекта.
План.
- Многообразие и место обитания.
- Внешнее строение, типы слоевищ.
- Внутреннее строение.
- Лишайники – симбиотические организмы.
- Особенности размножения.
- Значение в природе, жизни человека.
Рассказ учителя.
1. Лишайники разнообразны по внешнему виду и цвету. Произрастают они на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 тысяч видов.
В темном еловом лесу со старых ветвей до самой земли спускаются косматые седые бороды лишайника дородача. В сухих сосновых борах образуется сплошной ковер из ветвистых розовых, белых и серых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники. Лишайники придают тундре серую однообразную окраску. Особенно много в тундре ягеля, известного под названием “олений мох”.
На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на коричнево-серую накипь. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев. Особенно часто встречается на коре осин золотисто-желтая ксантория настенная. Лишайники очень неприхотливы. Они растут в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают. Впитывая всей поверхностью тела влагу дождей, росы и туманов, они способны поселяться в различных местах вне зависимости от близости воды, и даже на голых скалах высоко в горах, выделяя особые кислоты, постепенно разрушая горные породы.
2. Тело лишайника представлено слоевищем.
Рисунки стр. 205 учебника (биология, Пономаревой.)
Гербарные экземпляры. Слайдовая презентация.
Накипные лишайники имеют вид корочки, тесно сросшейся с субстратом. У листоватых лишайников пластинчатое, иногда с волнистым краем, слоевище, горизонтально расположенное на субстрате (почва, камни, древесина) и прочно прикреплено толстой короткой ножкой. Кустистые лишайники имеют вид кустика, прикрепленного к дереву небольшими участками слоевища, а напочвенные – нитевидными ризоидами.
3. Внутреннее строение. Тело лишайника – слоевище – состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм. У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находится сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. Корковый слой грибов укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения. Основная функция сердцевинного слоя – проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл.
4. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Итак, лишайник – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
5.Размножение. Лишайники размножаются в основном вегетативно – частями слоевища. Хрупкие в жаркую погоду, лишайники легко ломаются от прикосновения животных или людей; отдельные кусочки, попав в благоприятные условия, развиваются в новое слоевище. Однако они могут размножаться и спорами, которые образуются половым и бесполым путем. Затем эти группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.
Половое размножение осуществляется за счет грибного компонента, который образует плодовые тела, в которых образуются сумки со спорами. Прорастающие споры должны встретить соответствующую водоросль, только в этом случае сформируется новый лишайник. Клетки водорослей могут размножаться только вегетативно. В основном лишайники размножаются бесполым путем, частями таллома или специальными образованиями – соредиями или изидиями.
Соредии – специальные образования, состоящие из гифов гриба, оплетающих клетки водорослей. Они образуются внутри слоевища и освобождаются в результате разрыва коркового слоя. Изидии – выросты слоевища, формирующиеся на поверхности лишайника и содержащие под корковым слоем группу водорослей.
6. Значение лишайников велико. Как автогетеротрофные компоненты биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в тоже время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений, поэтому их называют пионерами. Лишайники – индикаторы. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов, ядовитых газов лишайники быстро гибнут. По их состоянию, особенно в городах, определяют чистоту воздуха. Первыми в “загрязненном воздухе” погибают накипные, потом листоватые и кустистые лишайники.
Важное место в жизни животных и человека занимают кустистые северные лишайники (около 40 видов), которые известны под названием олений мох, или ягель. Это ценнейший, а зимой и единственный корм для северных оленей и других животных.
Представители некоторых видов лишайников пригодны в пищу человеку. В одной из легенд говорится о том, что в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, – это съедобный лишайник. В Исландии лишайники подмешивают в муку при выпечке хлеба; в Японии некоторые виды считаются деликатесами. Лишайники используют в медицине, еще древние египтяне 4 тысячи лет назад применяли их для лечения. А в 18 веке они были внесены в официальные списки лекарственных растений благодаря сильным противомикробным качествам. Некоторые виды лишайников применяют в качестве естественных красителей. А также используют парфюмерной промышленности.
III. Рассказ учителя по опорному конспекту.
IV. Работа в группах:
1. Командир рассказывает материал экипажу, используя план, опорный конспект. Группа ставит ему оценку в зачетный лист.
2. Командир принимает зачет у штурмана. Пилоты повторяют материал, готовятся к зачету.
3. Командир и штурман опрашивают пилотов и ставят им оценки в зачетный лист.
V. Защита знаний.
Сдача зачетных листов. Выставление оценок.
VI. Итог урока.
“Запуск космического корабля”
Дети повторяют за учителем слова и движения.
Учитель: К запуску космического корабля приготовиться!
Ученики: Есть, приготовиться!
Учитель: Включить контакты!
Ученики: Есть, включить контакты!
Учитель: Завести моторы!
Ученики: Есть, завести моторы!
Все вместе: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! (хлопают в ладоши). Ура!