Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей. На 2007–2008 учебный год перед начальной школой были поставлены следующие задачи:
- Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел.
- Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании, опираясь на результаты психолого– педагогических исследований; формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке.
- Интенсифицировать работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости.
- Обобщить опыт работы по вопросу реализации преемственности дошкольного и школьного образования.
- Обеспечить дальнейший рост профессионального мастерства учителей начальной школы.
Эти задачи решал коллектив учителей начальных классов в составе 13педагогов и учителей–предметников: иностранного языка, информатики, музыки, физической культуры, а также психолог и логопед.
В целях реализации задачи развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в международной математической олимпиаде “Кенгуренок”, где учащиеся нашей школы заняли несколько призовых мест.
Наблюдается рост количества учащихся участвующих в этой олимпиаде.
Кроме того, учащиеся начальной школы принимали активное участие в олимпиаде по русскому языку “Медвежонок”, а также принимали участие в школьных и городских мероприятиях. В городе ученица 3 “а” класса (учитель Дегтярева Е.Н.) заняла первое место в олимпиаде по русскому языку
Проблема индивидуализации обучения и воспитания была и есть всегда актуальной задачей. Развитие и индивидуализация контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников есть необходимое условие для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Понимая сложность и актуальность проблемы и объективно анализируя и оценивая свою работу, необходимо сделать следующие выводы. Во– первых, педагогами начальной школы осознаны задачи обучения и воспитания: обеспечить условия, в которых каждый ребенок может проявить себя. Во–вторых, в начальной школе на данном этапе только создаются предпосылки для индивидуализации учебной деятельности, как-то: умение учащихся самостоятельно работать с текстом, письменно и устно выражать свое мнение, работать в позиции взрослого, самостоятельно выбирать шкалы оценивания и др.
Однако учителя не готовы пока к созданию индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников. Не налажена система работы со способными детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.
Индивидуальная психологическая поддержка учащихся недостаточна из-за загруженности психолога.
Решая задачу интенсификации учебной работы поиска и внедрения активных форм работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости учащихся, на заседания М/О выносились такие проблемные вопросы, как организация групповой учебной работы, моделированию при решении текстовых задач, приемы грамотного списывания и др. Также на заседаниях М/О к обсуждению предлагались вопросы: обзор, изучение и анализ методической литературы, знакомство с педагогическими находками, психологические проблемы ребенка. Заседания М/О заканчивались конкретными рекомендациями и решениями.
Учебная программа начального звена по всем предметам инвариантной части учебного плана выполнена полностью.
2007– 2008 учебный год
классы |
1 классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
количество классов |
4 класса |
3 класса |
4 класса |
4 класса |
количество учащихся |
82 |
70 |
74 |
68 |
от общего количества учащихся |
28% |
24% |
26% |
23% |
отличников |
не аттестованы |
2% |
3% |
2% |
хорошистов |
не аттестованы |
12% |
12% |
10% |
Общее число учащихся |
294 человек |
На современном этапе используются как традиционные контрольные работы , так и тестовые.
Административными основными контрольными работами являются:
- контрольная – входная (со 2 по 10 сентября)
- контрольная – итоговая
- контрольная – итоговая за учебный год
Планом контроля были предусмотрены и проведены следующие вопросы:
- тематическое планирование,
- выполнение практической части программы,
- объем домашних заданий,
- проверка рабочих и контрольных тетрадей,
- устные вычислительные навыки,
- проверка техники чтения учащихся
На постоянном контроле - ведение школьной документации.
В течение учебного года были проведены следующие контрольные срезы:
- сентябрь - по итогам повторения за предыдущий учебный год контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4 классах, аналогичные работы были проведены в декабре и апреле в 1-4 классах;
- дважды проверялись навыки устного счета, знание словарных слов;
- во всех классах в сентябре, декабре, мае была проведена проверка техники чтения. Анализ контрольных работ позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить в школе передовой опыт
Анализ контрольных работ по математике за год
Дата |
Класс |
ФИО учителя |
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
УО |
КЗ |
Ср. балл |
Динамика |
декабрь апрель |
1 “а” |
Перепелкина Н.В. |
10 15 |
8 4 |
2 1 |
- - |
100 100 |
90 95 |
4,5 4,7 |
выше |
декабрь апрель |
1 “б” |
Данилова Т.А. |
6 8 |
8 8 |
5 4 |
1 - |
96 100 |
76 80 |
3.9 4,1 |
выше |
декабрь апрель |
1 “в” |
КоваленкоЛ.В. |
6 4 |
10 13 |
3 - |
2 1 |
90 95 |
76 81 |
3.9 4.1 |
выше |
декабрь апрель |
1 “г” |
Ермоленко О.В. |
1 2 |
7 8 |
6 5 |
2 1 |
98 95 |
55 70 |
3.5 3.7 |
выше |
сентябрь апрель |
2 “а” |
Козырицкая С.В. |
12 4 |
9 16 |
- 1 |
- - |
100 100 |
100 96 |
4.2 4.2 |
= |
сентябрь апрель |
2 “б” |
Зеленова Е.В. |
11 5 |
10 5 |
1 11 |
- 1 |
100 96 |
95 94 |
4.3 4.3 |
= |
сентябрь апрель |
2 “в” |
Федорова Т.В. |
7 5 |
15 10 |
1 6 |
-2 3 |
88 84 |
75 60 |
3.9 3.7 |
ниже |
сентябрь апрель |
3 “а” |
Дегтярева Е.Н. |
7 9 |
13 11 |
- - |
- - |
100 100 |
100 100 |
4.2 4.6 |
выше |
сентябрь апрель |
3 “б” |
Шершнева С.В. |
6 5 |
10 8 |
5 5 |
2 2 |
93 93 |
75 75 |
3.9 3.8 |
= |
сентябрь апрель |
3 “в” |
Овчинникова Ю.А. |
5 4 |
13 10 |
1 9 |
2 4 |
93 85 |
67 53 |
3.8 3.5 |
ниже |
сентябрь апрель |
4 “а” |
Жаринова Е.Н. |
1 1 |
13 13 |
2 3 |
- - |
100 100 |
90 89 |
4.2 4.2 |
= |
сентябрь апрель |
4 “б” |
Абмашкина И.С. |
6 6 |
7 10 |
5 2 |
1 1 |
95 95 |
65 80 |
3.7 3.9 |
выше |
сентябрь апрель |
4 “в” |
Бевз О.Е |
16 5 |
6 16 |
1 1 |
- 1 |
100 100 |
95 92 |
4.3 4 |
ниже |
Анализ уровня знаний учащихся 1-4 классов по математике свидетельствует о том, что к концу учебного года наблюдалось повышение уровня качества знаний. Стабильные результаты учащихся показали, что учителя данных классов умело сочетали на всех проведенных уроках иллюстративно-объяснительные; наглядные, проблемно-поисковые методы обучения, позволяющие осуществлять игровые виды деятельности, активизировать восприятие, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, добиться прочности усвоения материала.
Анализ контрольных работ по русскому языку за год
Дата |
Класс |
ФИО учителя |
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
УО |
КЗ |
Ср. балл |
Динамика |
декабрь апрель |
1 “а” |
Перепелкина Н.В. |
14 15 |
4 4 |
2 1 |
- - |
100 100 |
90 95 |
4,6 4,7 |
выше |
декабрь апрель |
1 “б” |
Данилова Т.А. |
6 9 |
6 7 |
7 4 |
1 - |
95 100 |
60 80 |
3.9 4,1 |
выше |
декабрь апрель |
1 “в” |
КоваленкоЛ.В. |
4 4 |
12 13 |
3 - |
2 1 |
90 95 |
76 81 |
3.9 4.1 |
выше |
декабрь апрель |
1 “г” |
Ермоленко О.В. |
- 2 |
7 8 |
7 5 |
2 1 |
87 95 |
43 70 |
3.1 3.7 |
выше |
сентябрь апрель |
2 “а” |
Козырицкая С.В. |
13 10 |
7 10 |
1 1 |
- - |
100 100 |
95 95 |
4.5 4.5 |
= |
сентябрь апрель |
2 “б” |
Зеленова Е.В. |
9 5 |
9 8 |
3 7 |
2 2 |
91 86 |
78 56 |
4 3.5 |
ниже |
сентябрь апрель |
2 “в” |
Федорова Т.В. |
7 5 |
15 10 |
1 6 |
-2 3 |
88 84 |
75 60 |
3.9 3.7 |
ниже |
сентябрь апрель |
3 “а” |
Дегтярева Е.Н. |
7 9 |
13 11 |
- - |
- - |
100 100 |
100 100 |
4.2 4.6 |
выше |
сентябрь апрель |
3 “б” |
Шершнева С.В. |
6 5 |
10 8 |
5 5 |
2 2 |
93 93 |
75 75 |
3.9 3.8 |
= |
сентябрь апрель |
3 “в” |
Овчинникова Ю.А. |
5 4 |
13 10 |
1 9 |
2 4 |
93 85 |
67 53 |
3.8 3.5 |
ниже |
сентябрь апрель |
4 “а” |
Жаринова Е.Н. |
1 1 |
13 13 |
2 3 |
- - |
100 100 |
90 89 |
4.2 4.2 |
= |
сентябрь апрель |
4 “б” |
Абмашкина И.С. |
6 6 |
7 10 |
5 2 |
1 1 |
95 95 |
65 80 |
3.7 3.9 |
выше |
сентябрь апрель |
4 “в” |
Бевз О.Е |
16 5 |
6 16 |
1 1 |
- 1 |
100 100 |
95 92 |
4.3 4 |
ниже |
Анализ уровня знаний учащихся по русскому языку свидетельствует о том, что в 1-х классах учащиеся допускают много ошибок на пропуск букв ,замену букв; учителям обратить внимание на развитие фонетического слуха, усилить индивидуальную работу с учащимися; учителям всех классов выявить причины и спланировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Учащиеся закончившие 2007 – 2008учебный год отлично и хорошо
2 классы |
3 классы |
4 классы |
|
“5” |
8 человек |
9человек |
7 человек |
“4” и “5” |
37 человек |
36человек |
29 человек |
Уровень К.З. за2007– 2008 учебный год по литературному чтению
класс |
% |
общий % |
2 “А” класс |
95 % |
“5”-34% “4” - 32% |
2 “Б” класс |
95% |
|
2 “В” класс |
96% |
|
3 “А” класс |
100% |
|
3 “Б” класс |
100% |
|
3 “В” класс |
75% |
|
3 “Г” класс |
100% |
|
4 “А” класс |
89% |
|
4 “Б” класс |
90% |
|
4 “В” класс |
100% |
|
4 “Г” класс |
85% |
Уровень К.З. за2007 – 2008 учебный год по русскому языку
класс |
% |
общий % |
2 “А” класс |
76% |
“5”-10% “4” - 32% |
2 “Б” класс |
68% |
|
2 “В” класс |
62% |
|
3 “А” класс |
86% |
|
3 “Б” класс |
79% |
|
3 “В” класс |
40% |
|
3 “Г” класс |
29% |
|
4 “А” класс |
50% |
|
4 “Б” класс |
71% |
|
4 “В” класс |
65% |
|
4 “Г” класс |
57% |
Уровень К.З. за2007 – 2008 учебный год по математике
класс |
% |
общий % |
2 “А” класс |
80% |
“5”-12% “4” - 32% |
2 “Б” класс |
76% |
|
2 “В” класс |
58% |
|
3 “А” класс |
90% |
|
3 “Б” класс |
84% |
|
3 “В” класс |
53% |
|
3 “Г” класс |
14% |
|
4 “А” класс |
61% |
|
4 “Б” класс |
81% |
|
4 “В” класс |
74% |
|
4 “Г” класс |
43% |
Общее количество по всем классам
“5” |
8% |
“4” и “5” |
46% |
Сравнительная таблица качества знаний по годам
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
50% |
48% |
40% |
43% |
47% |
54% |
АНАЛИЗ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-Х КЛАССАХ ЗА 2007 – 2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
Дата выполнения работы 13.05.08.
Школа № 2.
Класс |
Ф.И.О. учителя |
Ф.И.О. ассистента |
к-во в классе |
к-во писавших |
4 “А” |
Жаринова Е.Н. |
Перепелкина Н..В.. |
18 |
18 |
4 “Б” |
Абмашкина И.С. |
Козырицкая С.В. |
21 |
20 |
4 “В” |
Бевз О.Е. |
Шершнева С.В. |
23 |
22 |
4 “Г” |
Бевз О.Е. |
Ермакова З.В. |
7 |
5 |
АНАЛИЗ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4-Х КЛАССАХ ЗА 2007 – 2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
Дата выполнения работы 15.05.08.
Класс |
Ф.И.О. учителя |
Ф.И.О. ассистента |
к-во в классе |
к-во писавших |
4 “А” |
Жаринова ЕН. |
Перепелкина Н..В.. |
18 |
17 |
4 “Б” |
Абмашкина И.С. |
Козырицкая С.В. |
21 |
21 |
4 “В” |
Бевз О.Е. |
Шершнева С.В. |
23 |
22 |
4 “Г” |
Бевз О.Е. |
Ермакова З.В. |
7 |
6 |
Программный уровень по результатам диктантов по русскому языку среди выпускных классов составил: У.О. – 81%, К.З. – 58%, за 2006 – 2007учебный год составил У.О. – 88%, К.З. – 63%. По математике: У.О. – 100%, К.З. – 9/%, за 2006 – 2007 учебный год составил У.О. – 93%. К.З. – 74%, Задания по русскому языку выполнили без ошибок – 26%, по математике – 40%.
Данные, приведенные в таблице, позволяют констатировать то, что в целом наблюдается достаточно высокий уровень обученности. Но качество знаний по русскому языку на более низком уравне в сравнении с обученностью по математике. Анализ типичных ошибок учащихся обусловил необходимость усиления речевого развития учащихся, расширения лингвистической направленности не только уроков русского языка, но уроков в рамках других образовательных областей.
Результаты обучения учащихся литературному чтению достаточно высокие. Но в ходе проверки техники чтения было установлено большое количество ошибок, допускаемых школьниками, на фоне достаточно высокого темпа чтения. Результаты определения обученности учащихся 3 – 4 классов по показателям успеваемости и количества школьников, обучающихся на “4” и “5”, достаточно благополучны.
Исследование содержания и организации учебного процесса показывает, что снижение числа учащихся, обучающихся на “4и5”, является следствием таких недостатков, как:
- слабая ориентация на субъектный опыт учащихся;
- использование технологий, слабо ориентированных на организацию самостоятельной работы учащихся;
- недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных.
Вывод:
Все учителя начальных классов обеспечивали высокий и средний уровень преподавания по всем предметам.
Свое профессиональное мастерство учителя начальной школы повышали на курсах, участвовали в работе семинаров.