Анализ учебной работы в начальной школе за учебный год

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей. На 2007–2008 учебный год перед начальной школой были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел.
  2. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании, опираясь на результаты психолого– педагогических исследований; формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке.
  3. Интенсифицировать работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости.
  4. Обобщить опыт работы по вопросу реализации преемственности дошкольного и школьного образования.
  5. Обеспечить дальнейший рост профессионального мастерства учителей начальной школы.

Эти задачи решал коллектив учителей начальных классов в составе 13педагогов и учителей–предметников: иностранного языка, информатики, музыки, физической культуры, а также психолог и логопед.

В целях реализации задачи развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в международной математической олимпиаде “Кенгуренок”, где учащиеся нашей школы заняли несколько призовых мест.

Наблюдается рост количества учащихся участвующих в этой олимпиаде.

Кроме того, учащиеся начальной школы принимали активное участие в олимпиаде по русскому языку “Медвежонок”, а также принимали участие в школьных и городских мероприятиях. В городе ученица 3 “а” класса (учитель Дегтярева Е.Н.) заняла первое место в олимпиаде по русскому языку

Проблема индивидуализации обучения и воспитания была и есть всегда актуальной задачей. Развитие и индивидуализация контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников есть необходимое условие для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Понимая сложность и актуальность проблемы и объективно анализируя и оценивая свою работу, необходимо сделать следующие выводы. Во– первых, педагогами начальной школы осознаны задачи обучения и воспитания: обеспечить условия, в которых каждый ребенок может проявить себя. Во–вторых, в начальной школе на данном этапе только создаются предпосылки для индивидуализации учебной деятельности, как-то: умение учащихся самостоятельно работать с текстом, письменно и устно выражать свое мнение, работать в позиции взрослого, самостоятельно выбирать шкалы оценивания и др.

Однако учителя не готовы пока к созданию индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников. Не налажена система работы со способными детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.

Индивидуальная психологическая поддержка учащихся недостаточна из-за загруженности психолога.

Решая задачу интенсификации учебной работы поиска и внедрения активных форм работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости учащихся, на заседания М/О выносились такие проблемные вопросы, как организация групповой учебной работы, моделированию при решении текстовых задач, приемы грамотного списывания и др. Также на заседаниях М/О к обсуждению предлагались вопросы: обзор, изучение и анализ методической литературы, знакомство с педагогическими находками, психологические проблемы ребенка. Заседания М/О заканчивались конкретными рекомендациями и решениями.

Учебная программа начального звена по всем предметам инвариантной части учебного плана выполнена полностью.

2007– 2008 учебный год

классы

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

количество классов

4 класса

3 класса

4 класса

4 класса

количество учащихся

82

70

74

68

от общего количества учащихся

28%

24%

26%

23%

отличников

не аттестованы

2%

3%

2%

хорошистов

не аттестованы

12%

12%

10%

Общее число учащихся

294 человек

На современном этапе используются как традиционные контрольные работы , так и тестовые.

Административными основными контрольными работами являются:

  • контрольная – входная (со 2 по 10 сентября)
  • контрольная – итоговая
  • контрольная – итоговая за учебный год

Планом контроля были предусмотрены и проведены следующие вопросы:

  • тематическое планирование,
  • выполнение практической части программы,
  • объем домашних заданий,
  • проверка рабочих и контрольных тетрадей,
  • устные вычислительные навыки,
  • проверка техники чтения учащихся

На постоянном контроле - ведение школьной документации.

В течение учебного года были проведены следующие контрольные срезы:

  • сентябрь - по итогам повторения за предыдущий учебный год контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4 классах, аналогичные работы были проведены в декабре и апреле в 1-4 классах;
  • дважды проверялись навыки устного счета, знание словарных слов;
  • во всех классах в сентябре, декабре, мае была проведена проверка техники чтения. Анализ контрольных работ позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить в школе передовой опыт

Анализ контрольных работ по математике за год

Дата

Класс

ФИО учителя

“5”

“4”

“3”

“2”

УО

КЗ

Ср. балл

Динамика

декабрь

апрель

1 “а”

Перепелкина Н.В.

10

15

8

4

2

1

-

-

100

100

90

95

4,5

4,7

выше

декабрь

апрель

1 “б”

Данилова Т.А.

6

8

8

8

5

4

1

-

96

100

76

80

3.9

4,1

выше

декабрь

апрель

1 “в”

КоваленкоЛ.В.

6

4

10

13

3

-

2

1

90

95

76

81

3.9

4.1

выше

декабрь

апрель

1 “г”

Ермоленко О.В.

1

2

7

8

6

5

2

1

98

95

55

70

3.5

3.7

выше

сентябрь

апрель

2 “а”

Козырицкая С.В.

12

4

9

16

-

1

-

-

100

100

100

96

4.2

4.2

=

сентябрь

апрель

2 “б”

Зеленова

Е.В.

11

5

10

5

1

11

-

1

100

96

95

94

4.3

4.3

=

сентябрь

апрель

2 “в”

Федорова

Т.В.

7

5

15

10

1

6

-2

3

88

84

75

60

3.9

3.7

ниже

сентябрь

апрель

3 “а”

Дегтярева

Е.Н.

7

9

13

11

-

-

-

-

100

100

100

100

4.2

4.6

выше

сентябрь

апрель

3 “б”

Шершнева

С.В.

6

5

10

8

5

5

2

2

93

93

75

75

3.9

3.8

=

сентябрь

апрель

3 “в”

Овчинникова

Ю.А.

5

4

13

10

1

9

2

4

93

85

67

53

3.8

3.5

ниже

сентябрь

апрель

4 “а”

Жаринова

Е.Н.

1

1

13

13

2

3

-

-

100

100

90

89

4.2

4.2

=

сентябрь

апрель

4 “б”

Абмашкина

И.С.

6

6

7

10

5

2

1

1

95

95

65

80

3.7

3.9

выше

сентябрь

апрель

4 “в”

Бевз

О.Е

16

5

6

16

1

1

-

1

100

100

95

92

4.3

4

ниже

Анализ уровня знаний учащихся 1-4 классов по математике свидетельствует о том, что к концу учебного года наблюдалось повышение уровня качества знаний. Стабильные результаты учащихся показали, что учителя данных классов умело сочетали на всех проведенных уроках иллюстративно-объяснительные; наглядные, проблемно-поисковые методы обучения, позволяющие осуществлять игровые виды деятельности, активизировать восприятие, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, добиться прочности усвоения материала.

Анализ контрольных работ по русскому языку за год

Дата

Класс

ФИО учителя

“5”

“4”

“3”

“2”

УО

КЗ

Ср. балл

Динамика

декабрь

апрель

1 “а”

Перепелкина Н.В.

14

15

4

4

2

1

-

-

100

100

90

95

4,6

4,7

выше

декабрь

апрель

1 “б”

Данилова Т.А.

6

9

6

7

7

4

1

-

95

100

60

80

3.9

4,1

выше

декабрь

апрель

1 “в”

КоваленкоЛ.В.

4

4

12

13

3

-

2

1

90

95

76

81

3.9

4.1

выше

декабрь

апрель

1 “г”

Ермоленко О.В.

-

2

7

8

7

5

2

1

87

95

43

70

3.1

3.7

выше

сентябрь

апрель

2 “а”

Козырицкая С.В.

13

10

7

10

1

1

-

-

100

100

95

95

4.5

4.5

=

сентябрь

апрель

2 “б”

Зеленова

Е.В.

9

5

9

8

3

7

2

2

91

86

78

56

4

3.5

ниже

сентябрь

апрель

2 “в”

Федорова

Т.В.

7

5

15

10

1

6

-2

3

88

84

75

60

3.9

3.7

ниже

сентябрь

апрель

3 “а”

Дегтярева

Е.Н.

7

9

13

11

-

-

-

-

100

100

100

100

4.2

4.6

выше

сентябрь

апрель

3 “б”

Шершнева

С.В.

6

5

10

8

5

5

2

2

93

93

75

75

3.9

3.8

=

сентябрь

апрель

3 “в”

Овчинникова

Ю.А.

5

4

13

10

1

9

2

4

93

85

67

53

3.8

3.5

ниже

сентябрь

апрель

4 “а”

Жаринова

Е.Н.

1

1

13

13

2

3

-

-

100

100

90

89

4.2

4.2

=

сентябрь

апрель

4 “б”

Абмашкина

И.С.

6

6

7

10

5

2

1

1

95

95

65

80

3.7

3.9

выше

сентябрь

апрель

4 “в”

Бевз

О.Е

16

5

6

16

1

1

-

1

100

100

95

92

4.3

4

ниже

Анализ уровня знаний учащихся по русскому языку свидетельствует о том, что в 1-х классах учащиеся допускают много ошибок на пропуск букв ,замену букв; учителям обратить внимание на развитие фонетического слуха, усилить индивидуальную работу с учащимися; учителям всех классов выявить причины и спланировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.

Учащиеся закончившие 2007 – 2008учебный год отлично и хорошо

2 классы

3 классы

4 классы

“5”

8 человек

9человек

7 человек

“4” и “5”

37 человек

36человек

29 человек

Уровень К.З. за2007– 2008 учебный год по литературному чтению

класс

%

общий %

2 “А” класс

95 %

“5”-34%

“4” - 32%

2 “Б” класс

95%

2 “В” класс

96%

3 “А” класс

100%

3 “Б” класс

100%

3 “В” класс

75%

3 “Г” класс

100%

4 “А” класс

89%

4 “Б” класс

90%

4 “В” класс

100%

4 “Г” класс

85%

Уровень К.З. за2007 – 2008 учебный год по русскому языку

класс

%

общий %

2 “А” класс

76%

“5”-10%

“4” - 32%

2 “Б” класс

68%

2 “В” класс

62%

3 “А” класс

86%

3 “Б” класс

79%

3 “В” класс

40%

3 “Г” класс

29%

4 “А” класс

50%

4 “Б” класс

71%

4 “В” класс

65%

4 “Г” класс

57%

Уровень К.З. за2007 – 2008 учебный год по математике

класс

%

общий %

2 “А” класс

80%

“5”-12%

“4” - 32%

2 “Б” класс

76%

2 “В” класс

58%

3 “А” класс

90%

3 “Б” класс

84%

3 “В” класс

53%

3 “Г” класс

14%

4 “А” класс

61%

4 “Б” класс

81%

4 “В” класс

74%

4 “Г” класс

43%

Общее количество по всем классам

“5”

8%

“4” и “5”

46%

Сравнительная таблица качества знаний по годам

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

50%

48%

40%

43%

47%

54%

АНАЛИЗ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-Х КЛАССАХ ЗА 2007 – 2008 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата выполнения работы 13.05.08.

Школа № 2.

Класс

Ф.И.О. учителя

Ф.И.О. ассистента

к-во в классе

к-во писавших

4 “А”

Жаринова Е.Н.

Перепелкина Н..В..

18

18

4 “Б”

Абмашкина И.С.

Козырицкая С.В.

21

20

4 “В”

Бевз О.Е.

Шершнева С.В.

23

22

4 “Г”

Бевз О.Е.

Ермакова З.В.

7

5

АНАЛИЗ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4-Х КЛАССАХ ЗА 2007 – 2008 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата выполнения работы 15.05.08.

Класс

Ф.И.О. учителя

Ф.И.О. ассистента

к-во в классе

к-во писавших

4 “А”

Жаринова ЕН.

Перепелкина Н..В..

18

17

4 “Б”

Абмашкина И.С.

Козырицкая С.В.

21

21

4 “В”

Бевз О.Е.

Шершнева С.В.

23

22

4 “Г”

Бевз О.Е.

Ермакова З.В.

7

6

Программный уровень по результатам диктантов по русскому языку среди выпускных классов составил: У.О. – 81%, К.З. – 58%, за 2006 – 2007учебный год составил У.О. – 88%, К.З. – 63%. По математике: У.О. – 100%, К.З. – 9/%, за 2006 – 2007 учебный год составил У.О. – 93%. К.З. – 74%, Задания по русскому языку выполнили без ошибок – 26%, по математике – 40%.

Данные, приведенные в таблице, позволяют констатировать то, что в целом наблюдается достаточно высокий уровень обученности. Но качество знаний по русскому языку на более низком уравне в сравнении с обученностью по математике. Анализ типичных ошибок учащихся обусловил необходимость усиления речевого развития учащихся, расширения лингвистической направленности не только уроков русского языка, но уроков в рамках других образовательных областей.

Результаты обучения учащихся литературному чтению достаточно высокие. Но в ходе проверки техники чтения было установлено большое количество ошибок, допускаемых школьниками, на фоне достаточно высокого темпа чтения. Результаты определения обученности учащихся 3 – 4 классов по показателям успеваемости и количества школьников, обучающихся на “4” и “5”, достаточно благополучны.

Исследование содержания и организации учебного процесса показывает, что снижение числа учащихся, обучающихся на “4и5”, является следствием таких недостатков, как:

  • слабая ориентация на субъектный опыт учащихся;
  • использование технологий, слабо ориентированных на организацию самостоятельной работы учащихся;
  • недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных.

Вывод:

Все учителя начальных классов обеспечивали высокий и средний уровень преподавания по всем предметам.

Свое профессиональное мастерство учителя начальной школы повышали на курсах, участвовали в работе семинаров.