Цели:
- Показать значимость математических способов решения задач;
- Организовать активную работу на уроке, доступную и разнообразную деятельность;
- Познакомить с методом “погружения” в задачу;
- Показать способы развития логического мышления, творчества, эстетического вкуса, аккуратности;
Оборудование: доска, мультипроектор, плакаты, карточки с задачами;
Оформление: на доске тема, плакаты с текстом: “Логика есть искусство которое упорядочивает и связывает мысли”, “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)Как поймать мышь в груде камней?
Известный математик, профессор В.А. Тарковский, один из организаторов математических олимпиад сравнивал поиск решения задачи с задачей поиска мыши в груде камней
Сегодня аудитория необычная. Я так думаю, что у нас получится урок сотрудничества. Особенный урок. Я такие никогда не проводила.
Рассказ с моралью: Шли по дороге два человека: сильный и умный. На их дороге лежал огромный камень. Первым попытался сдвинуть его сильный. Тужился, тужился - но не сдвинул. А умный положил бревно под камень и, как рычагом, поднял его и сдвинул. Мораль: ум есть - сила не нужна, сила без ума обуза.
Мне нравится подача материала при помощи моделирования и алгоритмизации, которые помогают формированию логического мышления.
Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять (Слайд 2)
II. Ориентированный момент:
Сообщение темы, целей. Мотивация деятельности на уроке. Обоснованность актуальности темы: дети не любят решать задачи именно потому, что плохо умеют это делать. Не осознанно, механически манипулируют числами. Обучение решению - это обучение поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности, открытие применимости математики для решения разнообразных задач. Ученики I и II ступени больше обладают конкретным мышлением, наглядными образами и им надо формировать абстрактное мышление. (Слайд 3)
Актуальность темы: успешному формированию логического мышления помогает умение решать текстовые задачи. Ещё в начальной школе каждый ученик должен уметь кратко записывать условия задачи, иллюстрировать её с помощью рисунков, таблиц, схем или чертежей, обосновывать каждый шаг в анализе задачи, т.е. составлять логическую цепочку умозаключений.
Опыт показывает, что обучение с технологией моделирования помогает понять смысл задачи, самостоятельно найти рациональный путь её решения. Модель дает возможность более полно увидеть зависимость между данными и искомыми величинами в задаче, представить задачу в целом с помощью переложения текста на математический язык, т.е. моделирование выделенного в ней отношения в предметной или знаковой системе, графической или буквенной форме. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно делать их хозяевами деятельности. И одним из способов включения их в активную деятельность в процессе решения задач является моделирование.
III. Формирование осознанного овладения системой решения текстовых задач.Текстовая задача - это задача, составленная не математическими словами для передачи математического смысла. (Слайд 4)
Решение задач - одно из средств развития логического мышления. Главным методическим стержнем здесь является моделирование.
Моделирование - это схематическая запись, очень компактная, наглядно описывающая ситуацию, полностью заменяющая формулировку.
Практика говорит, что именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное отношение к математике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах. Приступая к решению, ученик испытывает трудности с выбором определенного плана решения - ему нужна конкретизация имеющихся знаний. Это заставляет ученика думать. Алгоритм предписывает, ЧТО надо делать, а вот КАК делать ученик решает сам.
Таким образом, изучение и использование алгоритмических методов позволяет создавать базу, фундамент, вырабатывает навыки и умения решать стандартные задачи, а это есть шаг на пути к решению творческих задач. Требуется не только знать и выполнять, но и уметь сопоставлять, обобщать, самостоятельно находить верный путь. Всё это приучает ученика осмысленно относится к выполнению заданий, вырабатывать у него культуру выполнения любой работы, умение разумно и рационально расходовать своё время.
К сожалению, довольно часто, учащийся бегло просмотрев условие задачи, сразу начинает оперировать с числами, не вдумываясь в её содержание, и тратит впустую уйму времени. Очень часто встречаются случаи, когда ученик показывает отличные знания в области теории, знает все определения, но при решении задачи запутывается. Нужно умение применить знания, т.е. уметь анализировать и синтезировать.
Чтобы научиться решать задачи, надо много работать. И нужно не количество задач, а надо научиться такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение - как объект конструирования, моделирования и изобретения, но для этого нужно упорство и терпение.
Психологические исследования проблемы обучения решению текстовых задач показывают, что школьникам своевременно не даются необходимые знания о сущности задач и способах их решения, а также теоретическом осмыслении и обосновании. Есть своего рода необходимость в разработке подходов к этой проблеме и необходимость дать возможность учащимся формировать у себя нужные умения и навыки с раннего школьного возраста Какими же бывают текстовые задачи? (Слайд 5)