По Закону об образовании ОУ обязано обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Для этого любое ОУ стремится обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Каждая школа решает эти задачи по-своему. Цель нашей школы – создать модель, которая не только давала бы возможность объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но также повышать успеваемость и качество обучения наших учащихся.
За основу в нашей модели взят мониторинг. (Мониторинг – это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям).
Приоритетным для нас является педагогический мониторинг. Он играет важную роль в управлении ОУ, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому посмотреть на учебно-воспитательный процесс.
Система показателей педагогического мониторинга включасет в себя следующие группы:
- сформированнность общеучебных умений и навыков
- успеваемость и качество обучения по отдельным предметам
- воспитанность учащихся
- состояние их здоровья
- системность, современность содержания образования и др.
Наша модель педагогического мониторинга строится на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения в школе по предметам учебного плана и сопоставлении полученных данных с желаемым результатом. А желаемый уровень качества обучения в нашей школе, принятый педагогическим советом 41%, успеваемости – 98%.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию своевременной качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны средства и методы, используемые в педагогическом процессе. Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию об успеваемости и качестве обучения учащихся, но предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ нужно рассматривать в условия, процесс, результат мониторинга в их единстве. Эти компоненты мониторинга описаны в «Положении об организации и проведении школьной модели мониторинга».
Подпрограмма «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся» – составная часть программы развития школы. Согласно подпрограмме
– ведется анализ рейтинга учащихся по среднему
баллу и отслеживаются изменения по сравнению с
предыдущей четвертью (полугодием);
– анализируется общий процент качества,
успеваемости, процент неуспевающих;
Примеры СОК по некоторым предметам.
Степень обученности с 7 по 9 класс русский язык 2006-2009 учебный год
Степень обученности с 7 по 9 класс математика 2006-2009 учебный год
– производится ранжирование предметов по
сложности их усвоения учащимися, с
использованием показателей качества знаний;
– прослеживается динамика роста(спада)
отслеживаемых результатов обучения.
Результатом мониторинга является сохранение успеваемости в школе на оптимальном уровне.
С переходом на мониторинговый контроль за эффективностью учебного процесса мы пытаемся по-новому подойти к обработке и анализу получаемой информации, стремимся реализовать индивидуально-дифференцированный подход в управлении успеваемостью и качеством обучения наших учеников.