Пояснительная записка
Наряду с общими требованиями к содержанию образования, ориентированного на создание условий для самоопределения и самореализации личности, особое внимание уделяется развитию адаптивных качеств и расширению сферы умственных возможностей воспитанников в коррекционной школе VIII вида.
В условиях социального и психологического отторжения обществом, неправильного семейного воспитания и своеобразного отношения окружающих к детям, имеющим нарушения в развитии, не может быть сформирована полноценная личность.
Приоритетно социально значимой задачей в деятельности коррекционной школы VIII вида становится своевременная и полноценная подготовка ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе, формирование умений адаптироваться в неблагоприятных для него условиях, преодолевая различные сложности и противоречия.
Готовность к самостоятельной жизни предполагает наличие умения и желания трудиться, выстраивать отношения с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми этическими нормами, так же наличии представлении о соответствующих их способностям профессиональных и жизненных перспективах. Эти качества формируются в ходе усвоения ребенком социального опыта.
Воспитанники коррекционных школ – интернатов VIII вида не всегда в достаточной мере владеют необходимыми житейскими знаниями и навыками, что затрудняет процесс их самореализации.
Основное средство осуществления работы – создание условий для моделирования ситуаций с возможностью диагностики и прогнозирования дальнейшего развития личности.
Целью данной программой является: укрепление и расширение адаптивных связей детей с нарушением интеллекта с окружающей действительностью; развитие и коррекция познавательной сферы в процессе освоения окружающей действительности.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
- Создание условий для осознания и закрепления детьми своих внутренних личностных и коммуникативных ресурсов;
- Моделирование ситуаций, где эти ресурсы могут проявиться, и развиться;
- Развитие положительного отношения к труду, обеспечение формирования начальной профессиональной ориентации;
- Овладение детьми важнейшими человеческими ценностями, приобретение положительного социального опыта.
Принципы осуществления программы:
- Максимально активная позиция учеников. Она предполагает максимальную включенность в групповое обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения.
- Принцип обратной связи. Он заключается в том, что каждый учащийся может получить информацию о там, как его действия и высказывания восприняты другими.
- Принцип адекватного подбора материала к занятиям. Материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и предполагал максимальную активность участников.
При отборе материала учитываются возрастные, индивидуальные и психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта.
Основные средства и методы:
- беседы,
- круглый стол,
- экскурсии,
- групповая дискуссия,
- тест, тренинги, анкетирование и т.д.
Для проведения занятий будут привлечены следующие специалисты:
- психолог;
- социальный педагог.
Предполагаемым результатом данной работы является:
- готовность учащихся к самоизменению, установлению гибких отношений с окружающей действительностью;
- знать правила поведения в школе, во время уроков и после;
- уметь выполнять в процессе проживания правила общения со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций;
- уметь различать общественные услуги, их роли в жизни общества, умение их оплачивать;
- знать к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей.
В ходе реализации программы предполагается соблюдение следующих условий:
- наличие безопасной и защищенной среды пребывания детей в интернате;
- правильно организованный режим дня;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- необходимые материальные условия, нормализующие психофизическое состояние детей;
- учет фактора готовности детей к выходу в жизнь в зависимости от возрастных и умственных способностей.
Тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Теоретич. |
Практич. |
||
1 |
«Мы школьники» |
1 |
- |
2 |
«Место человека в коллективе» |
1 |
- |
3 |
«Основы этикета» |
1 |
- |
4 |
«Общественные услуги» |
- |
1 |
5 |
«На кого я хочу быть похожим» |
1 |
- |
6 |
«Мир профессии большой» |
- |
1 |
7 |
«Мое место в обществе» |
1 |
- |
8 |
«Человек – профессия» |
- |
1 |
9 |
«Поведение в гостях» |
- |
1 |
10 |
«Мой жизненный путь» |
1 |
- |
11 |
«Телефонный этикет» |
- |
1 |
12 |
«Интересы и склонности» |
1 |
- |
13 |
«Работа почтальона» |
- |
1 |
14 |
«Что такое чувства и что мы о них знаем» |
1 |
- |
15 |
«Мои возможности» |
1 |
- |
16 |
«Дружбой дорожить умейте» |
1 |
- |
17 |
«Кто я? Какие мы?» |
1 |
- |
18 |
«Я – и окружающая среда» |
1 |
- |
19 |
«Знаю ли я себя?» |
1 |
- |
20 |
«Добро и зло» |
1 |
- |
21 |
«Экономный хозяин» |
- |
1 |
22 |
«Правила поведения в банке» |
- |
1 |
23 |
«Мои мечты – мое будущее» |
1 |
- |
24 |
«Конфликтный ли я человек» |
1 |
- |
25 |
«Ведение хозяйства» |
1 |
- |
26 |
«Профессия – медицинский работник» |
- |
1 |
27 |
«Я и мои друзья» |
1 |
- |
28 |
«Жестокость и сочувствие» |
1 |
- |
29 |
«Что такое совесть и как быть честным» |
1 |
- |
30 |
«Принятие решения» |
1 |
- |
31 |
«Рабочее место продавца» |
- |
1 |
32 |
«Планета друзей» |
1 |
- |
33 |
«Отношения с родителями» |
1 |
- |
34 |
«Товарное хозяйство» |
- |
1 |
35 |
«Современные профессии» |
1 |
- |
36 |
«Уверен ли я в себе» |
1 |
- |
К тематическому плану составлено содержание программыприложение 1, и собран диагностический материал приложение 2.
Библиографический список
- Аралов М. А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М., 2002.
- Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.
- Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности.- М., 1988.
- Вайкер В. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2003.
- Герасимов В. А.. Классный час играючи. Выпуск 5. – М., 2003.
- Дик Н. Ф. Классные часы в 3 – 4 классах. - Ростов-на-Дону, 2007.
- Кряжева Л. Н. развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Попова Г. П. Классные часы. – Волгоград, 2008.
- Энциклопедия этикета. – СПб., 1996.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: этикет. – М., 1998.
- Я познаю мир: культура. – М., 2000.
Детская литература
- Загадки.
- Крылов А. И. Басни.
- Мошковская Э. Вежливые слова. – М., 1978.
- Михайлова М. А. Пословицы и поговорки. – Ярославль, 1997.
- Носов Н. Рассказы.
- Осеева М. В. Волшебное слово.
- Родничок. Книга для внеклассного чтения в 4 классе. – М., 1994.
- Детские песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева), «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского), «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского)..