Цели:
- Расширение представлений о своём имени, о значении слова «именины»;
- Воспитание вежливости;
- Развитие познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить с правилами приёма гостей и поведения в гостях;
- На примере ситуаций, связанных с празднованием дня рождения продолжить формирование культуры поведения;
- Развивать культуру общения.
Оборудование:
- учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»;
- образцы открыток;
- компьютер;
- проектор.
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Внимание на экран (Приложение 1)
- О чём эта песня?
3. Сообщение темы урока.
Учитель.
Тема урока «День рождения». Вы любите игры? Так вот сегодня урок будет необычным, мы будем играть.
4. Актуализация знаний.
Что за праздник – день рождения? У вас есть день рождения? Откуда пошло название – именинник (именинница)?
Учитель.
После рождения ребёнка крестили в церкви. Там ему давали имя. Чаще всего ребёнку давали имя в честь святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда и пошло слово «именины» - день, в который человек получил имя.
А вы отмечаете свой день рождения? Кого зовёте к себе в гости?
5. Игра.
Стук в дверь.
Входит девочка Надя.
У меня сегодня день рождения. Я приглашаю вас в гости. Приходите, пожалуйста. Я буду рада вас видеть.
Учитель.
- Пойдёмте на день рождения?
- А почему вы согласились?
- Как Надя нас пригласила?
Вывод:
- надо использовать вежливые слова.
Учитель.
Ой, мы что-то забыли. Без чего нельзя идти в гости?
Учащиеся.
Без подарка.
Учитель.
А как выбрать подарок?
Учащиеся.
Надо учитывать возраст, интересы и увлечения человека.
Учитель.
Послушайте стихотворение Игоря Шевчука и скажите: удачно ли был сделан подарок?
Подарок
На день рождения Кактусу подарок подарили
И поздравленья кактусу любезно говорили:
- Примите, милый Кактус, от нас сегодня в дар
Прекрасный – распрекрасный большой воздушный…
Бах!
Учащиеся.
Подарок выбран неудачно, так как от него ничего не осталось
Работа по группам.
(каждая группа готовит подарок к вручению)
Учитель.
Что ещё нужно кроме подарка?
Учащиеся.
Открытки.
Учитель.
Открытки бывают разные. Её нужно правильно подписать. Посмотрите на доску. На открытке показано, как составить поздравление. Оно состоит из нескольких частей:
- Обращение.
- Поздравление.
- Пожелание.
- Подпись.
Работа в группах. (Ребята подписывают открытки, поздравляют именинницу, вручают свой подарок и открытку)
Учитель.
Как правильно принять подарок?
Ответы учащихся.
Учитель..
Наступил ответственный момент - «Праздничный стол». Меню составляется заранее. Хозяева продумывают, чем угостить гостей.
Девочка Надя. (Стук в дверь).
А вот и ещё гости. Проходите , я вас очень ждала. Мы с ребятами собираемся пить чай, присаживайтесь.
(Гости в шапках сели за стол, слизывают крем, бросают фантики)
Девочка схватилась за голову.
Учитель.
Ребята, что происходит?
Учащиеся.
Гости неправильно ведут себя за столом.
Учитель.
Правил поведения за столом очень много. В учебнике они написаны на стр.60. Читаем «цепочкой» и стараемся запомнить.
6. Рефлексия.
Учитель.
Было ли интересно вам на уроке?
Какие чувства вас сопровождали - радость или разочарование?
7. Домашнее задание.
Учитель.
Выполните задание в тетради по этой теме.