Цель: дифференциация звуков [С] - [С'].
Задачи:
- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [с] - [с'] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
- знакомить со сравнительной характеристикой звуков [с] - [с'], нормами их артикуляции;
- развивать пространственные представления, межполушарные взаимодействия;
- закреплять навыки согласования прилагательных и существительных;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мелкую моторику;
- обогащать и уточнять словарь на тему «Осень».
Оборудование:
- музыкальный отрывок «Осень»;
- репродукция «Осень»;
- листы чистой бумаги;
- цветные карандаши;
- зеркала, салфетки;
- речевые профили звуков;
- касса букв;
- слоговая таблица;
- конверты с карточками;
- картинки с изображением листопада, лиственницы
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Развитие межполушарных взаимодействий
- Ребята, давайте определим наше настроение в начале занятия. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши. Предлагаю нарисовать цветочек (если настроение хорошее), тучку (если настроение плохое) и ёлочку (если кто-то не определился, какое у него настроение). Рисовать одновременно правой и левой руками. Начнём (звучит музыкальной отрывок из темы «Осень»).
- Я вижу, что практически у всех настроение хорошее. Надеюсь у тех, кто нарисовал тучку настроение к концу занятия улучшится.
2. Формулирование темы занятия и запись ее на доске
(Вывешивается репродукция картины «Осень»)
- Предлагаю рассмотреть картину с точки зрения пространственного расположения изображенного.
- Что находится в правом верхнем углу? В правом нижнем углу? В верхнем левом углу? В правом верхнем углу? Что находится на переднем плане? Что находится между берёзой и сосной?
- Ребята, что общего в прозвучавшем музыкальном отрывке и данной репродукции?
- Какой мягкий звук стоит в середине слова «осень»?
- Тема нашего занятия – «Дифференциация звуков [с] - [с']».
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Для чёткого произношения изучаемых звуков выполним артикуляционную гимнастику. Приготовили зеркала.
«Лопаточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать (1 – 6). Закрыть рот. Повторить 4 раза.
«Почистим нижние зубы»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» зубы, делая движения из стороны в сторону, снизу – вверх под счёт до 6. Повторить 4 раза.
«Киска сердится»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт 1 выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счёт 2 вернуться в исходное положение, не отрывая кончик языка от нижних зубов. Повторить 4 раза.
2. Работа с речевыми профилями звуков
- Сейчас работаем с речевыми профилями звуков.
Звук [С]:
Губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена по середине языка.
- Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному.
Звук [С']:
Губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена по середине языка. Спинка языка приподнята и выгнута вперёд вверх, язык напряжён.
- Повторили все вместе на одном дыхании, теперь по одному.
- Что общего в профилях звуков?
- В чём разница?
3. Соотнесение звуков [с] - [с'] с буквой
- Назовите букву, которая данные звуки обозначает на письме.
- Как на письме определить мягкость звука [С]?
4. Развитие слогового анализа и синтеза
- Посмотрели на доску, повторили слоговой ряд:
КСЮМ – ТСОЛ – МСЕВ – ЫСТ – УТКСЬ
- Взяли ручки, открыли тетради, записали число.
-Записать в тетрадь слоги с мягким звуком [С'].
- Найти слог, который оканчивается на мягкий согласный звук.
- Почему вы выбрали этот слог?
- В конвертах лежат слоги. Соберите слоги так, чтобы получились слова.
ЛИСТ-ВЕН-НИ-ЦА |
ЛИС-ТО-ПАД |
КУС-ТАР-НИК |
СЕН-ТЯБРЬ |
НА-СЕ-КО-МО-Е |
О-СЕНЬ |
- Назвать слово, обозначающее название месяца.
- Назвать слово, обозначающее маленькое животное.
- Назвать слово, обозначающее время года.
- Слово, обозначающее такое явление, как опадание листьев осенью.
- Какое слово осталось не названным?
- Лиственница – это хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоёй и ценной древесиной (показать картинку).
(вывесить слова на доску)
- Назвать слова с мягким звуком [с']. Записать слова в тетрадь в два столбика: в первый – с твёрдым звуком [с], во второй – с мягким. Звуки [с] - [с'] выделить соответствующими цветами.
5. Пальчиковая гимнастика «Поднималки»
Две руки лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Сначала поднять на обеих руках мизинцы, затем безымянные, затем средние, указательные и большие пальцы, а затем возвратиться от большого к мизинцу.
6. Развитие слухового и зрительного восприятия
- Определить место звука в слове.
- Место звука обозначить цифрой, записать предыдущую и последующую буквы.
ЧУДЕСНАЯ (е5н) |
ПОГОДА |
ПАСМУРНОЕ (а3м) |
НЕБО |
СЛАВНОЕ (1л) |
ВРЕМЯ ГОДА |
ОСЕННИЙ (о2е) |
ДЕНЬ |
ТОСКЛИВОЕ (о3к) |
НАСТРОЕНИЕ |
РОСКОШНЫЕ (о3к) |
ДЕРЕВЬЯ |
СУХОЙ (1у) |
ЛИСТ |
ЗОЛОТИСТАЯ (и7т) |
ОСЕНЬ |
КРАСИВЫЙ (а4и) |
ЛЕС |
(открыть слова)
-Что общего между этими словами?
- К данным прилагательным нужно подобрать подходящие по смыслу существительные. Но сначала существительные нужно расшифровать. По одному срываем осенние листья и называем получившиеся слова.
- Составить пару прилагательное + существительное, выделить во всех словах мягкие и твёрдые звуки [с] - [с'].
- Зачитаем по одному.
III. Итог занятия
- Берём листы бумаги, карандаши и рисуем своё настроение в конце урока. Напоминаю, рисуем одновременно двумя руками цветочек, ёлочку или тучку.
- Я вижу, что настроение у всех хорошее.
- Подведём итог нашего занятия: какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем они схожи? В чём отличия?
- Домашнее задание: написать имена мальчиков и девочек, в которых присутствуют данные звуки.