Урок литературного чтения в 3-м классе. "Л.И. Кузьмин. "Беглец"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с творчеством Льва Кузьмина как прозаика.

Задачи урока:

  • дать представление о Кузьмине-прозаике на примере рассказа «Беглец»;
  • раскрыть характер героев рассказа;
  • показать художественные особенности произведения;
  • развивать коммуникативное общение учащихся на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Учитель предлагает учащимся узнать, о ком идёт речь:

  1. Он:
  • замечательный писатель;
  • талантливый человек, прославивший Пермский край удивительными произведениями разных жанров;
  • его имя узнают в России и далеко за ее пределами;
  • его труд отмечен государственными наградами;
  • издано около 100 его книг;
  • его имя присвоено Пермской краевой детской библиотеке. (Учащиеся называют имя писателя - Лев Иванович Кузьмин). Высвечивается портрет писателя. Учитель дополняет, что урок посвящается 80-летию со дня рождения Льва Ивановича.
  1. Что вы ещё знаете о Л.И. Кузьмине? (Учащиеся называют его известные произведения – стихи и сказки «Ветер и Туча», «Возвращение Слона», «Капитан Коко и зелёное стёклышко», декламируют отрывки его произведений. Делают вывод, что Л.И. Кузьмин- поэт и сказочник). В ходе работы на доске появляется запись с диапроектора:
    Л.И. Кузьмин
    Поэт – сказочник – …?
  2. Это все знания о Л.И. Кузьмине? (Нет). Какие задачи нам предстоит сегодня решить на уроке?
  3. Учащиеся совместно с учителем ставят задачи урока. На доске высвечивается:
    Задачи урока:
  • Выяснить, что Л.И. Кузьмин – прозаик на примере изучения нового произведения – рассказа «Беглец» (мы только начнем сегодня работу).
  • Раскрыть особенность характера героев рассказа.
  • Исследовать художественные особенности произведения.
  • Подумать, для чего мы изучаем литературное наследие Л.И. Кузьмина.

После постановки задач на доске высвечивается тема урока: Л.И. Кузьмин - прозаик.

3. Чтение первой смысловой части вслух учащимися от слов «Раскидистая, очень высокая, вся…» до слов «… за прохладный овраг, за деревню».

Вопрос учителя после чтения первой части: можно ли сказать, что из всех деревьев черемуха была особенной?

Расскажи и докажи, обращаясь к тексту. (Ответы детей)

Литературный язык писателя: родной, теплый, добрый, исконно-русский, уменьшительно-ласкательные формы слов (ладошки, друг дружку, за нашими окошками…). В ходе работы составляется цитатный план.

1пункт плана «Вот так сад-виноград!»

4. Чтение второй смысловой части вслух учащимися от слов «А я вот путь на эту черёмуху всё-таки нашёл», до слов «…что побывать козликом Яшкой мне было бы тоже куда как любопытно».

Словарная работа

Тетушка Астя (двоюродная бабушка)

Шибко – очень вспыльчивая

Хорошего дёру - наказать, отругать

Обочь – сбоку

Литературный язык писателя:

1) исконно-русский, сказочный – жил-гостил, по-за, крыльцом, шибко, меж столбиков;

2) повторы – мало-помалу.

Вопросы учителя после чтения второй части:

- Какой ты представляешь себе тетушку Астю? (шустрый, горячий характер, любит порядок, любит внука, вспыльчивая).

- Что вы узнали о мальчике Леньке? Какой он? Расскажите и докажите, обращаясь к тексту (наш ровесник, часто бывает непослушный, что приводит к непредвиденным обстоятельствам, шустрый)

- Ленька похож на вас? Чем?

5. 1) Чтение третьей смысловой части вслух «цепочкой» от слов «В общем, я опять тётушкиным шумным словам…» до слов «…по широкому нашему подворью, по лужайке».

2) - А каким сейчас ты представляешь себе Леньку? (уверенный, быстрый, в неловкой ситуации не отчаивается)

- Чем привлекает нас Ленька? (Ответы детей)

3) Литературный язык писателя для усиления положения беспомощности Лёньки автор ввёл комический момент, уменьшительно-ласкательные слова.

4) высвечивается второй пункт цитатного плана «Ходить в палисадник только там, где люди ходят».

6. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали о Л.И. Кузьмине? (прозаик, написал замечательный рассказ «Беглец»; чувствовал и понимал душу ребёнка, озорство, переживания отношения со взрослыми; особенный литературный язык писателя, через который показано отношение к героям произведения).

7. Для чего мы изучаем литературное наследие Л.И. Кузьмина? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).

8. Сюрприз - высвечиваются кадры фильма о Кузьмине (живое слово Л.И. Кузьмина).

9. Учитель благодарит учащихся за урок и оценивает их работу.

10. Домашнее задание: дочитать рассказ «Беглец» и продолжить составление цитатного плана, группе учащихся предлагается подготовить творческое задание для класса (сюрприз) - нарисовать кадры будущего фильма в соответствии с цитатным планом.