Тип урока: конференция
Класс: 10-11
Тема урока сообщается ученикам заранее. Обозначаются вопросы для обсуждения и подготовки.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, презентация.
Цель урока: дать представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с качеством жизни.
Задачи: определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного и российского трудового права; — рассмотреть тенденции молодежного рынка труда в Москве в непосредственной связи с интересами и профессиональными предпочтениями учащихся; — выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда; — сформировать у учащихся понимание социально-экономической природы трудовых отношений, готовность выстраивать траекторию профессионального роста с учетом тенденций социально-экономического развития города Москвы.
Ход конференции
1.
-Постановка темы конференции: «Достойный труд в 21 веке».
- Просмотр фрагмента фильма «Кулак» (сл. №2).
- Погружение в проблему. Обсуждение фильма.
2.
Вступительное слово учителя: 7 октября 2008 года объявлено Международной конфедерацией профсоюзов Всемирным днем действий профсоюзов за достойный труд. В этот день во всех странах Европы, в США и других государствах пройдут акции в защиту достойного труда: демонстрации и пикеты, встреча с представителями властей и работодателями, профсоюзные собрания и сбор подписей. В Москве в рамках Дня единых действий будет профсоюзный урок «Что такое достойный труд, или, за что борются профсоюзы». Профсоюзные уроки уже имеют свою историю в Москве. Они проводятся в старших классах школ, колледжах и других образовательных учреждениях четвертый год, их цель — формирование правового самосознания старшеклассников, воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов, подготовка молодежи к трудовой жизни и формирование независимой, самоценной личности.
3.
Конференцию открывает учащийся 11 класса с презентацией по теме: «История профсоюзного движения» (тема презентации сообщается заранее).
- Обсуждение с учениками презентации и формулировка выводов. (Возможный вариант презентации прилагается).
4.
- Обсуждение понятия «труд», в чём видеться цель и предмет трудовой деятельности. (сл.№4)
- Акцентирование внимания на ключевых словах понятия «труд»: средства, способ, потребность, право, человеческие ресурсы. (сл.№5)
5.
Игровой момент.
- Обсуждение понятия «труд» с позиций - государство, работодатель, работник. Определение критериев достойного труда. (сл.№6)
Учащиеся делятся на 3 группы, соответствующих направлений. Им даётся 2-3 минуты на обсуждение поставленной проблемы. По истечению времени представитель группы аргументировано доказывает позицию группы.
- Слайд №7 -9. Формулировка выводов по теме «труд».
6.
- Вопросы учителя: В чем мы наблюдаем пересечение интересов? Являются ли они тождественными для сторон? Слайд №10
- Обсуждение понятия качества жизни и минимальных социальных стандартов, введенных в РФ: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), потребительская корзина. Слайды № 11-17. Просмотр видео - фрагмента из новостей. Обсуждение полученных сведений.
7.
Задания учащимся. Слайд 18 – 20. Раздаются ранее приготовленные карточки с задачами.
- Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина в России составляет в настоящее время примерно 4900 руб. в месяц, в пересчете на день — около 130 руб. Какие продукты вы сможете купить на эти деньги (на один день) и смогут ли они обеспечить вам качественное питание?
- 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». По этому закону на трудоспособное население приходится 133,7 кг хлебных изделий в год, 107 кг картофеля, 97 кг овощей, 200 яиц, 13,8 кг различных видов масла, 16 кг рыбопродуктов, 37,2 кг мясопродуктов. Рассчитайте набор и количество продуктов, приходящихся на трудоспособного человека в день, и сравните его с вашим дневным продуктовым набором.
- Прожиточный минимум и состав потребительской корзины можно рассматривать в качестве минимального социального стандарта, установленного в России. Могут ли эти стандарты обеспечить качество жизни человека? Какой должна быть, на ваш взгляд, достойная зарплата?
- С 1 сентября 2008 года региональный минимальный размер оплаты труда составляет 7500 руб. (в России — 2100 руб.). Это означает, что ни один работающий человек в Москве (во всяком случае, в бюджетных организациях, финансируемых городом) не может получать меньше. В случае если ставка заработной платы работника, ниже установленного минимума, ему производится доплата до 7500 руб., но только если он работает на одну ставку. Тетя Маша работает уборщицей на 1,5 ставки в соседней школе. Ставка ее зарплаты составляет 5020 руб. в месяц. Сколько получает тетя Маша в месяц?(7530 руб.) А теперь поставьте себя на место:
а) тети Маши. Как ей поступить, если она будет знать московские законы?
б) руководителя школы. Что он должен сделать, чтобы тетя Маша получила наиболее выгодную и справедливую форму оплаты труда?
в) председателя профкома. Что он должен посоветовать тете Маше?
Проверка полученных ответов.
8.
Заключение слайд 22,23.
Вопросы для обсуждения и проверки усвоения материала
- Мы рассматривали труд как экономическую категорию. Что в этом смысле представляет собой достойный труд? В чем состоит полезность труда?
- Кроме источника дохода, труд может выступать источником вдохновения, самореализации, удовлетворения. Лишенный этого человек, по мнению американского экономиста Дж. Гэлбрейта, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию, уныние. Когда труд приносит удовлетворение? Как с этим связаны результаты труда?
- Что такое качество жизни и как это понятие связано с достойным трудом?
- Почему профсоюзы выступают за увеличение МРОТ, величины прожиточного минимума и индексацию зарплаты?
- Женщины в среднем получают меньшую зарплату, чем мужчины. Чем это можно объяснить? Справедливо ли это?
- Как соотносятся понятия «достойный труд» и «добросовестный труд»?
- В чем заключается ответственность государства, бизнеса и работника в сфере трудовых отношений?
- Общеизвестно, что еще в начале XXI века самой быстрорастущей и бесчеловечной формой принудительного труда — торговлей людьми — было затронуто до 4 млн. человек (United States Department of State, 2002). Может ли труд по принуждению быть высокопроизводительным и достойным или же это свойства свободного труда?
- Можно ли считать достойным труд: — если он хорошо оплачивается, но небезопасен; — если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем; — если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека?
- Какими измерителями можно измерить качество достойного труда?
Необходимо законодательное установление такого порядка, при котором выпускники, подготовленные по городской программе, после окончания вуза выходили бы на работу на предприятия и в организации, подавшие на них заявки.