Урок математики "Давайте поиграем!"

Разделы: Математика


Математика – точная дисциплина, изучение которой нелегкий труд. Учитель строгий и   требовательный,  ученики - непоседы. Если не увлечь их, не заинтересовать, урок пройдет по принципу: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Как подобрать тот самый ключик, который открывает волшебную дверцу в душе Анечки Медведевой или Эльдара Муканова? Как сделать так, чтобы урок не стал наказанием, учитель – мучителем, а домашние задания не списывались из решебников?

 Естественное состояние ребенка – игра. Учащиеся 5-6 классов испытывают психологический комфорт, раскрепощаются, если в процесс урока включены игровые моменты. Да и старшеклассники будут приятно удивлены неожиданному повороту событий на уроке алгебры или геометрии.

Рассмотрим следующие этапы урока: а) проверка выполнения домашнего задания; б) устный счет; в) объяснение нового материала; г) закрепление изученного.

Проверка выполнения домашнего задания. Ролевая игра. Чтобы не превратить проверку домашней работы в тяжкую повинность, «съедающую» впустую драгоценное время,  педагог предлагает ребятам поменяться тетрадями с соседом по парте, вооружиться карандашом и примерить на себя роль учителя. Все увлечены и внимательны, каждый чувствует ответственность: пропустить ошибку нельзя, схитрить и по дружбе завысить отметку нельзя, проверенная работа фиксируется личной подписью. Каждое верное действие или вычисление отмечается плюсом, ошибочное – минусом. Если работа «набрала» только плюсы, разрешается выставить «5».

Другой вариант. Выбирается «диктор», который проговаривает «ответы». Оставшаяся часть класса - «эксперты», они жестикулируют условленным образом: если ребята согласны, они кивают, в противном случае хватаются за голову руками, строя укоризненные рожицы.

Устный счет. Используется маленький яркий мячик, как эстафетная палочка. Учитель, обращаясь к какому-нибудь ученику, передает ему мячик и дает задание для устного счета. Выбранный учащийся отвечает на вопросы и передает мяч одному из своих одноклассников. «Кто будет отвечать следующим»,- с волнением ожидают дети. Кому передать мяч, решает отвечающий. Класс работает активно и увлеченно, внимательно следя за процессом.

Изучение нового материала. 1. Инсценировка. Например, на уроке по теме «Задачи на движение» в 5 классе, выбираются исполнители ролей моторной лодки и течения. Учитель предлагает им показать, как лодка плывет по течению и против течения. Ребята, получившие роли, «оживают»: «Течение» с удовольствием помогает «Лодке» плыть, подталкивая ее по ходу своего движения, и мешает ей, когда «Лодка» меняет направление движения. Далее на доске с помощью класса учитель записывает соответствующие формулы и показывает, как их применить к решению задач.

Урок по теме «Законы вычитания», 5 класс.  – Как из числа вычесть сумму двух других чисел? Среди учащихся распределяются роли первого числа «a», второго числа «b» и третьего числа «c». Обыгрывается левая часть формулы a – (b + c) = a – b – c:

Ученик, исполняющий роль первого числа « a», открывает дверь из классной комнаты и предлагает одноклассникам в ролях чисел « b» и « c», выйти за дверь. Числа «b» и «c», «взявшись за руки, выходят», т.е. из числа а  вычитается  сумма, b + c.

Обыгрывается правая часть формулы a – (b + c) = a – b – c: ученик «а» вновь предлагает числам «b» и «c» «выйти за дверь», но уже по одному: сначала «b», потом «c», т.е. из числа а вычитается первое слагаемое b, затем второе слагаемое c.

Закрепление изученного материала. 1. Эстафета. Например, необходимо закрепить навык по выполнению сложения десятичных дробей, т.е. решить серию однотипных примеров:

№ 265. Выполните действие:

а) 6,25 + 4,8;

б)  0,769 + 42,389;

в) 6,6 + 5,99;

г) 12,9 + 9,724;

д) 24,305 + 0,520001 . . .

Чтобы не было скучно и утомительно, учитель приглашает ребят принять участие в соревновании «Лучший определитель суммы». Три ряда – три команды. Одновременно у доски находятся три человека. Учитель говорит: « Приготовиться к нахождению суммы из пункта г). На старт! Внимание! Марш!». За верно и быстро вычисленную сумму начисляется 10 баллов; 5 баллов присуждается тому, кто сумму нашел без ошибки, но времени затратил больше; самому медлительному достается 3 балла; если допущена ошибка, баллы не начисляются. Далее вызывается следующая тройка, мел – эстафетная палочка, кто его получил, тот и выходит к доске. Подводятся итоги, называется ряд победитель.

2. «Молчанка». Используется для контроля качества выполнения упражнений. Способности  каждого ученика отличаются. Пока Катя у доски записывает уравнение, Петя его уже решил. Что ему дальше делать? Мальчику необходимо привлечь внимание учителя поднятой рукой и на пальцах показать найденное значение переменной, например, х = 451: сначала выбрасываются четыре пальца, затем пять, потом один. Решил уравнение без ошибки, получил плюс, т.е. разрешение приступить к следующему заданию. Так, не произнося ни единого слова, не покидая парты, можно получить оценку за работу на уроке. Если время позволяет, можно приступить к выполнению домашней работы. «Молчанка» интересна ребятам и эффективно побуждает их к самостоятельной работе. Учителю, конечно, придется нелегко, как хорошему баскетболисту, принимать частые пассы – поднятые руки и быстро передвигаться по площадке – классу. Поверьте, игра стоит свеч!

Другой вариант «показа» числа-ответа: например, вычислили частное 27 – результат первого действия. Учитель, подойдя к ученику, тихо, чтобы не мешать остальным,  говорит ему: «Сколько единиц содержит частное?» Ученик выбрасывает семь пальцев. Учитель продолжает: «Сколько тысяч?» Тысяч нет, поэтому большой и указательный  пальцы смыкаются в кольцо, показывается ноль. На вопрос «сколько десятков в частном» ученик выбрасывает два пальца.

3. «Требуется помощь». Учитель намеренно при решении допускает ошибку. Это выясняется при проверке. Требуется помощь класса, ошибку необходимо исправить! Данная проблемная ситуация «заставляет» детей быть предельно внимательными и следить за мыслью учителя, т.е. НЕ СПИСЫВАТЬ механически с доски. Пассивное списывание – трясина, которая засасывает, отупляет. Педагогу необходимо приложить все свое мастерство и «зажечь» учеников, чтобы поддерживать их активность на протяжении всего урока. Данную игру лучше применять в старших классах, но и для 5-классников будет откровением то, что учитель не является роботом, запрограммированным на безошибочные действия, что не следует слепо копировать чьи-то решения, лучше самому допустить ошибку, исправить ее, чем списать чужую. Изучать математику, лишь глядя на работу других, не получится.

Дидактическую игру не следует путать с забавой, доставляющей удовольствие ради удовольствия. Ее функции: активизация учебной деятельности, усвоение знаний не по принуждению, а по желанию; мобилизация творчества, развитие личности; снятие психологических и физических перегрузок. Игровые моменты на уроках становятся тропинками в «чаще» формул, определений и понятий, это островки безопасности для учеников и умение педагога показать свое мастерство, артистизм, творческую натуру.  Внимание: урок математики. Давайте поиграем!