Цели:
Обучающие:
- обобщить и углубить знания обучающихся об экосистеме как едином природном комплексе, в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии;
- обеспечить усвоение основных понятий и закономерностей экосистемы;
- закрепить знания по типам экосистем на территории России;
- на примере творчества поэтов 20 – 21 веков показать, как раскрывалась тема природы в литературе.
Развивающие:
- - развивать творческие способности и мышление учащихся:
- - формировать навыки исследовательской деятельности;
- - совершенствовать умения и навыки отбирать материал, выбирать главное;
Воспитательные:
- - воспитание бережного отношения к природе, ответственности за деятельность человека, осуществляемую в природе;
- - воспитание любви к поэзии;
- - развитие духовности учащихся
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- диски с записями голосов птиц и животных, шума ветра, звоном капель, шумом морского прибоя;
- запись симфонии №6 Бетховена;
- картины русских художников с изображением природы;
- таблицы: «Потоки вещества и энергии в экосистеме», «Продуктивность биомов на территории России», «Экологическая пирамида энергии», «Типы пирамид биомассы в разных экосистемах».
План:
- Организационный момент.
- Интеллектуальная разминка «Пересечение тем».
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Поэтическая страничка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель экологии.
Ребята, я приглашаю Вас сегодня принять участие в работе исследовательской лаборатории «Земля – Человек». Объект нашего исследования – экосистема.
Задача исследования заключается в том, что нам необходимо будет доказать, как живые косные компоненты экосистемы связаны между собой.
2. Интеллектуальная разминка «Пересечение тем».
Учитель экологии.
Ребята, для того, чтобы приступить к нашему исследованию мы должны систематизировать имеющиеся у вас по данной теме знания, вспомнить материал, который изучался Вами в девятом классе в курсе биологии и экологии. Для этого Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Перед Вами лежат оценочные листы, в которых за каждый правильный ответ Вы проставляете себе «+». Вашу работу также будет фиксировать наблюдатель (подготовленный учащийся из класса). По количеству правильных ответов Вам будет выставляться оценка.
На интерактивной доске представлен тест с последующей проверкой.
1. Понятие «экологическая система» введено:
А) Сукачевым
Б) Тенсли
В) Ломарком
Г) Рулье
2. Самая крупная глобальная экосистема Земли:
А) макроэкосистема
Б) мезоэкосистема
В) биосфера
Г) микроэкосистема
3. Укажите роль продуцентов в экосистеме:
А) разлагают биомассу на неорганические вещества;
Б) образуют органические вещества с использованием энергии окисления неорганических веществ;
В) используют органические вещества для получения энергии и синтеза новых веществ;
Г) создают живое вещество с использованием солнечной энергии
4. Какая группа организмов относится к редуцентам?
А) Волк, заяц, ворона
Б) Береза, дуб, камыш
В) Бактерии, гриб – трутовик, вирусы
Г) Дождевой червь, осина, ель
5. Каждой группе животных экосистемы, приведенной в левой колонке, подберите характерные особенности:
1) Пойкилотерные | А) Могут регулировать теплопродукцию за счет | |||
Б) Могут регулировать теплоотдачу; | ||||
2) Гомотермные изменений обмена; | В) Могут поддерживать температуру тела на более постоянном уровне, чем температура окружающей среды |
6. Каждой группе организмов, приведенной в левой колонке, подберите характерные особенности:
1) Автотрофные | А) Реагируют на сокращение светлого периода суток; | ||
Б) Стимулируют синтез хлорофилла; | |||
2) Гетеротрофные | В) Ориентируются с помощью зрения; | ||
Г) Питаются готовыми органическими веществами; | |||
Д) Преобразуют энергию света в энергию химических связей |
7. Выберите правильные ответы.
Действие каких факторов среды при регуляции численности популяции не зависит от ее исходной плотности?
А) Выпадение осадков;
Б) болезнетворные агенты (вирусы, бактерии);
В) хищничество, паразитизм, конкуренция;
Г) холодный период времени года;
Д) ураган
8. Какая экосистема имеет самую высокую продуктивность?
А) Морская
Б) Болото
В) Лесная
Г) Луг
9. Какая цепь питания правильная?
А) Ястреб – лисица – ящерица – трава – кузнечик – бактерии;
Б) Трава – бактерии – лисица – кузнечик – ястреб – ящерица;
В) Трава – кузнечик – ящерица – ястреб – лисица – бактерии;
Г) Бактерии – лисица – ястреб – ящерица – кузнечик – трава
10. Выберите правильные ответы.
Ограничивающий фактор среды – это:
А) любой фактор среды, сдерживающий рост численности популяции;
Б) любой фактор среды, который в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения;
В) любой фактор среды, интенсивность которого приближается к приделу выносливости и выходит за него
3. Исследовательская деятельность учащихся
Учитель географии.
Ребята, Вам было дано задание (задание выдается за неделю до проведения урока) найти информацию о продуктивности биомов на территории России, проанализировать ее.
Сегодня вам предоставляется возможность высказать свои наблюдения, предложения и выводы.
Класс делится на три группы (по рядам) и представляет результат работы по домашнему заданию. От каждой группы выступают два спикера с докладом и плакатом, изготовленным всей группой учащихся.
1-я группа - Полярные пустыни, Арктические тундры, Субарктические тундры, Лесотундра.
2-я группа - Северная тайга, Средняя тайга, Южная тайга, Хвойно–широколиственные леса.
3-я группа - Широколиственные леса, Луговые степи, Сухие степи, Полупустыни
4. Поэтическая страничка
Учитель литературы.
Ребята, сегодня мы с Вами совершим путешествие по страницам поэзии 20 – 21 вв. и посмотрим, как прослеживается тема природы.
Учащиеся читают заранее приготовленные стихи и демонстрируют презентации различных экосистем.
А. А. Ахматова «Еще весна таинственная млела».
Еще весна таинственная млела,
Блуждал прозрачный ветер по горам
И озеро глубокое синело –
Крестителя нерукотворный храм.
Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот моих лесов».
Где сладкий шепот моих лесов?
Потоков ропот, цветы лугов?
Деревья голы; Ковер зимы
Покрыл холмы, луга и долы.
Под ледяной своей корой
Ручей немеет; Все цепенеет,
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет седою мглой.
А. А. Блок «Глушь родного леса».
Глушь родного леса,
Желтые листы.
Яркая завеса поздней красоты.
А. А. Блок «Еще бледные зори на небе».
Еще бледные зори на небе,
Далеко запевает петух.
На полях в созревающем хлебе
Червячок засветил и потух.
Потемнели ольховые ветки,
За рекой огонек замигал.
Сквозь туман чародейный и редкий
Невидимкой табун проскакал.
С. А. Есенин «Весна».
Тинь-тинь, синица!
Добрый день! Не бойся!
Я тебя не трону.
И коль угодно, на плетень
Садись по птичьему закону.
5. Игра «Нил»
Учитель экологии.
Ребята, Вы знаете великую африканскую реку Нил, но в данном случае Нил – это научно-исследовательская лаборатория, в которой мы находимся.
Сейчас каждая группа получит задание, решение которого вы должны представить на суд комиссии и всех учащихся класса.
Задание 1-й группы.
На Гавайских островах в 1979 г. Было представлено 22 вида млекопитающих, около 160 видов птиц, 1300 видов насекомых и свыше 2000 видов цветковых растений. Однако теперь 70% видов местной флоры островов находится на грани исчезновения, вымерло 22 вида птиц и множество видов других организмов. Подумайте, что стало причиной столь печальных событий.
6. Заключительная часть
Задание 2-й группы.
В 1850 г. В Северной Америке выдающийся орнитолог А. Уилсон наблюдал, как одна перелетная стая странствующих голубей более чем на 4 часа закрыло небо. Он подсчитал численность стаи. Она составила 2 миллиарда птиц.
Блюдо, приготовленное из этой птицы, считалось деликатесом.
Сосчитайте, через сколько лет стая перестала существовать, если в среднем по всей Северной Америке съедали 84000 порции за один день, по 2 птички на порцию.
Задание 3-й группы.
По данным ученых, в течение 100 лет, с 1850 по 1950 г., каждые 10 лет исчезал 1 вид растений. До 2000 г. Исчезало по 1 виду в день, а с 2000 г. Возможно исчезновение 1 вида в 1 час. Постройте кривую скорости исчезновения видов растений. На графике по оси абсцисс – время, по оси ординат – число исчезающих видов. Какие выводы можно сделать, исходя из существующей тенденции увеличения скорости исчезновения видов растений? Каковы основные причины столь резкого увеличения скорости исчезновения видов растений?
Учитель экологии
Ребята, от каждого из нас зависит, что в дальнейшем ожидает нас жить в цветущем саду или погибать в пустыни, которую сам для себя создают человек.
Учитель литературы
В заключение нашего урока я хотела бы прочесть Вам стихотворение М. Дубинина «Заклинание с полюсом», обращенного к Вам.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
7. Выставление оценок (используются оценочные листы)
8. Домашнее задание
Напишите сочинение «Берегите Землю! Берегите!»