Цели урока:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером, подготовить учащихся к контрольной работе.
- Развивающая: развитию мотивации к изучению информатики, развитию памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности, развитию творческих способностей детей.
- Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения и поведения; формированию системного мышления, обобщения, организации общения в классе.
Тип урока: обобщение знаний.
План урока:
- Организационный момент (3 мин)
- Обобщающий этап (22 мин)
- Работа с компьютером (15 мин)
- Подведение итогов, постановка домашнего задания (5 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
– Приветствие;
– проверка отсутствующих;
– сообщение учащимся темы и целей урока.
2. Обобщающий этап
Мы закончили изучение темы «Устройство компьютера», и сегодня я проверю, как вы усвоили все, что мы рассматривали на уроках.
Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете «компьютер» . Таким образом, кто набирает больше всего «компьютеров» по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием, получит более высокую оценку.
Сейчас нам было бы сложно представить свою жизнь без компьютеров. Они стали незаменимыми помощниками в различных сферах деятельности людей. Давайте вспомним, какими же профессиями владеет компьютер?
(Врач, учитель, дизайнер, бухгалтер, мультипликатор, художник, инженер и т.д.)
Вы назвали очень много различных профессий, даже не верится, что все это может выполнить компьютер! Что же это за чудесное устройство?
Давайте вспомним, что такое компьютер?
(Это – автоматизированное устройство, предназначенное для работы с информацией)
А что значит «работа с информацией»? Что компьютер делает с информацией?
(Хранит, выводит, передает, получает)
Значит, для того, чтобы компьютер мог выполнять все эти действия с информацией, ему необходимы специальные устройства. Сейчас я вам предлагаю разгадать ребусы, в которых зашифрованы основные устройства компьютера.
Приложение 1. (слайд №3-9)
Клавиша
Процессор
Дисплей
Принтер
Монитор
Дискета
Итак, к основным устройствам компьютера относятся: монитор, системный блок и клавиатура. (слайд № 11)
Теперь скажите, для чего нужна клавиатура? (Для ввода символьной информации)
А зачем компьютеру монитор? (Для вывода информации)
Приложение 1. (слайд №12-14)
Для чего предназначены следующие устройства (устройства ввода).
Для чего предназначены следующие устройства (устройства вывода).
Для чего предназначены следующие устройства (устройства хранения).
Работа с интерактивной доской. Приложение 2.
Какие из устройств являются устройствами ввода?
Какие из устройств являются устройствами вывода?
Какие из устройств являются устройствами хранения?
Мы выяснили, для чего нужны все вышеперечисленные устройства, но остался еще системный блок. Что это за устройство, для чего оно нужно?
(В системном блоке находятся другие необходимые компьютеру устройства: процессор, винчестер, микросхемы памяти, дисководы для гибких и лазерных дисков, вентилятор, блок питания и др)
Вы сказали, что в системном блоке находится процессор. А что это за устройство? Для чего оно нужно?
(Процессор – это устройство обработки информации)
Вы так хорошо знаете устройство компьютера, что без труда, думаю, справитесь со следующим заданием.
Класс делится на три микрогруппы. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Чья микрогруппа быстрее и правильнее справится с заданием, учащиеся получают дополнительные баллы.
[Пока класс по микрогруппам разгадывает кроссворд, я вызываю одного ученика к доске для выполнения индивидуальной работы (на интерактивной доске или на планшете). Каждому термину, указанному в левой колонке, выберите соответствующее описание, находящееся в правой колонке.]
Все остальные разгадывают кроссворд.
Приложение 1 (слайд № 16).
1. Младший брат настольного калькулятора, считает тоже быстро, но ничего больше не умеет.
2. Как назвать все действия по работе с информацией одним словом?
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Устройство для вывода информации на бумагу.
5. Заветное слово, не зная которого можно не попасть в файл, папку или программу.
6. Бывает контекстное, пиктографическое, быстрого доступа, ниспадающее…
7. Машина, часто внешне похожая на человека, способная выполнять за него какие – либо операции.
8. Самая опасная операция с файлами.
9. «Мозг» ЭВМ.
10. И оружие, и город в Англии, и жёсткий диск.
11. Одно из основных устройств ввода информации.
Затем проверяем, как выполнена индивидуальная работа у доски.
Затем проверяем кроссворд.
Несколько раз уже прозвучало слово «память». Что это за устройство, для чего оно нужно? (Устройство, предназначенное для хранения информации в компьютере)
Верно. Мы на предыдущих уроках говорили, что компьютер по своим информационным функциям очень похож на человека. И так же, как у человека, в компьютере выделяют два вида памяти. Какие это виды? (Внутренняя и внешняя)
Что относится к внутренней памяти? (Оперативная память и постоянная память)
Верно. Какие устройства реализуют эти виды памяти? (ОЗУ и ПЗУ)
А где они находятся? (В системном блоке)
Вы мне сказали, что в системном блоке находится еще и винчестер. Для чего он компьютеру? (Чтобы хранить на нем информацию)
Значит винчестер – это тоже устройство памяти компьютера. А к какому виду памяти он относится: к внутренней памяти или к внешней? (К внешней)
Верно. Назовите мне еще устройства, относящиеся к внешней памяти. (Дискета, лазерный диск, флеш-накопитель)
Итак, мы выделили с вами 5 групп устройств, имеющихся в компьютере. Это
- устройства ввода информации;
- устройства вывода информации;
- устройства хранения информации;
- устройства обработки информации;
- устройство управления.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете устройство компьютера, я вам сейчас буду показывать изображения различных устройств, а вы будете по очереди называть мне, к какой группе оно относится. Приложение 1 (слайд № 19-31).
Скажите, а как называется совокупность всех устройств компьютера? (Аппаратное обеспечение)
Верно.
3. Работа с компьютером (15 минут)
А сейчас посмотрим, как вы умеете работать с компьютером.
Задание № 1. Запускаем компьютерный тест (для 5 класса) – время прохождения – 8 минут.
Задание № 2. Открыть файл «Карточка» и вставить пропущенные слова.
Практическое задание на уроке
Вставьте пропущенные слова вместо пропусков.
1. Аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку в форму, воспринимаемую компьютером, называются ….
2. Технические средства, преобразующие информацию из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку, называются ….
3. Служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу) - это ….
4. Существуют три типа принтеров: ….
5. Служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер ….
6. Предназначены для вывода звуковой информации - это ….
7. Устройство для вывода информации на экран - это ….
8. Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей и пр.) используются специальные устройства вывода — ….
Расшифруйте ребусы:
Клавиатура
Винчестер
Монитор
4. Подведение итогов, домашнее задание
Выставление оценок за работу на уроке. Учащиеся, у которых получилось больше всего «компьютеров», получают маленькие призы.
Домашнее задание
Заполнить таблицу, указав в ней периферийные устройства для работы с текстовой, числовой, звуковой, графической информацией.
текстовая |
числовая |
графическая |
звуковая |
|
|
|
|
Ответить на вопросы:
1) Перечислите основные составные части компьютера.
2) Какие устройства находятся в системном блоке?
3) Назовите известные вам устройства ввода информации.
4) Назовите известные вам устройства вывода информации.
5) На какие виды делится память компьютера?
6) Назовите устройства, относящиеся к внешней памяти.