Система воспитательной работы по социализации личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Разделы: Внеклассная работа


Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.                

Однако, недостаточный уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах воспитания личности ребёнка с одной стороны, с другой отсутствие комплексности воспитательной работе послужили стимулом к разработке системы воспитания личности ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Систему воспитания мы рассматриваем как ценностную, целенаправленную системообразующую деятельность субъектов воспитательного процесса в специально организованной среде, способствующей индивидуализации ребёнка в социуме.

Основой разработки системы воспитания ГОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» стал личностно-ориентированный подход и концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С.Газман).

Теоретические основы системы воспитания

В процессе 80-х годов в отечественной педагогике и психологии начинает утверждаться личностно-ориентированная парадигма образования в противовес традиционно-консервативной парадигме или когнитивной (знаниевой). Личностно-ориентированная парадигма относится к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

Личностно-ориентированная система воспитания – одно из направлений гуманистического образования. Центром воспитательного процесса при личностно-ориентированном подходе становится личность ученика и потребности этой развивающейся личности, она осознается как цель воспитания, субъект воспитательной системы.

Основоположниками личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности являются следующие ученые: А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс, Я.Корчак, О.С.Газман, И.С.Якиманская и др.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается как процесс субъективного, личностно значимого обогащения жизненного опыта ребенка в комфортных условиях.

Основная цель – обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

  • индивидуальность,
  • самоактулизированная личность,
  • самовыражение,
  • субъект,
  • субъектность,
  • Я-концепция,
  • выбор,
  • педагогическая поддержка.

Личностно-ориентированное воспитание позволяет выделить основные его признаки:

  • главная цель воспитания – развитие личности ребенка;
  • личность выступает системообразующим фактором организации всего воспитательного процесса;
  • педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;
  • ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;
  • формирование ценностных ориентаций у учащихся становится условием обеспечения компетентности личности;
  • полноценная компетентность воспитанника обеспечивается путем включения в процессе обучения его субъективного опыта.

Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

  • самоактуализация,
  • индивидуальность,
  • субъектность,
  • свобода выбора,
  • творчество и успех,
  • доверие и поддержка.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы:

  • диалог,
  • рефлексивный анализ,
  • диагностика,
  • педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка,
  • создание ситуации выбора и успеха.

Цели и задачи системы воспитания

Основой разработки системы воспитания специальной (коррекционной) школы-интерната стала концепция воспитания О.С.Газман, Т.В.Анохиной, Н.Б.Крыловой «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития».

В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальной целью авторы концепции определяют следующую цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Под педагогической поддержкой Газман О.С. понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором.

Помощь школьнику в его развитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития школьника в доступных ему видах деятельности.

  1. Готовность ребёнка к собственной деятельности.
  2. Развитость индивидуальных способностей ученика.
  3. Нравственная направленность личности.
  4. Физическое и психическое здоровье школьника.
  5. Сформированность базовой культуры учащегося.
  6. Защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьном сообществе.

Основные принципы обеспечения педагогической поддержки.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман придерживается позиции, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов:

  • любовь к ребёнку;
  • приверженность к диалоговым формам общения;
  • уважения достоинства и доверие;
  • ожидание успеха в решении проблем;
  • свобода поступка, выбора, самовыражения;
  • признание воли ребёнка;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости.

Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

Механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;

II этап (поисковый) – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы(трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);

III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) – действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»;

V этап (рефлексивный) – совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.

Основные направления воспитательной работы.

Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности, как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентацией личности позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетными направлениями в этой концепции являются следующие:

  • культура жизненного самоопределения;
  • культура семейных отношений;
  • экономическая культура и культура труда;
  • политическая, демократическая и правовая культура;
  • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
  • экологическая культура;
  • художественная культура;
  • физическая культура.

Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Мы, учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаем следующие БЛОКИ воспитательной работы:

«Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг».

блоки

цель

задачи

«Я и моя Родина»

Создание условий для социальной адаптации учащихся специальной школы VIII вида через приобщение к историческому опыту своего народа.

  • ознакомление учащихся с общественно- историческим опытом, жизнью своего народа формирование знаний в области экологии, трудовой деятельности, духовного и нравственного развития;
  • привитие стремления к изучению жизни и традиций народов своего региона;
  • развитие навыков социальной адаптации через краеведческую деятельность.

«Я среди людей»

 

Создание условий для межличностного общения и взаимодействия школьников в условиях ученического и трудового коллектива

  • развитие коммуникативных навыков детей в процессе общения;
  • развитие умения бесконфликтного поведения в процессе коллективной деятельности;
  • формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении;
  • формирование у детей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности;

«Я и моё здоровье»

Способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья.

  • ормирование ценностей здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культуры;
  • создание условий для формирования психически здорового физически развитого и социально – адаптированного человека;
  • воспитание желания вести здоровый образ жизни путем использования различных форм и методов профилактической работы.

«Я и мои способности»

Создание условий для развития личности ребёнка, мотивации к творчеству, приобщение ребят к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения путём вовлечения в общешкольные мероприятия.

  • способствовать созданию благоприятной атмосферы в школьном коллективе;
  • развивать творческие, учебные, коммуникативные способности и прикладные умения воспитанников;
  • формировать положительную мотивацию учения, поощрению стремления к знаниям и интереса к новым видам деятельности.

«Я и мой досуг»

Создание условий для организации и проведения досугового времени учащихся школы- интерната VIII вида.

  • научить детей организовывать свой досуг согласно интересам и потребностям;
  • воспитание желания детей к активной, самостоятельной, творческой коллективной деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности детей.

Этапы реализации блоков воспитательной работы

I этап - подготовительный 2009-2010 г,

II этап - внедренческий 2010-2011 г., 2012-2013 г.,

III этап - диагностико-коррекционный 2011-2012 г,

IV этап - обобщающий 2012-2013г

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Основными критериями результативности воспитательного процесса стали следующие: физическое и психическое здоровье школьника; развитость индивидуальных способностей ученика; защищенность и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности; готовность ребёнка к самостоятельной деятельности; нравственная направленность личности; сформированность базовой культуры учащегося.

Эти критерии позволяют рассматривать эффективность процесса воспитания и как фактор самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника с нарушениями в развитии.