На современном этапе развития российского общества, науки и образования возникли принципиально новые социокультурные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. Проблема увеличения правонарушений среди детей и подростков приобрела угрожающие масштабы и стала одно из главных социальных проблем. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.
Все эти процессы неизбежно отражаются на детском доме, в котором ситуация осложняется контингентом воспитывающихся детей. Это в основном социальные сироты, которые еще в раннем детстве приобрели негативный социальный опыт, последствия которого тяжело сказываются на всей их дальнейшей жизни. Такие дети не способны противостоять негативному воздействию со стороны, для них характерно нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различного проявления девиантного поведения. Психологические особенности детей-сирот требуют методически грамотного подхода к этому контингенту.
Статистические данные свидетельствуют о наличии возросшего количества правонарушений среди воспитанников детских домов России, поэтому необходима организация продуманной, целенаправленной системной профилактической работы с несовершеннолетними.
Результаты анализа правонарушений среди воспитанников Петропавловского детского дома позволили сделать следующее заключение:- увеличилось количество случаев злоупотребления спиртными напитками и табакокурения;
- зарегистрированы факты совершения краж и хулиганских действий;
- зафиксированы случаи самовольных уходов.
Это является следствием того, что в последнее время в детский дом поступают дети подросткового возраста, которые уже состояли на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и до поступления в детский дом совершали правонарушения.
Данные психологического исследования показывают, что значителен процент воспитанников, у которых заметно выражен симптомокомплекс «тревожность по отношению к взрослым», «враждебность по отношению к взрослым», «враждебность к сверстникам». Для подростков свойственны агрессивные проявления и наличие большого количества акцентуаций характера. Социометрические исследования показывают, что среди воспитанников 12% одиночек.
Таким образом, необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий социально-психологической деятельности, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. В детском доме должны быть созданы условия формирования здорового образа жизни, включающего учебу, труд, развлечения в соответствии с интересами ребенка, наличие радостных событий в их жизни.
Поэтому возникла необходимость разработки профилактической программы «Общества достойный гражданин», выражающейся в присвоении воспитанниками твердых нравственных убеждений, соответствующих нормам общественной морали, а также в ориентации на ведение законопослушного образа жизни.
При разработке данной программы были изучены труды по проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних следующих авторов: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.Цель программы:
- содействие формированию позитивного правосознания и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома.
Задачи:
- Проводить диагностические исследования воспитанников с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей, уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.
- Формировать и корректировать гражданскую позицию, нравственные качества, духовную культуру воспитанников.
- Создавать условия для успешной самореализации личности ребенка и повышать его самооценку.
- Формировать навыки неконфликтного поведения и общения.
- Оказывать социально-психологическую помощь воспитанникам в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.
- Пропагандировать здоровый образ жизни и формировать у воспитанников негативное отношение к вредным для здоровья привычкам.
- Включать воспитанников в социально значимую профилактическую деятельность.
- Обеспечивать координацию усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников.
Программа рассчитана на 1 год, предполагает реализацию намеченных задач в пяти направлениях деятельности:
1. Диагностика:
- анкетирование и тестирование воспитанников;
- анализ медицинских карт;
- составление картотеки детей «группы риска»;
- систематическое педагогическое наблюдение за воспитанниками, установление причин педагогической запущенности;
- изучение положения ребенка в группе-семье и в школе;
- определение круга общения подростка.
2. Просвещение:
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблюдение;
- изучение государственных и международных документов о правах человека, о его положении в обществе;
- организация консультаций по оказанию воспитанникам информационно-правовой помощи;
- проведение тематических бесед и лекций по правовому воспитанию;
- организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций;
- использование на занятиях учебного материала, способствующего формированию правового сознания воспитанников.
3. Сопровождение:
- организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с воспитанниками;
- проведение медицинских исследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
- оперативное выявление проблем в учебной деятельности воспитанников и оказание им необходимой помощи;
- поддержка социально ценных инициатив и интересов подростков, забота о вовлечение воспитанников в кружки, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций.
4. Сотрудничество:
- с инспекцией по делам несовершеннолетних;
- с комиссией по делам несовершеннолетних;
- с районной социально-психологической службой помощи несовершеннолетним и молодежи;
- с центральной районной больницей;
- со Школой искусств;
- с районным центром внешкольной работы;
- с детско-юношеским спортивным комплексом.
5. Практика:
- организация и проведение коллективных творческих дел и социально значимой деятельности по профилактике правонарушений.
Программа имеет горизонтальную направленность, так как ее содержание реализуется одновременно по пяти направлениям в течение 1 года (см. Приложение 1).
Профилактическая работа в детском доме строится в соответствии с перечнем нормативно-правовых документов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Программа предусматривает объединение усилий не только всех специалистов детского дома, но и всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. Структура межведомственного взаимодействия закреплена статьей 9 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 13.01.2001 № 1-ФЗ с изм. на 07.07.2003 г.
Программа предусматривает следующие формы организации работы воспитанников:
- рассказ,
- лекция,
- беседа,
- дискуссия,
- трудовой десант,
- экскурсия,
- соревнования,
- конкурс,
- круглый стол,
- ролевая игра,
- социально-психологический тренинг,
- мероприятия по организации профилактической социально значимой деятельности.
В программе используются следующие методы работы:
- личностные опросники,
- проективные тесты,
- педагогическое наблюдение,
- демонстрация,
- упражнения,
- практические работы,
- творческие задания,
- проблемные ситуации,
- игровая коррекция,
- арт-терапия,
- игротерапия,
- мотивирование и приобщение к действию,
- содействие и сотворчество,
- положительный пример,
- убеждение,
- организация успеха,
- самовоспитание.
Материальное обеспечение:
- транспортное средство,
- аудио и видеооборудование,
- цифровой фотоаппарат,
- видеокамера,
- мультимедийное сопровождение,
- расходные материалы для проведения мероприятий.
Методическое обеспечение:
- психолого-педагогическая литература,
- нормативно-правовые документы,
- методические разработки занятий,
- материалы для отслеживания результатов работы.
Участниками программы являются социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, организатор спортивной секции, медицинские работники детского дома и центральной районной больницы, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Муромцевского района, специалисты районной социально-психологической службы помощи несовершеннолетним и молодежи.
Предполагаются следующие результаты работы по программе:
- снижение количества воспитанников нарушающих режим дня, самовольно уходящих из детского дома;
- снижение количества воспитанников, дела которых рассматривались на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних;
- снижение количества воспитанников, состоящих на учете в детском доме и инспекции по делам несовершеннолетних;
- понижение уровня тревожности и агрессивности у воспитанников;
- уменьшение количества акцентуаций у подростков;
- отсутствие одиночек в детском коллективе.
Результативность программы можно отследить, применяя методики первоначальной диагностики.
№ п/п |
Методика |
Показатели измерения |
1 |
Опросник Басса – Дарки диагностика уровня агрессии. |
Уровень агрессивности и враждебности |
2 |
Шкала личностной тревожности Кондаш – Прихожан. |
Уровень тревожности |
3 |
Социометрия диагностика структуры детского коллектива. |
Межличностные отношения в детском коллективе и социометрический статус ребенка |
4 |
Тест акцентуации характера «Чертова дюжина». |
Тип акцентуации характера воспитанника |
5 |
Статистические методы. |
Количество правонарушений, совершенных воспитанниками |
6 |
Методы педагогического наблюдения за участием воспитанников в профилактической социально значимой деятельности. |
Качественный анализ, рефлексия воспитанниками собственной деятельности |
Список литературы
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
- Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
- Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск, 1973.
- Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних. / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев, 1981.
- Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
- Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
- Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
- Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
- Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М., 1980.
- Искрин Н.С., Соколова А.Н. Управление воспитательной системой учреждения интернатного типа: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений интернатного типа. – Самара: Издательство «САМВИД» 2005.
- Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
- Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.
- Музаева Ю.А. Девиантное поведение личности: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
- Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.
- Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
- Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охраны здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2007.
- Реализация прав несовершеннолетних в работе образовательных учреждений. Автор-составитель Черноусова Ф.П. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. / Под ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
- Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы. // Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.