Цели и задачи:
- Знакомство с героем нашей страны Г. К. Жуковым.
- Воспитание патриотизма и любви к Родине.
- Способствовать сплочению коллектива, развитию воображения, мышления, сообразительности, ловкости.
- Способствовать воспитанию умения работать группой, творческой и активной личности учащихся.
Ход занятия
(На фоне всего происходящего показываются слайды о Жукове К.Г.)
1 Ведущий: С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину.
2 Ведущий: Наша страна огромна. Она богата полезными ископаемыми, животным и растительным миром. Омывается морями и океанами. Поэтому нашу страну хотели завоевать многие народы. Они нападали войной на наши земли. Но на границах их всегда встречали наши богатыри - мужественные люди, которые могли дать достойный отпор врагам.
2 Ведущий: Наша страна всегда старалась и старается все решить мирным путем. Но не всегда страны, заверившие с нашей страной мирный договор, выполняли его.
Звучит музыка “Вставай страна огромная”. На фоне музыки ведущий продолжает рассказ.
1 Ведущий: Так, в июне 1941 года, фашистская Германия, во главе с Гитлером, напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая продлилась 4 года.
2 Ведущий:
22 июня, ровно в 4 часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
1 Ведущий: Весь советский народ встал на защиту нашей Родины. В бой шли простые солдаты во главе с командирами. А командиров направляли офицеры – генералы – маршалы.
2 Ведущий: Г. К. Жуков вошел в историю Великой Отечественной войны как “маршал Победы”. Он родился 2 декабря 1896 г. в деревне Стрелковке Калужской области. Отец сапожничал в городе, мать занималась тяжелой работой. Заработки были такие маленькие, что “нищие собирали больше”.
1 Ведущий: В 1906 г. окончил церковно-приходскую школу и 10-летним был отдан в ученье в скорняжную мастерскую в Москве.
2 Ведущий: В 1915 г. юношу призвали в царскую армию. За храбрость в боях молодой вице-унтер-офицер был награжден двумя Георгиевскими крестами.
1 Ведущий: В августе 1918 г. Жуков добровольно вступил в Красную Армию. В 1939 г. советские войска, возглавляемые Жуковым, вместе с братской монгольской армией наголову разгромили на реке Халхин-Гол японских агрессоров, напавших на дружественную нам страну.
За эту победу Жуков был удостоен Золотой Звезды Героя.
2 Ведущий: Отечественную войну генерал армии Жуков встретил на посту начальника Генерального штаба. Внезапность определила ход начала войны. Немцы стремительно подходили к Москве.
1 Ведущий: Жуков предложил стянуть все имеющиеся войска под Москву, закрыв подступы к городу любыми силами. На защиту встали курсанты военных училищ, дивизии народного ополчения. Меры оказались действенными. Немецкое наступление захлебнулось, и до начала зимы враг так и не смог захватить Москву.
2 Ведущий: Когда Жуков приезжал на тот или иной фронт, радостное оживление охватывало солдат: “Значит, будет дело!”. Они знали: где Жуков – там победа.
1 Ведущий: С августа 1942 г. Жуков – заместитель Верховного Главнокомандующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда.
(На фоне музыки девушки выходят со свечами читают стихотворение.)
Девушка 1:
Поклонимся великим тем годам:
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Девушка 2:
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой!
2 Ведущий: В 1944 г. вся территория страны была освобождена от захватчиков, и тогда Сталин приказал идти на Берлин. Взятие германской столицы стало для Жукова вопросом чести.
(Звучит музыка “День Победы”.)
1 Ведущий: Войскам под командованием Жукова удалось первыми ворваться в Берлин и водрузить над рейхстагом советский флаг. Взятие Берлина вознесло маршала на вершину славы. Сталин предоставил ему особую честь – принимать вместо себя Парад Победы на Красной площади.
2 Ведущий:Маршал Жуков был четырежды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами “Победа”, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, орденом Красного Знамени Тувы, а так же 20 иностранными орденами и многими медалями.
1 Ведущий: Жуков прожил долгую жизнь. Он умер 18 июня 1974 г. Похоронен у Кремлевской стены, где хоронят самых великих и знаменитых людей нашей страны.
Он умер, но его имя живет в памяти людей.
“Память народная, - сказал журналист В. Песков, - будет беречь имя Жукова в ряду самых славных имен Отечества. Суворов, Кутузов, Жуков… Мы скоро привыкнем к соседству этих имен. И это лучший памятник полководцу”.
2 Ведущий:Его имя носят Военная командная академия противовоздушной обороны, улицы в Москве, Ленинграде и других городах.
1 Ведущий:Его именем названа улица. Ему слагают стихи поэты. Память об этом герое будет в человеческих сердцах на долгие годы.
2 Ведущий: Сегодняшняя викторина, посвященная маршалу Жукову, проходит в рамках Жуковской декады.
1 Ведущий: Давайте аплодисментами поприветствуем наших гостей – юных жуковцев из _____ школы и их руководителя: __________________________________________________.
2 Ведущий: Давайте поприветствуем наших строгих и справедливых жюри сегодняшней викторины: ___________________________________________________________________
1 Ведущий: А сейчас мы попросим командиров отрядов юных жуковцев сдать рапорт.
2 Ведущий: Первым для сдачи рапорта приглашается командир юных жуковцев школы №________.
(Сдача рапорта.)
1 Ведущий: Следующим для сдачи рапорта приглашается командир отряда юных жуковцев школы________.
(Сдача рапорта.)
2 Ведущий: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам исторических событий, в том числе связанных с жизнью великого полководца, маршала Георгия Жукова.
1 Ведущий: Каждая команда получает маршрутный лист, где указана историческая страничка, на которую вы должны отправиться. На каждой станции вы находитесь не более 5 минут и за это время должны успеть выполнить всё задание.
Как только команда прошла по всем историческим страничкам, она возвращается на место старта и ждет остальной отряд для награждения.
За маршрутными листами приглашаются командиры отряда.
Счастливого пути, юные жуковцы! Итак, игра началась! Отряды, в путь!
1 стация «Георгий Жуков»
Руководитель задает вопросы, а отряд должен правильно дать ответ.
- Где накануне Великой Отечественной войны проявился полководческий талант Г. К. Жукова? (Лето 1939 г., р. Халхин-Гол, разгром японцев)
- Какой пост занимал Г. К. Жуков в годы Великой Отечественной войны? (Член ставки с августа 1942 г. – первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего, одновременно командующий многими фронтами)
- Какова роль Г. К. Жукова была 8 мая 1945 г.? (Он принимал безоговорочную капитуляцию Германии и подписывал об этом акт)
- Какова послевоенная его судьба? (Подвергался опале в 1946-53, 1957-65 гг., в 1955-57 гг. – министр обороны СССР)
- Какое военное звание Г. К. Жукова? (Маршал Советского Союза с 1943 г., четырежды Герой Советского Союза – 1939, 1944, 1945, 1956 гг.)
2 станция «Географическая»
Руководитель станции зачитывает звания Жукова, а отряды должны правильно определить, где Жуков удостоился того, или иного звания.
- Г.К.Жуков, за эту победу был достоен звания Героя Советского Союза, что способствовало не только ликвидацию опасности, нависшей над союзной нам Монгольской Народной Республикой, но и стабилизации всей обстановки на Дальнем Востоке. (На реке Халхин-Гол.)
- 18 января 1943, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Георгию Константиновичу Жукову высшее воинское звание - Маршал Советского Союза. Г.К.Жуков никогда не забывал: он стал Маршалом Советского Союза в битве под…. (Ленинградом)
- Орден Суворова I степени №1 был присуждён выдающемуся советскому полководцу Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову – за умелое руководство боевыми операциями по окружению и разгрому фашистских войск под… (Сталинградом.)
3 станция «Награды Жукова»
Отряды должны перечислить наиболее важные награды Жукова.
Награды Российской империи
Георгиевский крест 3-й степени
Георгиевский крест 4-й степени
Награды СССР
(четырежды Герой Советского Союза, 14 орденов, 16 медалей и почетное оружие)
4 медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
6 орденов Ленина
2 ордена «Победа»
Орден Октябрьской революции
3 ордена Красного Знамени
2 ордена Суворова 1-й степени
Почётное оружие — именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «20 лет Рабоче-крестьянской Красной Армии»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За Победу над Японией»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За освобождение Варшавы»
Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
4 станция «Историческая»
Кто из этих великих людей Маршал Советского Союза (1943 года), четырежды герой Советского Союза, 24 июня 1945 года принимал Парад Победы в Москве.
Ответы:
- 2 - Георгий Константинович Жуков
- Другие: 1 – Маресьев А.П. 3 – Петр 1
5 станция «Геометрическая мозаика»
За короткое время из геометрических фигур собрать портрет Жукова.
6 станция «Детство и юность Жукова»
Отгадать кроссворд.
- В какой деревне родился Жуков? (Стрелковка)
- В какой губернии родился Жуков? (Калужская)
- Профессия отца Жукова? (Сапожник)
- Отчество Жукова? (Константинович)
- Какому делу Жуков отправился учиться в Москву в июне 1907 года к своему дяде. (Скорняжному делу.)
- На каких курсах учился Жуков в 1924-1925гг.? (Кавалерийских)
Ведущий: Молодцы, ребята! Все задания вы выполнили правильно и быстро. Вот и закончилась наша сегодняшняя игра. Победителем стал отряд…
Награждение
Поздравляем победителей и всех ребят, присутствующих на этой викторине!