Цели урока:
- ученики должны закрепить понятия “культ личности”, “репрессии”, “депортация”, сформировать представления о специфике социально-политических процессов в СССР в начале ВОВ на примере судьбы жительницы села Филатовой Е.Г., депортированной из Поволжья в Сибирь; сформировать представление о противоречиях теории и практики политико-правовых аспектов управления обществом в 1930-40-е гг. (провозглашение демократических свобод в Конституции СССР 1936 г. и массовые политические репрессии);
- способствовать развитию аналитического мышления учащихся;
- ученики должны задуматься над тем как они должны относиться к пожилым людям, живущим рядом с ними.
Оборудование: компьютер, книга для учителя “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”, диск – приложение к книге с материалами о политических репрессиях, учебник 9 кл. “История России (XX– начало XXI века), С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, воспоминания Филатовой Е.Г. ; записи на доске– даты; термины.
Задания до урока 2 ученикам: посетить Филатову Е.Г., побеседовать с ней, записать воспоминания с ее слов, подготовить презентацию .
На уроке присутствует Филатова Е.Г., депортированная в Сибирь в 1941 г.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мы изучаем тему “СССР накануне Великой Отечественной войны”. Сегодня мы должны закрепить наши знания о периоде культа личности, репрессий и депортации. Для этого тема конкретизирована, разговор пойдет о конкретном человеке, пережившем депортацию.
– Что вы запомнили из предыдущих уроков о становлении культа личности Сталина?
(В 30-х гг. в СССР сформировались единоличная власть и культ личности И.В.Сталина. “Вождь” отныне являлся непререкаемым авторитетом в любых вопросах, а какое-то несогласие с его линией становилось невозможным. Одновременно с “великим переломом” в экономике и усилением личной власти Сталина стремительно возрастают масштабы политических репрессий.)
Эту тему вы изучали в общих чертах , на сегодняшнем уроке мы постараемся эти вопросы раскрыть более углубленно. Кроме того, по данной теме проводятся классные часы, на линейках делались сообщения к Дню памяти жертв политических репрессий.
– какой это период – выберите из дат на доске ( 1930г.,1933г., 1936 г. 1941 г., 1940 г.)
– что вообще знаете об этом времени, может кто-то из родных рассказывал?
– была ли в это время Конституция? Когда принята? ( 1936 г.) Что там говорится о правах человека, о демократических свободах?
– что такое “культ личности”?
– так что же такое репрессии и депортация?
Работа над понятиями.
Работа проводится в группах. Выдается карточка и лист ватмана для записей
1 группа – работа со “Словарем русского языка”,
– найти определение понятий репрессии и депортация, записать на большом листе. Подготовить сообщение.
2 группа – работа с учебником 9 кл. “История России (XX– начало XXI века) и Конституцией 1936 г.
– провозглашались ли в Конституции 1936 г. демократические свободы?
– найти определение в книге “культ личности”, понятий репрессии и депортация. Проанализируйте и сделайте выводы– нарушены ли были права людей, демократические свободы или нет?
3 группа – работа у компьютера,
– найти на диске определение понятий репрессии и депортация, а также по книге “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”стр. 397-403 на основе анализа документов того периода охарактеризовать сущность этих процессов. Подготовить сообщение.
Заслушать выступления из групп.
Итак, выводим определение
– культ личности – преклонение перед кем-то, почитание кого-то.
– репрессии – карательная мера, исходящая от государственных органов.
– депортация – изгнание, удаление с постоянного места проживания.
– подумайте и скажите, были ли здесь нарушения прав человека? Где ? Докажите почему?
– Как это происходило?
Найдите в книге “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”, как это происходило: стр.137,139,142, 151, 155 – зачитать.
Сообщение учителя.
1 сентября 1939 г. – началась вторая мировая война, “которой суждено будет войти в историю как самому кровавому гуманитарному катаклизму за время существования человеческой цивилизации”.
Это было начало суровых испытаний, которые выпали на долю тех, кого сталинский режим причислил к “заклятым врагам советской власти, преисполненным ненависти к советскому строю”.
Первыми, в феврале 1940г., на Восток отправились эшелоны с более чем 140 тыс. спецпереселенцев из числа “осадников”, коими называли земледельцев-колонистов, получивших наделы от польского правительства за участие в войне 1919-1920 гг. против советской России. За ними, в апреле, в соответствии с постановлением Политбюро от 2 марта, последовали 61 тыс. административно высылаемых членов семей репрессированных польских “офицеров, полицейских, жандармов, тюремщиков, помещиков, фабрикантов, крупных чиновников и участников контрреволюционных повстанческих организаций”. Третий поток депортируемых, пришедшийся на конец июня – начало июля, составили жители Украины и Белоруссии с польских территорий, оккупированных немцами.
Нависшая над страной смертельная опасность, когда решался вопрос не только о существовании независимого государства, но и физического выживания миллионов людей, пробуждала в людях готовность во что бы то ни стало отстоять свободу родной земли. Удивляют противоречия, которые отличали политику сталинского руководства в годы войны. С одной стороны, принимались жизненно важные меры по противодействию агрессорам, мобилизации экономики. Из тюрем и лагерей освобождались не только некоторые репрессированные ранее военачальники, видные конструкторы и крупные организаторы производства военной техники, но и сотни тысяч осужденных по указу от 26 июня 1940 г. Это позволило существенно укрепить как фронт, так и тыл. Право защищать отечество с оружием в руках, было предоставлено и спецпереселенцам из числа раскулаченных в начале 1930-хгг. Но с другой стороны, даже в условиях страшной войны тоталитарный режим по отношению к собственному народу продолжал практику жестоких преследований так называемых внутренних врагов из числа ни в чем не повинных людей. Трудно не согласиться с русским философом и мыслителем И.А.Ильиным, который писал, что “во время войны террор НКВД, как всегда во время опасности, усиливался вдвое” .
“Эшелоны с депортируемыми советскими мирными жителями двигались во время войны не только на Запад, но и на Восток, так в советском тылу проводилась практика насильственного выселения по национальному признаку в отдаленные регионы страны. Первой сослали большую часть населения автономной республики немцев Поволжья. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года эта акция мотивировалась явно надуманными “данными” о том, что “среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. Выселение немцев происходило не только из автономной Поволжской республики, которая вскоре была ликвидирована, но и из Сталинградской, Саратовской и других областей европейской части СССР. К началу 1942г. насильственной депортации подвергалось в общей сложности около 1,1 млн. немцев. При этом пострадали и военнослужащие немецкого происхождения, которые отзывались из Вооруженных сил и переводились в трудовую армию, где пребывали фактически на положении заключенных.”
Вглядываясь в лица
(На экране фотография 40-х лет)
– Посмотрите внимательно, на ней знакомый вам человек.
– Кого вы здесь видите? Вы кого ни– будь узнали?
– Почему здесь именно ее фото.
– Что вы знаете об этой женщине? Она вас учила, она живет рядом с вами
(На экране фото, где Филатова Е.Г. одна )
Вглядитесь в ее лицо. Какое оно? (Милое, добродушное,)
– Ребята, эта фотография сделана тогда, когда Екатерина Генриховна была студенткой, т.е. после пережитых ею страшных событий.
(На экране 2 документа: один документ – перепись переселенцев, другой документ – справка о реабилитации , копии этих документов на партах).
– Что это за документы ?
– Какие вы можете сделать выводы?
Сообщение 1 ученика:
В селе Баур Саратовской области Каменского района в семье Фертих Генриха Иогановича и Анны Карловны (на экране фото родителей) 18 декабря 1935 года родилась девочка. Ее назвали Катя. Беда пришла в дом, когда Катерина была еще дошкольницей. “По рассказам матери и отца была дана неделя (может и меньше или немного больше) на все сборы”. Дома появились переписчики имущества. Они отдельно записали в одном документе – скот, в другом – имущество. Итак, за короткий срок все переписано и сдано, а с собой разрешалось брать минимум: это был сундук, в который положили печную плиту, несколько чашек, ложек и кое-какую одежонку. И продукты, не знаю какие, но четко помню, – говорит Филатова, – как мама напекла несколько снисок сушек, что, даже приехав еще в Кочергино, хотели повесить на гвоздик, одна сушка поломалась и кусочек ее упал в углу под пол. Я долго еще искала его, но не могла найти”.
Екатерина Генриховна рассказала: “Помню, что со всем скарбом нас вывезли на побережье Волги. Весь берег был заставлен сундуками, меж них сновали родители и ребятня. Я была девочкой шаловливой, так я затерялась среди этих сундуков и кто-то меня привел к родителям. Помню , что эти сундуки стояли плотно друг к другу, да еще и сверху, и мы все ходили и бегали по ним”.
Семья Фертих была направлена на место жительство в с. Кочергино Курагинского района. По словам Екатерины Генриховны, “привезли нас в с. Кочергино, селили по несколько семей в одном доме. Приехав в Сибирь у нас не было продуктов, поэтому первое, на что пошли родители – это стали перекапывать огороды, чтобы набрать картофель, оставшийся после копки (это называлось “щтопельн”). Помогали жителям копать, носить картофель. В более позднее время родители вязанками с острова носили дрова, вытрясали обмялья и носили домой эту солому. Этим и отапливались. Долгими зимними вечерами, ночами наши родители сидели и вязали шали, пуловеры, шарфы, носки: все, что заказывали жители, и все это за продукты питания – картофель, капусту, свеклу. Помню, с мамой принесли одной жительнице связанную шаль, она заплатила ведром мороженой свеклы. Это и тогда мою детскую душу сильно ранило, и вспоминать сейчас без содрогания, я это не могу. Платой была и мороженая тыква. Еще труднее семье стало, когда отца вместе с другими мужчинами-немцами забрали в труд армию. Отбывали они ее в г. Кирове.
Летом 1943 года немощным, едва передвигавшимся на своих больных ногах, без зубов (была цинга) вернулся отец из труд армии. Перед депортацией отец успел выучиться на тракториста– комбайнера. Отцу предложили работать на комбайне. Работал он на “Сталинце” – это огромная машина, которую таскал за собой маленький колесный трактор. Относился отец к работе очень добросовестно, у него не было выходных ни в ясную погоду, ни в дождливую. Он мог, по малейшему изменению стука своей машины, знать о поломке. Был отец всегда в передовиках. В хорошую погоду он убирал по 20-25 га хлеба. Отношение сельчан к отцу, да и ко всем его братьям было доброе, звали их только по имени и отчеству. Отец любил шутить, может это и привлекало к нему людей. Женщины работали на разных работах, а когда колхозы стали заниматься табаководством, были заняты на этом производстве и еще в колхозном саду”.
Не смотря на то, что немцы жили в Поволжье, они сохраняли традиции, обычаи и, главное, говорили между собой на немецком языке. Многие по – русски научились говорить уже в Сибири.
Сообщение 2 ученика:
Екатерина Генриховна закончила 4 класса в с. Кочергино, 5, 6, 7 классы училась в с. Шошино. Ходили зимой и летом пешком. После окончания 7-ми классов было желание поступить с подругой в мед. училище в Минусинске, но она не могла выезжать из села без сопровождающего. Когда дали сопровождающего, приехали в г. Минусинск в мед. училище, было уже поздно. Экзамены приемные уже прошли. Приехав домой, она пошла в п. Курагино, проучилась 8-й, 9-й, 10-й классы. В школе она была и пионеркой и комсомолкой. Потом она поступила в Абаканский пед.институт на факультет математики и физики.
Все немцы, депортированные в Сибирь, находились под строгим контролем комендатуры. На члена семьи заполнялась справка. Вы ее видели в начале урока. Как вспоминает Филатова Е.Г.: “Отцу поручили ежемесячно давать отчеты о проживании немцев на территории села, но приходилось это делать мне. Давали образе, и вот я писала: – за такой-то промежуток времени (число, месяц) никто из проживающих немцев не выезжал за границы села Кочергино. Отец ставил потом свою роспись”. Очень трудными были для этих людей военные годы. Им приходилось и колоски собирать и мерзлую картошку есть, спасали щавель и другие съедобные растения, которые собирали ребятишки.
После окончания института Екатерина Фертих приехала в с. Шошино на практику, где и встретила любовь своей жизни Филатова Алексея Михайловича, который преподавал в Шошинской школе историю (на экране фото Екатерины Генриховны и Алексея Михайловича). Влюбились они друг в друга с первого взгляда и, не долго думая, решили пожениться. 10 августа 1960 года – после свадьбы поехали в Каратузкий район, в с. Верхний Кужебар, где Алексей Михайлович был назначен директором школы, а Екатерина Генриховна – учителем математики и классным руководителем. Там родилась старшая дочь – Наталья. В 1962 году переехали в с. Шошино, где и родилась вторая дочь – Людмила. Кроме дочерей они, с Алексеем Михайловичем, воспитали племянника Игоря, оставшегося в 8 лет без родителей.
Из всех детей-немцев только Екатерина единственная сумела получить профессию. Она сама считает, что это заслуга ее родителей, особенно отца, которого она очень любила. Реабилитирована семья Фертих была в 1991 году .
Екатерина Генриховна проработала учителем с 15 августа 1960 года по 30 августа 2006 год – 46 лет.(фото на экране – Екатерина Генриховна с учениками). За свою работу в школе получила много грамот от управления образования, а также грамоты от профкома колхоза за помощь в уборке урожая. В 1978 году награждена почетной грамотой Краевого управления образования, в 1984 году – грамотой Министерства просвещения РСФСР. А 15 мая 2006 года получила звание “Почетный гражданин Минусинского района”.
Выступление учителя:
-Слово предоставляется гостье нашего урока– Филатовой Е.Г.
(Выступление Филатовой Е.Г.)
– Как вы думаете, ребята, каким человеческим качеством должен обладать человек такой судьбы? (Должен очень любить жизнь)
Звучит песня “Я люблю тебя жизнь”
Ученица читает стихотворение о людях с.Шошино, автор учитель музыки МОУ Шошинская СОШ №13 Е.Г.Бережная.
Филатовой Е.Г. вручаются цветы.