Мастер-класс "Математика и природа" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


“… Мир устроен грозно, но прекрасно,
Но легче там, где поле и цветы”

Н. Рубцов

Цели: Отработка навыков сложения и вычитание десятичных дробей, развитие логического мышления, математической речи, расширение знаний учеников об их окружающем мире.

Ход урока

I. Логическое упражнение:

Подберите нужное слово

Слагаемое – Сумма,
Уменьшаемое – …..
Вычитание – ……
Вычитаемое – ….
Произведение – …..
Разность – ……

II. Сообщение темы урока

III. Математический диктант

  1. Число 6,5 увеличьте на 0,1
  2. к числу 6,555 прибавьте 0,1
  3. Число 6,5 уменьшите на 0,1
  4. От числа 6,555 отнимите 0,1
  5. На сколько число 0,99 меньше 1
  6. Решите уравнение:
    а) х + 4,5 = 9,6
  7. б) х – 2,12 = 5,4

IV. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей

  1. Класс слушает пластинку Чайковского “Вальс цветов”
  2. Выполнив задания к карточкам I-V узнают о цветах, травах растущих в нашей местности.

Карточка 1

 

Й

П

К

Р

И

Е

1

2,446

3,2245

5,155

4,21

5,65

3,21

2

104,2

100,2

98,92

107,04

96,41

33,5

3

0,2

0,11

0,15

1,89

1,98

7,9

4

34,75

5,06

30,7

4,05

10,8

30,75

5

7,18

30,07

14,49

15,2

29,43

32,22

6

5,38

6,21

15,96

14,27

13,4

4,08

Задание К-1

  1. 2,145 + 3,01 =
  2. 105,11 – 8,7 =
  3. Решите уравнение 1 – х = 0,89
  4. Решите уравнение х + 15,35 = 19,4
  5. В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день еще 19,7 м. Сколько ткани продали за 2 дня?
  6. Масса двух Качанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

Карточка 2

 

Ь

Н

О

Л

П

Ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4

Задание К-2

  1. 4,41 + 5,36 =
  2. 5,24 – 1,8 =
  3. Решите уравнение х – 11,3 = 1,56
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56
  5. Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
  6. Яблок с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик вест 1,85 кг?

Карточка 3

 

К

Т

И

Я

С

Ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,77,5

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

Задание К – 3

  1. 35,85 + 4,971 =
  2. 125,19 – 78,5 =
  3. Решите уравнение х – 0,07 = 1,5
  4. Решите уравнение 9 – у = 1,5
  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения?

Карточка 4

 

Р

К

Ы

И

Н

Т

Я

Ш

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

8,984

89,84

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

65,2

70,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

87,45

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30,81

5

8

5,6

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

3,0076

37,6

376

3,076

0,3076

0,0057

0,04

7

180,7

195,4

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

3,29

2,37

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05

Задание К – 4

  1. 4,9 + 10,95 =
  2. 37,5 – 8,609 =
  3. Решите уравнение Х – 27,5 = 38,1
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56
  5. В до реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4м было в земле, а 1,8 над водой. Какова глубина реки в этом месте.
  6. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во 2 день?
  8. 4,2 – (0,98 + 1,75) =

Карточка 5

 

Л

О

П

Р

С

Е

Т

1

7,098

7

6,918

7,9

8,112

31,299

61,098

2

14

8,909

15,21

14,282

9,72

8,7

9

3

69

71,6

70,5

12,8

19,85

12,6

14,15

4

6

23

13,59

14

13,01

12,59

24

5

90

47,3

95

2,5

78,7

80

87,1

6

28,891

3,348

7

25,543

25,1

27,28

9

7

141,3

140

89,3

123,5

122

129,5

190,2

8

0,024

0,24

2,4

2,04

0,204

0,0024

2,95

Задание К-5

  1. 34,008 – 27,09 =
  2. 8,312 + 5,97 =
  3. Решите уравнение х – 29,5 = 42,1
  4. Решите уравнение 5,29 + х = 18,3
  5. В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078) =
  7. Одна стона треугольника 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
  8. Запишите обыкновенную дробь 24/1000 в виде десятичной.

На доске появляются названия растений в результате работы с карточками

Чистяк, кипрей, полынь, ятрышник, прострел.

Характеристика растения и его свойство

Чистяк – большой подснежник. Весной питаются муравьи, его так же любят пчелы. В народе это растение называют жабник, (козья трава). Растение становится ядовитым, когда зреют плоды.

Кипрей – или в народе Иван-чай. Используют для приготовления чая.

Полынь – есть много разновидностей. Цитварная полынь встречается редко, занесена в красную книгу. Полынь Таврическая или крымская имеет печальную славу. В 1722 г во время похода Петра1 на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать.

Ятрышник – красивое многолетнее растение. Одиночная цветочная стрелка заканчивается кистью некрупных, душистых, красновато-фиолетовых или зеленовато-белых цветков. Произрастает по влажны лугам, опушкам лесов, между кустарников почти по всей стране.

Ятрышник и прострел занесены в Красную книгу.

Вспомним, что говорил наш земляк А.Яшин:

И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно.
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.

V. Решение примеров

    Восстановите в записи примера запятые:

    48 + 22 = 7

    1 + 308 = 408

    12 + 92 = 212

    945 – 545 = 4

    53 – 17 = 513

VI. Дополнительное задание по учебнику

VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

Составьте для лото 12 примеров (6+6) на сложение и вычитание десятичных дробей.

Приложение