Цели:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Параллельность прямых и плоскостей”; ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
- Расширение кругозора учащихся; развитие интереса учащихся к предмету; развитие личностных качеств учащихся;
- Воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели.
Оборудование: плакаты с изображением тетраэдра и параллелепипеда.
Игра состоит из двух раундов, с каждого раунда определяем победителя. С победителями каждого раунда проводится финал, где определяется победитель.
Первый раунд на тему “Параллельность прямых, прямой и плоскости”.
Подтемы: определения, теоремы, задачи.
Определения. Вопросы:
- Две прямые в пространстве называются параллельными, если они …(лежат в одной плоскости и не пересекаются).
- Они лежат на параллельных прямых … (две параллельные отрезки).
- Прямая и плоскость называются параллельными, если они… (не имеют общих точек).
- Кот в мешке (переход хода).
Теоремы. Вопросы:
- Сформулировать теорему о прямой и точке не лежащей на этой прямой и точке не лежащей на этой прямой и о плоскости проходящей через них (через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна).
- Если одна из двух параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая… (прямая пересекает эту плоскость).
- Сформулировать теорему: a b, b c, a b (Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны).
- Сформулировать теорему о плоскости и две параллельные прямые a и b , где одна из прямых лежит на плоскости , а другая нет.
Задачи. Вопросы:
- Средняя линия трапеции лежит в плоскости . Пересекаются ли прямые, содержащие ее основания, плоскость ?
- Переход хода (вопрос надо отдать).
- Параллельные прямые a и b лежат в плоскости . Докажите, что прямая с, пересекающая прямые a и b, также лежит в плоскости .
- Точка М не лежит в плоскости прямоугольника ABCD. Докажите, что прямая CD параллельна плоскости АВМ.
Второй раунд на тему “Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность плоскостей”.
Подтемы: определения, теоремы, задачи.
Определения. Вопросы:
- Две прямые называются скрещивающимися, если они… (не лежат в одной плоскости).
- Для чего возможны все три случая?
А) прямые пересекаются;
Б) прямые параллельны;
В) прямые скрещиваются. - Переход хода (вопрос надо отдать).
- Если они пересекаются, то … (две плоскости параллельны).
Теоремы. Вопросы:
- Сформулировать: две плоскости и . В плоскости – две прямые и в плоскости – две прямые. Какие это и ?
- Если стороны двух углов соответственно сонаправлены, то … (такие углы равны).
- Через каждую из двух скрещивающихся прямых проходит плоскость… (параллельная другой прямой, и притом только одна).
- Сформулировать два свойства параллельных плоскостей.
Задачи. Вопросы:
- Прямая с пересекает прямую а и не пересекает прямую b, параллельную прямой а. Докажите, что b и c – скрещивающиеся прямые.
- Может ли каждая из двух скрещивающихся прямых быть параллельна третьей прямой?
- Укажите модели параллельных плоскостей на предметах классной обстановки.
- Докажите, что если прямая а пересекает плоскость , то она пересекает также любую плоскость, параллельную данной плоскости .
Финал. Тема. Тетраэдр и параллелепипед.
Вопросы:
- Назови все грани тетраэдра.
- Назови все диагонали параллелепипеда.
- Перечисли ребра параллелепипеда.
- Перечисли вершины параллелепипеда.
- Что такое тетраэдр.
- Сколько граней у параллелепипеда.