Внеклассное занятие по программе "Разговор о правильном питании" на тему "Плох обед, если хлеба нет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
  2. Дать представление о необходимости и важности соблюдения режима питания.
  3. Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу; расширить знания о том, как тема хлеба освещена в фольклоре.

Оборудование. Компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизация класса.

– Первыми сядут за парты те дети, кто сумеет дать ответ на вопрос:

– Как называется приём пищи в полдень? (обед)

3. Вступительная беседа.

– В какое время вы обычно обедаете?

– Можно ли обедать сразу после подвижных и шумных игр? Почему?

– Из скольких блюд должен состоять обед?

– Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (об обеде)

Прочитаем тему занятия: “Плох обед, если хлеба нет”.

(слайд 1)

– Обед должен состоять из 4-х блюд: закуски, первого, второго, третьего блюда.

Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию.

Закуска, вызывающая сокогонный эффект, подготавливает желудочно – кишечный тракт к процессу пищеварения.

1 и 2 блюда обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ.

3 блюдо – соки и компоты поддерживают водный баланс организма и содержат витамины.

4. Игра “Угадайка”

– А сейчас предлагаю поиграть в “Угадайку” – отгадайте загадки о некоторых блюдах.

  • Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)
  • Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла. (картошка)

  • Картошка, капуста, морковь да лук,

До чего же хороши

Получились наши ………….(щи).

(слайд 2)

– Что из названного относится к 1, 2 блюдам?

– Можно ли считать, что это комплексный обед? (нет)

– Каких блюд не хватает?

4. Страничка знатоков.

В классе есть ребята, которые подготовили интересные сведения к разделу

“Это интересно”.

  • Обед на Руси в XVII веке состоял из 5 блюд: холодное, похлёбка, жаркое, взвар (напоминает компот), пироги или хлеб.
  • 300 лет назад царь Пётр 1 привёз клубни картофеля в Россию. Но крестьяне отказывались выращивать его, называя “ведьминой ягодой”. Крестьяне не знали, что съедобны клубни и поэтому ели ягоды, содержащие ядовитые вещества. Из– за того, что картофель распространяли насильно, возникали “картофельные бунты”. Теперь же его называют “вторым хлебом”.
  • Котлета в переводе с французского– рёбрышко. Раньше котлеты готовили в середине с рёбрышком (косточкой) и ели, держась за него. И только 200 лет назад котлеты стали готовить в привычном для нас виде.
  • На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая– самовар.

(слайд 4)

5. Беседа о хлебе.

– А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

(слайд 5)

– Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб” – это слово “жизнь”. Что может быть важнее хлеба?

В одном очерке, посвящённом селу, я прочитала:

– Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки.

Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил в корзине несколько зёрнышек.

Случайно упадут они на землю возле жилища – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков.

Каша из этих зёрен получалась вкусная, а лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сеять их.

Вот и появились первые колоски. Сперва ячменя, потом пшеницы и ржи.

(слайд 6)

6. Игра “Собираем колоски”

– Сейчас прочитаем пословицы о хлебе – поиграем в игру

“Собираем колоски”.

  • Нет хлеба ---------------------– нет обеда.
  • Много снега ---------------------– много хлеба.
  • Хлеб ------------------------------– батюшка-кормилец.
  • Хлебушко -----------------------– пирогу дедушка.
  • Покуда есть хлеб да вода ----------------всё не беда.

(слайд 7)

– Поясните смысл понравившейся пословицы.

– Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания.

7. Страничка знатоков.

  • Учёные полагают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. Изобрели рецепт кислого хлеба (на дрожжах) египтяне.
  • В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушённого озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад.

Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Его могли позволить купить только очень богатые люди.

ФИЗМИНУТКА

Облако! Облако! Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя!
Маленькое зёрнышко нами в землю брошено,
Маленькому зёрнышку без воды нельзя!
Зёрнышко, зёрнышко! Жёлтое, как солнышко!
Прорастай. Пожалуйста, зёрнышко, скорей!
Ты увидишь, зёрнышко, облачко и солнышко,
Нас увидишь, зёрнышко, всех своих друзей!

8. Игра “Секрет обеда”

– Ребята, вам пришло письмо от Зелибобы.

(слайд 9)

Здравствуйте, друзья!

Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая еда.

Наверное, скоро я буду здоров. Зелибоба.

– Прав ли Зелибоба?

– Дайте ему правильный совет.

– Каким должен быть обед?

– Из каких блюд состоит ваш обед?

– Что такое меню?

9. Работа в тетради.

Для закрепления и проверки знаний выполним задание № 1 в тетради.

Чего не хватает в комплексном обеде, предложенном ребятами?

Воспользуйтесь наклейками.

– Какие хлебо – булочные изделия вы знаете? Назовите.

В мире известно 750 видов хлебо – булочных изделий. Ежедневно в стране выпекается 82 тысячи тонн хлеба.

(слайд 10)

– Как нужно относиться к хлебу? Почему?

– В получение хлеба вложили свой труд люди многих профессий.

(слайды 11, 12)

10. Подведение итогов.

– Что нового узнали на занятии?

– Что вызвало интерес?

– Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш всегда был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека.

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору