Использование игрового материала на уроках и внеклассных мероприятиях по истории

Разделы: Внеклассная работа


Ни для кого не секрет, что игра занимает важное место в учебном процессе. Любой педагог, начинающий или имеющий большой опыт, учитель русского языка или учитель технологии, применяет в своей работе различные виды игр. Что только не придумывают современные учителя, чтобы вызвать, а затем поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету. Тем более что игра, как вид деятельности, всегда нравится ребятам. Ну а о пользе игр уже сказано не мало. Не хочется повторяться, говоря о том, какие положительные качества развиваются у учащихся во время игр. Но, на мой взгляд, главное в игре – это радость, т.е. все те положительные эмоции, которые возникают во время игры. Особенно, если игра интересная и ребята с ней справились. Присутствующее в любой игре соревнование помогает увлечь ребят, они размышляют, ищут ответы. И особенно приносит большое удовлетворение, если победителями становятся так называемые “молчуны”.

Какие только игры не используется сейчас в школе: ребусы и чайнворды, головоломки и кроссворды, лото и домино, викторины и различные аналоги телевизионным передачам (КВН, “Поле чудес”, “Кто хочет стать миллионером?”) и многое-многое другое. И все это только для того, чтобы уроки и внеклассные мероприятия не были серыми и скучными, а изучаемый материал был понятным и доступным.

Воспитательное и обучающее значение игр всегда зависит от профессиональной подготовленности современного учителя, от знания им не только своего предмета, но и индивидуальных и психологических особенностей учащихся, а также от четкой организации и проведения всевозможных игр. Но сейчас необходимо, чтобы ребята не только могли принимать участие в предлагаемых играх, но сами создавать их. Это очень увлекательное занятие. Оно совершенствует и интеллектуально развивает учащихся. У них развивается внимательность, мыслительные и информационные умения, творческие и коммуникативные способности. А если еще соединить историю с литературой, музыкой, живописью, то учащиеся лучше запомнят события и личности, обстановку и особенности темы, выбранной для игры.

Итак, для того чтобы было эффективным применением игровых форм во время уроков и внеклассных мероприятиях, мы должны помнить:

  1. Игра должна вызывать у учащихся всегда только положительные эмоции.
  2. Игра должна быть увлекательной, интересной с обязательными элементами соревнования.
  3. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся.

Предлагаем вашему вниманию игру “Историко-литературная параллель”, подготовленную учащимися 9 класса нашей школы. Она проводилась в рамках декадника истории, хотя ее можно использовать и на повторительно-обобщающих уроках истории и литературы в старших классах. В основу данного мероприятия легли элементы различных игр: лото, историческое лото, “Счастливый случай”. Игра составлена по истории России с X по XX века. В разработке представлены задания, рассчитанные на активизацию логического мышления учащихся.

“Историко-литературная параллель”

Цель игры: формировать и развивать духовный мир школьников.

Задачи игры:

1. Расширить знания учащихся по истории, культуре, литературе, получаемые на уроках истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.
2. Воспитание чувства гордости за свое Отечество и привитие интереса к истории и литературе.
3. Продолжить работу над воспитанием культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками.

Предварительная подготовка:

1. Подбор учащимися материалов по литературе и истории России с древнейших времен и до наших дней.
2. Подготовка записи музыкальных вопросов.
3. Из числа тех ребят, которые предпочтут стать болельщиками, организовать группы поддержки для соревнующихся ребят.

Правила игры:

Предполагается участие в игре двух - трех команд по 6-8 человек. Согласно правилам игры лото, в игре принимают участие 55 “бочонка” или кубика, на который с двух сторон нанесены даты или знаки: Image8750.gif (1010 bytes) - “темная лошадка” и Image8751.gif (1098 bytes)- “музыкальный вопрос”. Все бочонки кладутся в специальный непрозрачный мешок и перед началом игры тщательно в нем перемешиваются. Игровая карточка состоит из пяти строк, в каждой из которой 11 клеток. Перед началом игры выбирается ведущий, который либо принимает участие в игре наравне с другими игроками, либо только ведет игру. Ему вручается мешок с бочонками. Каждая команда кладет свои игровые карты перед собой и берет по 55 фишек для каждой своей карты. Фишками будут закрываться ячейки только после правильного ответа. Можно использовать 2 варианта игры. Первый, короткий: заполнение ячеек за определенное количество времени. Второй, длинный: полное заполнение ячеек. Выигрывает та команда, которая первой закроет полностью все клетки своей карты, ответив на вопросы. Участники, выслушав стихотворный отрывок, должны назвать событие, произошедшее в этом году. Допускается дополнение ответа соперниками. Если дополнение было правильным и интересным, то соперники тоже могут закрыть эту же ячейку.

ВЕК

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

Г

О

Д

 

945

1015

Image8751.gif (1098 bytes)

1223

1327

Image8750.gif (1010 bytes)

1533

1601

1703

Image8750.gif (1010 bytes) 

1904

972

1022

1114

1237

Image8750.gif (1010 bytes)

1471

1552

Image8750.gif (1010 bytes)

1709

1812

1905

978

1045

1125

1240

1380

1480

1564

1606

Image8750.gif (1010 bytes)

1818

Image8750.gif (1010 bytes)

Image8750.gif (1010 bytes)

1097

Image8750.gif (1010 bytes)

Image8750.gif (1010 bytes)

1382

Image8751.gif (1098 bytes)

1583

1613

1739

1825

1918

988

Image8750.gif (1010 bytes)

 

1242

Image8751.gif (1098 bytes)

1497

Image8750.gif (1010 bytes)

1672

1799

1861

1941

Оформление:

1. Стены аудитории украшены репродукциями картин с изображениями исторических событий, различных деятелей и плакатами с высказываниями великих людей:

  • Отечества и дым нам сладок и приятен. (А. С. Грибоедов).
  • Отчизна – это край, где пленница душа. (Ф. Вольтер).
  • Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон I).

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет право на будущее. (А. С. Пушкин).

Продолжение урока