Ни для кого не секрет, что игра занимает важное место в учебном процессе. Любой педагог, начинающий или имеющий большой опыт, учитель русского языка или учитель технологии, применяет в своей работе различные виды игр. Что только не придумывают современные учителя, чтобы вызвать, а затем поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету. Тем более что игра, как вид деятельности, всегда нравится ребятам. Ну а о пользе игр уже сказано не мало. Не хочется повторяться, говоря о том, какие положительные качества развиваются у учащихся во время игр. Но, на мой взгляд, главное в игре – это радость, т.е. все те положительные эмоции, которые возникают во время игры. Особенно, если игра интересная и ребята с ней справились. Присутствующее в любой игре соревнование помогает увлечь ребят, они размышляют, ищут ответы. И особенно приносит большое удовлетворение, если победителями становятся так называемые “молчуны”.
Какие только игры не используется сейчас в школе: ребусы и чайнворды, головоломки и кроссворды, лото и домино, викторины и различные аналоги телевизионным передачам (КВН, “Поле чудес”, “Кто хочет стать миллионером?”) и многое-многое другое. И все это только для того, чтобы уроки и внеклассные мероприятия не были серыми и скучными, а изучаемый материал был понятным и доступным.
Воспитательное и обучающее значение игр всегда зависит от профессиональной подготовленности современного учителя, от знания им не только своего предмета, но и индивидуальных и психологических особенностей учащихся, а также от четкой организации и проведения всевозможных игр. Но сейчас необходимо, чтобы ребята не только могли принимать участие в предлагаемых играх, но сами создавать их. Это очень увлекательное занятие. Оно совершенствует и интеллектуально развивает учащихся. У них развивается внимательность, мыслительные и информационные умения, творческие и коммуникативные способности. А если еще соединить историю с литературой, музыкой, живописью, то учащиеся лучше запомнят события и личности, обстановку и особенности темы, выбранной для игры.
Итак, для того чтобы было эффективным применением игровых форм во время уроков и внеклассных мероприятиях, мы должны помнить:
- Игра должна вызывать у учащихся всегда только положительные эмоции.
- Игра должна быть увлекательной, интересной с обязательными элементами соревнования.
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся.
Предлагаем вашему вниманию игру “Историко-литературная параллель”, подготовленную учащимися 9 класса нашей школы. Она проводилась в рамках декадника истории, хотя ее можно использовать и на повторительно-обобщающих уроках истории и литературы в старших классах. В основу данного мероприятия легли элементы различных игр: лото, историческое лото, “Счастливый случай”. Игра составлена по истории России с
X по XX века. В разработке представлены задания, рассчитанные на активизацию логического мышления учащихся.“Историко-литературная параллель”
Цель игры: формировать и развивать духовный мир школьников.
Задачи игры:
1. Расширить знания учащихся по
истории, культуре, литературе, получаемые на
уроках истории, литературы, музыки,
изобразительного искусства.
2. Воспитание чувства гордости за свое Отечество
и привитие интереса к истории и литературе.
3. Продолжить работу над воспитанием культуры
общения и установления взаимоотношений с
друзьями и сверстниками.
Предварительная подготовка:
1. Подбор учащимися материалов по
литературе и истории России с древнейших времен
и до наших дней.
2. Подготовка записи музыкальных вопросов.
3. Из числа тех ребят, которые предпочтут стать
болельщиками, организовать группы поддержки для
соревнующихся ребят.
Правила игры:
Предполагается участие в игре двух - трех команд по 6-8 человек. Согласно правилам игры лото, в игре принимают участие 55 “бочонка” или кубика, на который с двух сторон нанесены даты или знаки: - “темная лошадка” и - “музыкальный вопрос”. Все бочонки кладутся в специальный непрозрачный мешок и перед началом игры тщательно в нем перемешиваются. Игровая карточка состоит из пяти строк, в каждой из которой 11 клеток. Перед началом игры выбирается ведущий, который либо принимает участие в игре наравне с другими игроками, либо только ведет игру. Ему вручается мешок с бочонками. Каждая команда кладет свои игровые карты перед собой и берет по 55 фишек для каждой своей карты. Фишками будут закрываться ячейки только после правильного ответа. Можно использовать 2 варианта игры. Первый, короткий: заполнение ячеек за определенное количество времени. Второй, длинный: полное заполнение ячеек. Выигрывает та команда, которая первой закроет полностью все клетки своей карты, ответив на вопросы. Участники, выслушав стихотворный отрывок, должны назвать событие, произошедшее в этом году. Допускается дополнение ответа соперниками. Если дополнение было правильным и интересным, то соперники тоже могут закрыть эту же ячейку.
ВЕК |
X | XI |
XII |
XIII |
XIV |
XV |
XVI |
XVII |
XVIII |
XIX |
XX |
Г О Д |
945 |
1015 |
1223 |
1327 |
1533 |
1601 |
1703 |
1904 |
|||
972 |
1022 |
1114 |
1237 |
1471 |
1552 |
1709 |
1812 |
1905 |
|||
978 |
1045 |
1125 |
1240 |
1380 |
1480 |
1564 |
1606 |
1818 |
|||
1097 |
1382 |
1583 |
1613 |
1739 |
1825 |
1918 |
|||||
988 |
1242 |
1497 |
1672 |
1799 |
1861 |
1941 |
Оформление:
1. Стены аудитории украшены репродукциями картин с изображениями исторических событий, различных деятелей и плакатами с высказываниями великих людей:
- Отечества и дым нам сладок и приятен. (А. С. Грибоедов).
- Отчизна – это край, где пленница душа. (Ф. Вольтер).
- Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет право на будущее. (А. С. Пушкин).