Ролевая игра как средство развития нравственных чувств младших школьников

Разделы: Начальная школа


Необходимость воспитания нравственных чувств детей обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе жизнедеятельности, общения с людьми в результате целенаправленного воспитания.

Во-вторых, для освоения нравственного опыта, наполненного человечеством, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, воспитателей, уже овладевших этим опытом. Нравственное воспитание наиболее интенсивно осуществляется в период школьного обучения. В разнообразной деятельности и общении с людьми, в результате целенаправленной работы педагога и нравственного просвещения, учащиеся постепенно приобретают навыки нравственного поведения, развивают нравственные чувства, вырабатывают качества личности.

Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач современной школы, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное развитие человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения.

Психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В теории и практике проблемы нравственного воспитания школьников разрабатывались О.С. Богдановой, И.А. Каировым, О.Д. Калининой, И.И. Левченко и другими крупными учеными.

Ими достаточно полно рассмотрены педагогические условия организации нравственного воспитания в начальной школе, но наименее изучен вопрос использования игры, как средства нравственного развития.

Мною был выявлен ряд противоречий, связанных с решением данной проблемы в практике школьного обучения:

– во-первых, в начальной школе необходимо развивать нравственные чувства на всех уроках и эта работа должна проводиться систематически и направленно, но в учебных программах и учебниках недостаточно уделяется внимания данному вопросу;

– во-вторых, учителя стремятся разнообразить педагогический процесс, используя различные методы развивающего характера, способствующие эффективному нравственному воспитанию учеников, но мало учителей используют игру, как средство нравственного воспитания младших школьников.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: “Ролевая игра как средство развития нравственных чувств младших школьников”.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия использования ролевой игры как средства развития нравственных чувств младших школьников.

Объект исследования: процесс развития нравственных чувств младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования ролевой игры как средства развития нравственных чувств младших школьников.

Гипотеза исследования: использование ролевой игры как средства развития нравственных чувств младших школьников будет эффективным, если:

  • игра является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса;
  • соблюдаются правила организации ролевой игры в младшем школьном возрасте;
  • организуется совместная игровая деятельность младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
  2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
  3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
  4. Выявить эффективные психолого-педагогические условия использования ролевой игры как средства развития нравственных чувств младших школьников.

Методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседы;
  • психолого-педагогический эксперимент
  • математическая обработках данных экспериментального исследования.

Базой нашего экспериментального исследования является МОУ “Бурлаковская средняя общеобразовательная школа”,2“А “экспериментальный и 2 “Б” контрольный классы.

На основании анализа психолого-педагогической литературы я сделала следующие выводы.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

В младшем школьном возрасте развитие нравственных чувств младших школьников занимает одно из ведущих мест. Как показал анализ практического опыта, учителями на практике используются разнообразные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные) и методы (рассказ, этическая беседа, игра) нравственного воспитания младших школьников.

Мною были определены критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития нравственных чувств – в контрольном классе от 50 до 70% по различным критериям; в экспериментальном – от 55 до 60% по различным критериям. У учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к соблюдению правил и норм нравственного поведения, развитии нравственных чувств, наличии стремления к самосовершенствованию, но недостаточном проявлении данных качеств в поведении.

У учащихся контрольного класса в целом уровень развития нравственных чувств несколько выше, чем у учащихся экспериментального класса.

Таким образом, данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития нравственных чувств учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующей работы.

Во второй части нашего исследования мною были выявлены наиболее эффективные условия использования ролевой игры как средства развития нравственных чувств личности младшего школьника.

К сюжетно-ролевым играм исследователи относят те, в которых, на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых, творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты. Сюжетно-ролевые игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика ролевых игр.

Игра, особенно ролевая, оказывает, по мнению Л.С. Выготского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, преодоление “познавательного эгоцентризма” (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и не возможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения), развитие умственных действий, произвольного поведения.

В ходе нашей формирующей работы я широко применяла ролевые игры, предполагающие совместную деятельность учащихся и направленные на развитие нравственных чувств младших школьников.

Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классе показал, что уровень развития нравственных чувств младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития нравственных чувств значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития нравственных чувств учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития нравственных чувств учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1. Знания о нравственных нормах в поведении.

2. Наличие представлений о нравственных качествах личности.

Тестирование

(Тесты “Кого можно назвать нравственным человеком?” “Правила поведения”)

Мотивационно-потребностный

1.Отношение к нравственным нормам.

2.Развитие нравственных чувств.

3.Стремление к самосовершенствованию.

Наблюдение. Анализ продуктов деятельности.

(Сочинение “Каким я хочу стать?”)

Деятельностн.

1.Соблюдение нравственных норм в отношениях со взрослыми.

2.Проявление взаимопомощи доброжелательности, сочувствия, взаимопомощи к сверстникам.

3. Участие в коллективной деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Характеристика уровней нравственной воспитанности младших школьников

1. Высокий уровень.

У учащихся имеются осознанные представления о нравственных качествах личности, знания норм поведения. У учащихся сформировано положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения. У учащихся развиты такие нравственные чувства, как сочувствие, умение сопереживать, совесть, чувство долга, имеется устойчивое стремление к самосовершенствованию.

Учащиеся активно участвуют в учебной и внеклассной деятельности, легко вступают в общение с одноклассниками. В общественно полезном труде, во внеклассной работе и других делах класса они проявляют самостоятельность, инициативу, дисциплинированность, трудолюбие. Учащиеся постоянно соблюдают нравственные нормы в общении со взрослыми и сверстниками, Вежливы, доброжелательны, общительны, готовы прийти на помощь товарищу.

2. Средний уровень.

У учащихся имеются представления о некоторых нравственных качествах личности, нормах поведения. У учащихся сформировано положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения. У учащихся развиты некоторые нравственные чувства. Имеется стремление к самосовершенствованию, но оно проявляется ситуативно. Учащиеся участвуют в учебной и внеклассной деятельности, в общественно полезном труде. Учащиеся соблюдают нравственные нормы в общении со взрослыми и сверстниками при побуждении к этому взрослого. Могут проявлять вежливость, доброжелательность, готовность прийти на помощь товарищу в зависимости от ситуации и при побуждении взрослого.

3. Низкий уровень.

У учащихся не имеется четких представлений о нравственных качествах личности, нормах поведения. У учащихся не сформировано положительное отношение к соблюдению правил и норм нравственного поведения. У учащихся развиты некоторые нравственные чувства. Стремление к самосовершенствованию отсутствует. Учащиеся соблюдают нравственные нормы в общении со взрослыми и сверстниками при контроле со стороны взрослого. Могут проявлять вежливость, доброжелательность, готовность прийти на помощь товарищу при контроле со стороны взрослого.

Сравнительная характеристика уровней развития нравственных чувств учащихся экспериментального класса в первом и втором констатирующем эксперименте (в процентах)

Критерии

Экспери-мент

Когнитивный

Мотивац.-потребност.

Деятельностный

Итог

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

I

25

60

15

30

55

15

20

60

20

25

58,3

16,7

II

45

55

-

50

50

-

35

65

-

43,3

56,7

-

Диаграмма 1

Характеристика уровней развития нравственных чувств учащихся экспериментального класса в первом и втором констатирующем эксперименте

Сравнительная характеристика уровней сформированности личности учащихся контрольного и экспериментального классов во втором констатирующем эксперименте (в процентах)

Критерии

Классы

Когнитивный

Мотивационнопотребностный

Деятельностный

Итог

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2“А” (К)

30

60

10

35

50

15

20

70

10

28,3

60

11,3

2 “Б” (Э)

45

55

-

50

50

-

35

65

-

43,3

56,7

-

Диаграмма 2

Сравнительный анализ результатов первого и второго констатирующего эксперимента

Список литературы

  1. Ю. П. Азаров “Педагогика любви и свободы”.
  2. Под редакцией И. А. Карпова и О. С.Богдановой “Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя”.
  3. О.Д Калинина “Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя”.
  4. Б.В. Бушелева “Поговорим о воспитании: Книга для учителя”.
  5. Вебер Р.В. “Не опаздать с добротой. Воспитание школьников”.
  6. Пер. с англ. “Воспитание с любовью и логикой. Центр общечеловеческих ценностей””.