Цель урока: Обеспечить восприятие темы “Функция у = а и её свойства”. Учить исследовать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока
I
. Оргмомент– Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
– Сегодняшний урок мы посвятим этой же проблеме – изучению квадратичной функции.
II
. Проверка домашнего задания1) Карточки на отметку “5”, “4”, “3”. (Три ученика)
“5”
При каких x значения функции у =
а) больше 9;
б) не меньше 16?
“4”
Найти значения x, при которых функция у =2x2-5x+3 принимает значение, равное -1.
“3”
Найти нули функции у =-3+2.
2) Математический диктант на два варианта (2 ученика пишут с обратной стороны доски, остальные пишут в тетрадях под копирку).
1.Функция задана формулой у = x2. Чему равно её значение при x = -3?
(Как называется график функции у = x2?)
2. Как называется график функции у = x2?
(Значение функции у = x2 равно 324 при x = 18. Чему равно значение этой функции при x = -18?)
3. Принадлежит ли точка с координатами (-2;5) ((-7;-49)) графику функции у = x2?
4.Значение функции у = x2 равно 169 при x = 13. Чему равно значение этой функции при x = -13? (Функция задана формулой у = x2. Чему равно её значение при x = -5?)
– Тетради сдали, листочки оставили. Проверим работы. Одна ошибка – “4”, две ошибки– “3”.
– Поднимите руки те, кто получил отметку “5”. Затем – “4”.
III. Изучение нового материала.
– Что означает слово “функция”?
– Но ведь не только в математике встречается это понятие, где ещё? В каких науках?
– Кто же впервые ввёл в математику слово “функция”?
(Рассказ ученика)
Впервые Лейбниц в XVIII веке связал это слово с понятием ординаты и абсциссы точек, описывающих линию. Определение функции, которое мы даём, встречается у знаменитого русского математика Лобачевского. В 1831 году Лобачевский писал:
“Общее понятие требует, чтобы была функция, надо чтобы каждому значению соответствовало совершенно определённое значение у, причём безразлично, каким образом установлено это соответствие – аналитической формулой, графиком, таблицей или просто словами”. Это определение функции, в котором упор делается не на аналитическое выражение, а на соответствие между множеством значений двух переменных, принято ныне в школе.
– С какими функциями мы знакомы?
– Сегодня мы продолжим рассматривать квадратичную функцию.
– Запишем в тетрадь новую тему урока: “Функция у = аx2”.
– Чем отличается формула данной функции от функции у = x2?
– Так вот цель нашего урока – увидеть и понять, какую роль играет коэффициент а, и как свойства функции зависят от коэффициента.
– Мы говорим коэффициент а, а что это?
– Какие бывают числа?
– Как ведёт себя функция, когда коэффициент положителен и отрицателен. Чтобы это узнать разобьёмся на две группы “
1) Группа “” будет исследовать функцию при отрицательных значениях а и построит график функции у = -2
x2.Группа “” – при положительных а и построит график функции у = 2
x2.(После того как группы выполнили построение графика, учитель показывает готовые графики,
чтобы ученики сверились)
– Чем отличаются и что общего в графиках функций? (общее – вершина, разное направление ветвей)
– А как вы думаете, от чего зависит направление ветвей параболы? (от знака коэффициента)
– Так каким же образом направление ветвей параболы зависит от коэффициента а? (формулируют правило)
2) А сейчас каждая группа исследует функцию по плану:
1.Область определения функции.
2.Множество значений функции.
3.Координаты вершины параболы.
4.Ось симметрии.
5.Промежутки возрастания и убывания функции.
(В каждой группе выбирается консультант, который ведёт работу)
– А теперь сравним результаты групп.
а = -2 | а = 2 |
1. х – любое число | 1. .х – любое число |
2.у 0 | 2.у 0 |
3.(0;0) | 3.(0;0) |
4.Оу | 4. Оу |
5. Возрастает при х0 | 5.Возрастает при х0 |
убывает при х>0 | убывает при x <0 |
– Что общего в свойствах функций у = 2x2и у = -2x2?
– В чём отличие?
– А сейчас откроем учебники и ещё раз прочитаем основные свойства функции у = аx2.
Дома ещё раз прочитаете и запомните.
3) Выполнение №596 (устно)
№597(2), №598(1,3) на доске и в тетрадях.
4) А теперь поменяемся ролями. Я – ученик у доски, а любой из вас может стать учителем.
Я получила задание – составить пару: формула функции – и её график. А: у = x2, В: у =-4x2, С: у = 3x2.
Посмотрите на рисунок. Я считаю, что должны быть пары: 1– В, 2 – А, 3 – С. Верно?
(нет. 1 – А, 2 – В, 4 –С)
IV
. Домашнее задание:п.37, стр.153-154, свойства функции, №597(3), №598(2,4)
V
. Итог урока.– С какой функцией познакомились на уроке?
– Как по формуле функции определить направление ветвей параболы?
– В параллельном классе учащиеся выполняли работу на эту же тему. Верно ли?
Найди ошибку.