МДОУ “Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида” посещают воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, поэтому основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, - это исправление речевой патологии и полноценная подготовка детей к школе. Для их выполнения коллектив МДОУ, используя новейшие педагогические методики и технологии, реализует “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.Васильевой и “Программу обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи” (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева).
В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось по душе учебно-игровое пособие “Математический планшет”, выпускаемое ООО “Корвет”.
Дети полюбили эту игру за оригинальность, мобильность в работе, простоту. Они с удовольствием пользуются книжкой-приложением, разработанной старшим преподавателем ЛОИРО Б.Б.Финкельштейн [2], с интересом играют в предлагаемые в ней игры, изображают при помощи резиночек различные фигуры, оживляют их, дорисовывая детали. Дошкольники учатся читать простейшую графическую информацию по схемам на планшете, выкладывают по ним рисунки. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей с ОНР.
“Математический планшет” я использую на занятиях по развитию речи при пересказах небольших литературных текстов, составлении творческих и описательных рассказов. Дети с удовольствием рисуют резиночками картинки-иллюстрации к ним, им нравится придумывать новые повороты событий для знакомых сказок, дополнять их интересными эпизодами, зарисовывать их. На одном из занятий дети спасали Колобка, нарисовав резиночками вертолет, на котором он улетел от хитрой Лисы, на другом – все радовались новому сконструированному на планшете теремку, где всем героям сказки весело и удобно. Дети придумали новый счастливый конец русской народной сказки “Снегурочка”. Облако, в которое превратилась героиня, благодаря фантазии ребят преобразилось в новых героев, радующих бабушку и дедушку своими добрыми делами. На планшетах дети нарисовали, пользуясь карточками – схемами, красавицу Елочку, волшебный самолет, любимых героев Смешариков, проказницу Козу, доброго волка, объединив всех героев единым сюжетом со счастливым концом. Приложение 1.doc
Удачное применение карточек - схем я нашла при проведении игры “Да - нет”, когда ведущий, прежде чем загадать предмет, рисует его резиночками на “Математическом планшете”.
Это уникальное учебно-игровое пособие я применяю на коррекционных занятиях для автоматизации и дифференциации звуков речи. Мы разучиваем с детьми загадки, скороговорки, стихи, считалки, многие берем из сборника И.С.Лопухиной “Коррекция речи у дошкольников” [1]. Мною, при технической поддержке коллег, составлена картотека схем по изучаемым лексическим темам: Одежда”, “Транспорт”, “Животные”, “Посуда”, “Мебель”, “Птицы”, “Инструменты”. К ним подобран стихотворный материал.
Для дифференциации и автоматизации звуков речи у детей с ОНР в сборнике И.С. Лопухиной представлена игра “Лото”, в которую мы с детьми играем, пользуясь учебно-игровым пособием “Математический планшет” и разработанными мною для нее карточками - схемами загадываемых предметов.
Игра “Лото”.
Игра проводится по правилам игры “Лото. Одежда”. (И.С Лопухина “Коррекция речи у дошкольников” [1]).
Предварительная работа: заучивание стихов.
Цель: автоматизация звуков речи на стихотворном материале с использованием учебно-игрового пособия “Математический планшет”.
Для игры изготавливаются большие карты с шестью картинками и по 6 маленьких карточек со схематичными изображениями предметов.
- Карта “Одежда” с шестью картинками: шуба, варежка, штанишки, шапка, шарф, рубашка и 6 маленьких карт со схемами этих предметов одежды. Рисунок 1.doc
- Карта “Транспорт” с шестью картинками: корабль, метро, грузовик, трамвай, троллейбус, вертолет. Шесть маленьких карточек со схемами этих предметов. Рисунок 2.doc
- Карта “Инструменты” с шестью картинками: лом, лопата, пила, молоток, метла, колун. Шесть маленьких карт со схемами этих предметов. Рисунок 3.doc
Играющий для того, чтобы закрыть маленькой картой рисунок на большой карте, должен нарисовать его разноцветными резиночками на “Математическом планшете”, четко и чисто проговорить текст, относящийся к этому предмету, и только тогда он может закрыть карточкой-схемой изображе этого предмета на большой карте.
Список литературы:
- И.С Лопухина. Коррекция речи у дошкольников. Игры, загадки, скороговорки, стихи, считалки. Санкт-Петербург, 1994г., Книгоиздательство “Сайма”, стр.56.
Б.Б.Финкельштейн. Математический планшет. Математика, геометрия, развитие речи. Учебно-игровое пособие, ООО “Корвет”, Россия, Санкт-Петербург, 2006 г.