У ребенка уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в творчестве. Но данная потребность сама по себе вторична. Она представляет собой отклик на ту среду, которая окружает ребенка. Л.С. Выготский отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества”.
В свою очередь, период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В данный период игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать. (Слайд презентации №1).
Когда я набираю 1-й класс, заранее знакомлюсь с детьми и родителями. Посещаю утренники, родительские собрания, занятия, просто прихожу в группу детского сада, чтобы посмотреть и понаблюдать, кто, чем любит заниматься у кого какие способности.
На первом родительском собрании рассказываю о программе “Начальная школа XXI века”, по которой будет строиться учебная работа и о теме внеучебной работы “Развитее творческих способностей и задатков детей младшего школьного возраста”.
(Слайд презентации № 2)
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
(Слайд презентации № 3)
Цель организации работы с одаренными детьми:
- Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи организации работы с одаренными детьми:
Работая над темой “ Развитее творческих способностей и задатков детей младшего школьного возраста” на протяжении 5 лет пришла к выводу, что развитие новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Организовывая внеучебную деятельность, исхожу из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся. Используя для себя следующие этапы.
(Слайд презентации № 4)
Этапы организации работы с одаренными детьми:
- Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
- Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
- Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
- Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
(Слайд презентации № 5)
Ожидаемые результаты:
- Повышение интеллектуального уровня учащихся.
- Творческая самореализация выпускника начальной школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей,
формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей. Поэтому 1 класс – Подготовительный этап направлен на развитее теоретического мышления, развитее наглядно – образной и совестно – логической памяти.
(Слайд презентации № 6)
Подготовительный этап (1класс).
- Формирование навыков эффективной организации труда.
- Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Выявление способных учащихся.
Виды деятельности:
Педагогическая диагностика по Л.Е.Журовой, Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой проводимая совместно со школьным психологом – залог обучения и развития детей. Проводя диагностику, получаю дополнительный материал для полной объективной оценки творческих возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется мышление, восприятие, внимание, память, в какой помощи учителя нуждается ребенок. Диагностика дает возможность проанализировать развитие ребенка, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.
(Слайд презентации № 7) Внеучебная работа на факультативе “Эрудит” по УМК “Развивающие задания Е.В. Языканова (1час в неделю). Факультатив – курс для 1 – 4 класса развивающих занятий, нацелен на решение задач и интеллектуально – личностно – деятельное развитие младших школьников. Анализируя выполнение ребятами каждого задания, получаю возможность выяснить. В какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Задания служат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
(Слайд презентации № 8) Портфолио – личных достижений. Составляется в 1 классе учащимися совместно с родителями. Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Ребята сами участвуют в накоплении материала портфолио – анкетирование, тренинги, дипломы, грамоты за индивидуальное, семейное участие в народных праздниках, спортивных, литературных, конкурсах. Рубрики портфолио: деловая информация, творческие работы, диагностические обследования, мои достижения. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми. Портфолио фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, носит накопительный характер поощрения творческой деятельности самого учащегося и всей семьи, обеспечивает непрерывность процесса развития ребенка от года к году. В нашем классе ежегодно проходят парады личных достижений “ Школьные годы чудесные”.
К 8 годам дети всячески демонстрируют свою избирательность, свое мнение, свою новую школьную, жизнь, стремятся занять более взрослую позицию. Именно в этот период дети начинают осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – Творческий этап.
(Слайд презентации № 9)
Творческий этап (2-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Формирование познавательного интереса.
- Творческое развитие учащихся.
- Индивидуальная работа со способными школьниками.
Виды деятельности:
Продолжается внеучебная работа по всем видам деятельности 1 класса, а также самое серьезное внимание обращается на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки. Для этого ведется индивидуальная работа учащихся по выполнению тематических сообщений для уроков окружающего мира, для классных часов, на интересующие темы для школьных НОУ. Ребята увлеченно принимают участие в школьных олимпиадах, интеллектуальных играх, участвуют в школьных и районных художественных и прикладного творчества выставках. Во 2 классе помогаю детям выбрать занятия в кружках, секциях по интересам в центре дополнительного образования, детской спортивной школе, в музыкальной и художественной школе, все это способствует развитию творческих способностей детей.
(Слайд презентации № 10,11)
Внеклассная работа с детской библиотекой по совместному ежегодному плану работы “Информационная культура читателя”,
помогает детям хорошо ориентироваться в художественной и познавательной литературе, находить ответы на интересующие вопросы, а также участвовать в интеллектуальных литературных конкурсах и КТД.
С музеем сотрудничаем по совместно составленной программе “Традиционный народный календарь”.
Наша совместная творческая деятельность помогает детям быть участниками народных праздников, (Слайд презентации № 12) собирать материал о играх, обычаям родного края, проводимым во время праздника. Разучиваем заклички, пословицы, поговорки, русские народные песни, обряды необходимые для проведения народных праздников. Благодаря этой программе восприятие становится думающим, происходит осознания личного отношения к миру к родному краю к традициям и культуре русского народа и тесной взаимосвязи поколений.
К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.
(Слайд презентации № 13)
Развивающий этап (3 – 4-й класс).
- Совершенствование навыков научной организации труда.
- Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
- Формирование исследовательских навыков.
- Развитие информационной культуры учащихся.
Виды деятельности:
Продолжается внеучебная работа по всем видам деятельности начатой в 1 и 2 классе. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.
Поэтому дети, активно участвуют не только в школьных районные, но и областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальные играх, дистанционных проектах, а так, же в районных научно – практических конференциях, всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты внеучебной деятельности; качественно новый, более “взрослый” тип взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками. Способствуют этому:
(Слайд презентации № 14)
Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся.
- Коллективно творческие дела совместно с центрами дополнительного образования и родителями.
- Предметные недели.
- Научное общество учащихся “Поиск”.
- Факультатив “Эрудит”.
- Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты.
- Диагностическое обследование.
- Портфолио – личных достижений.
Высокая эффективность достигается. Если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат нашей совместной внеучебной деятельности: 2007 – 2008 учебный год – 4-й класс.
(Из 21 учащегося 6 – отличников, 8 – хорошистов) Лавринович Александра – 7 место в регионе в международном конкурсе “Кенгуру”, Филатова Евгения два года подряд (2007,2008) входит в “30 лучших знатоков” в областном заочном интеллектуально – творческом конкурсе “Через тернии – к звездам”. 2 лауреата IХ районной научно – практической конференции школьников Симонова Татьяна и Неукрытый Дмитрий, они награждены дипломами фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” их работы размещены на сайте: http://portfolio.1sept.ru Общекомандное 1 место в районном интеллектуальном конкурсе “Я люблю тебя, Россия”; 1 место в районном КВНе “В мире животных”, Благодарственные письма: Евсеевой Светлане за активное участие в областном художественном конкурсе “Газ, вода есть, -хорошо! Жить с комфортом – лучше! В коммунальщики б пошел! Пусть меня научат!”; Миненкову Егору, Лавринович Александре, Картечкину Владимиру, Гусакову Владиславу, Ширковец Евгению за активное участие в музейных праздниках по программе “Традиционный народный календарь”, конкурсах по программе “Россия Родина моя”, а также в выставках прикладного творчества. Благодарственное письмо классу за постоянное сотрудничество с районной детской библиотекой, за активное участие в литературной игре “Читаем всей семьей”. Два года подряд (2007, 2008) ребята были победителями школьного конкурса “Самый здоровый класс”. 2008 – 2009 учебный год – 1-й класс (20 человек).
Симонова Татьяна ученица 5 класса награжден диплом фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” ее работ размещена на сайте: http://portfolio.1sept.ru Недостоева Анастасия, Филимонов Данила, награждены районными дипломами главы Горьковского городского поселения “Лучшая новогодняя игрушка” среди дополнительных, общеобразовательных и специальных учебных заведений. 4 человека (Арутюнян Карен, Гребнев Денис, Трифонов Николай, Прокопьева Кристина) участники международного дистанционного проекта “Эрудит – марафон учащихся”. Прокопьева Кристина, Гребнев Денис – 1 место по русскому языку, Прокопьева Кристина – 1 место по математике; 12 человек приняли участие в международном математическом конкурсе “Кенгуру”. Место в школе: Гребнев Денис – 10, Арутюнян Карен, Румянцева Варвара – 12. Ребята приняли участие в международном конкурсе “Русский медвежонок – языкознание для всех” – 12 человек. В областном конкурсе – “Пони” приняли участие -8 человек. Симонова Татьяна, Неукрытый Дмитрий, Гусаков Владислав, Недостоева Анастасия, Трифонов Николай – лауреаты районного этапа областного конкурса “Моя малая Родина”, в номинации “Традиционная культура” с работой “Матрешка – русский сувенир”.
Учащиеся 5 класса закончили учебный год (6 – отличников, 8 – хорошистов) – это говорит о том, что интерес к учебному процессу у ребят не угас, они продолжают участвовать в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно практических конференциях, добиваются хороших успехов в центрах дополнительного образования.
Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей в которых вложена частичка моего труда. Для меня очень важно, чтобы мои ученики превзошли меня – своего учителя.